7 мин.

Трое в лодке, не считая Дуайта

Тысячу раз был прав американский коллега Грэйдон Гордиан, утверждавший, что в жизни нельзя обсуждать на публике три вещи — религию, политику и кандидатуру самого достойного претендента на титул MVP в сильнейшей баскетбольной лиге мира. Все равно переубедить оппонентов в спорах на данные темы невозможно ни при каких обстоятельствах. Посему предлагаю читателям расценивать следующий материал не как набор доводов в защиту той или иной звезды, а как попытку обобщающего анализа козырей претендентов на награду. Чьи позиции сильнее, решать исключительно вам.

Кобе

При всем великолепии игры повторить прошлогодний успех и завоевать главный приз лидеру «Лейкерс» будет крайне непросто. Хотя бы потому, что бонзы лиги — судя по неофициальным опросам — считают моветоном избегать разнообразия и второй сезон кряду ставить на защитника при достаточно обширном пуле претендентов. И это, несмотря на то, что Брайант демонстрирует невероятную наступательную стабильность (его сегодняшний процент попаданий с игры, 46,5, всего четыре десятых уступает лучшему показателю за все время выступления в НБА!), что подтверждается наивысшим атакующим коэффициентом полезности в карьере, регулярно подбиваемым статистиками ESPN. Разумеется, без тактического гения Фила Джексона и качественной поддержки По Газоля прогрессу Черной Мамбы было бы куда сложнее воплотиться в жизнь, но постулата о том, что короля играет свита до сих пор никто не отменял. Тем паче при определении MVP. Разнообразные вариации треугольного нападения с активным использованием высокого пик-н-ролла «под испанца» превратило Кобе в настоящего «всадника Апокалипсиса», несущего разрушения редутам соперника. Ведь успеть за смещениями защитника, превращающими его в одну из атакующих вершин, крайне сложно: одновременно с опекой техничного Кобе оппонентам приходится держать в уме необходимость страховки центральной зоны и пресечения диагонали в угол либо обратного паса в район «усов».

Еще один плюс в нынешней игре КБ-24 — работа в защите. Пожалуй, доселе не доводилось видеть олимпийского чемпиона, столь активно «пашущего» на своей половине. Причем опекал Кобе не только профильных соперников в лице вторых номеров, но и брался за нейтрализацию звездных легких форвардов. К примеру, Дзенмастер не стеснялся разменивать лидера на Пола Пирса и ЛеБрона Джеймса в последних четвертях или решающих эпизодах поединка. Скажу больше, после травмы Эндрю Байнэма и введения в треугольник Ламара Одома на постоянной основе Брайант вовсе превратился в «вингера» — человека отвечавшего за безопасность пространства между дугой и «усами». А эта адова работенка, сказать по правде, еще та: постоянное движение, активная работа ног, умение переключаться при разменах…

Наконец, Брайанту стоит отдать должное в плане физико-психологической выносливости. Человек играет без перерыва практически два года, являясь стилеобразующим игроком как клуба, так и национальной сборной. При этом до сих пор не прошел полный курс медикаментозного — в том числе и хирургического — лечения, которое бы избавило его от дискомфорта, вызванного поврежденным суставом пальца на руке, и ряда мелких проблем с ногами (колени, лодыжка).

ЛеБрон

Для начала немного статистики. Сегодня Король занимает второе место по среднему количеству очков за вечер (28,3), третью позицию в сводной таблице полезности «плюс-минус» за последние пару лет, а также, возглавляя рейтинг игровой эффективности, имеет один из лучших показателей в нем за всю историю лиги. При этом он собирает больше отскоков, нежели 85 процентов представителей НБА, может похвастаться статистикой передач и перехватов, превосходящей аналогичные показатели для 96 процентов элитных баскетболистов, и на позиции легкого форварда делает больше блоков, нежели 85 процентов обитателей сильнейшей лиги мира! Проще говоря, Джеймс превратился в самый страшный ночной кошмар защитника, воплотившийся в реальной жизни…

Любопытно, что каждый из статистических показателей наглядно демонстрирует сильные стороны свингмена. Возьмем количество очков. Формула успеха здесь — скорость, помноженная на координацию, плюс спортивная агрессия (та, которая позволяет вам на первом шаге разбивать «дабл-тим» наглым силовым давлением). Подборы и блоки — это атлетизм, сложенный с грамотным выбором позиции да чтением игры и возведенной в квадрат работой рук. Передачи же получаются путем добавления к видению площадки недюжинного баскетбольного интеллекта и вычитанию звездного эгоизма, присущего исполнителям MVP-шного калибра. Согласитесь, что на фоне подобного набора достоинств недостатки форварда – к примеру, нестабильный средний бросок (в особенности, из безопорного положения) – сами собой отходят на второй план.

Рискну утверждать, что в нынешнем сезоне мы впервые увидели весь универсализм ЛеБрона в действии. И, надо признать, глубина потенциала впечатлила. По ходу «регулярки» Король несколько раз играл центрового в случаях, когда Майк Браун использовал ультралегкий состав с четырьмя защитниками — ставил спину, поднимался под заслон, чистил коридор для рывка партнера и следовавшей за стяжкой диагонали. В составе олимпийской сборной по требованию Майка Кшишевски исполнял обязанности тяжелого форварда, специально «опуская» линию защиты европейцев (тех же испанцев, навскидку) под кольцо, дабы создать максимальный зазор между «большими» и «малышами». Наконец, в защите за последний календарный год парень специально не «наводился» разве что против разыгрывающего, причем работал «один-в-один» лишь с номинальной страховкой снизу — подвижности кливлендским «большим» явно недостает. 1,72 фола в среднем за вечер (при коэффициенте 2,02 за карьеру) говорит о том, что и в данном компоненте ЛеБрон прогрессирует.

Дуэйн

Вспышку стоит наградить титулом MVP хотя бы за то, что олимпийский чемпион практически в одиночку втащил за уши «Майами» в плей-офф. У Уэйда, в отличие от предыдущих кандидатов, и близко нет свиты, способной поддержать мантию в нападении или избавить от черновой работы в защите. Казалось бы, клуб без центра (большую часть сезона «Хит» играли именно так) по умолчанию обречен болтаться в хвосте таблицы, но защитник эффектно опроверг постулат. Во-первых, превратил набор очков в профильную обязанность, завязав на себе командную игру и, тем самым, объединив разрозненных музыкантов Эрика Споэльстры в единый ансамбль бэк-вокалистов: сегодня Дуэйн возглавляет ростер самых успешных атакующих баскетболистов лиги со средним показателем 29,8 балла за вечер. А во-вторых, КПД Вспышки-2009, оторванный от общих результатов команды, сам по себе уникален. По итогам дюжины матчей, прошедших с 18 февраля в Миннесоте по 11 марта в Бостоне, баскетболист вошел в когорту 70 самых продуктивных исполнителей НБА всех времен. Причем не замкнул список, а расположился на 61-й позиции. Отметим, что прогресс имел не экстенсивный (количественное увеличение средних показателей путем масштабного скачка), а интенсивный характер. То бишь медленно, но верно повышался процент реализации средних и дальних бросков. Стоит ли удивляться, что он преследует Джеймса по пятам в рейтинге игровой эффективности и проводит самый успешный сезон в карьере: отрезок «февраль-март» вовсе стал абсолютно лучшим в послужном списке защитника.

На этом рассказ о Вспышке, несмотря на все богатство его таланта, можно завершать. Почему? Ответом изберу наблюдение канзасского коллеги Джоша Такера годичной давности. Он блестяще заметил, что за последние 26 лет — с 1982 года — ни один из баскетболистов не завоевывал титул MVP, если его команда не преодолевала рубеж в полсотни побед по итогам «регулярки»! Более того, за четверть века лишь двое добились признания, когда команда имела менее 55 триумфов за гладкий чемпионат. В 2009-м при самых оптимальных раскладах в активе «Майами» будет значиться 46 успешных поединков. Недостача более чем солидная, если учесть что с 2000 года минимальное число побед равнялось 54-м: три сезона назад Стив Нэш получил приз в составе «Финикса»…

Дуайт

Супермену не повезло: в лиге невысоких баскетболистов, сражающихся за звание MVP и ежедневно меряющихся зубодробительными показателями индивидуальной статистики, центровому делать нечего. Особенно если он слабо реализует штрафные, не попадает в новостные выпуски, благодаря решающим попаданиям на последних секундах и имеет плохую привычку «подгружаться» фолами в борьбе с подвижными пятыми номерами, вытягивающими конкурента наверх (посему и в нашем обзоре ему досталась скромная аналитическая доля). Тем не менее, Ховарду есть чем гордиться: лидер по среднему количеству подборов и блоков за вечер в Ассоциации, он является одним из лучших защищающихся игроков НБА. И это в команде, не отличающейся высокой дисциплиной на своей половине и не имеющей в составе козырных бонз-разрушителей, вроде Шейна Баттье, Тэйшоуна Принса или Кевина Гарнетта! Не забудем также и о том, что во многом благодаря Дуайту тактика Стэна ван Ганди с акцентом на пальбу из-за дуги, атаках вторым темпом и постоянных вертикальных перемещениях принесла плоды в виде путевки в плей-офф. Ведь никакие гортаты и тони баттье не привлекут к себе «дабл-тим» и, соответственно не освободят пространство для маневров Тюркоглу или Льюиса… Вопрос в том, достаточно ли вескими будут аргументы Ховарда при обсуждении ареопагом кандидатуры достойнейшего из достойнейших? Ведь НБА — это, прежде всего, шоу, в котором черновой оборонительный труд заведомо проигрывает атакующей феерии и круглым цифрам ее статистики.

В тексте использованы материалы американских блоггеров-статистиков.