9 мин.

«Блейзеромания»

Как же давно это было… Когда «Портленд» первый и единственный раз в своей истории стал чемпионом, минимальная заработная плата в США составляла 2 доллара в час, на экранах телевизоров только-только дебютировала космическая сага «Звездные Воины», а весь мир оплакивал уход из жизни Элвиса Пресли.

Это был знаковый сезон для всего американского баскетбола, ведь именно перед его началом свое существование прекратила Американская Баскетбольная Ассоциация, тем самым не оставив никаких сомнений относительно могущества своего конкурента – НБА. Данное обстоятельство в значительной мере повлияло на формирование чемпионского коллектива в Орегоне, ведь именно из канувшей в Лету лиги в команду пришли одни из главных творцов команды – тренер «Доктор» Джек Рэмси и тяжелый форвард Морис Лукас, ставший в дальнейшем главным бомбардиром. Но главное событие для команды и всего города случилось двумя годами ранее, в 1974, когда под первым номером драфта был выбран Билл Уолтон, он же «Большой Билл».

Именно ему суждено было стать опорой клуба, его лидером, тем игроком, с которым многие до сих пор ассоциируют «Трэйл Блейзерс». Талант Уолтона не знал границ, и заявил он о себе в полный голос уже в раннем возрасте. Играя за UCLA, он привел свой университет к двум победам в чемпионате за три года, неоднократно назывался лучшим игроком и установил рекорд колледжа по передачам. И это действуя на позиции центрового!

Правда, начинался баскетбольный путь достаточно забавно. Когда Дэнни Крум, помощник главного тренера UCLA Джона Вудена, в 1968 году впервые увидел Уолтона на площадке, он тут же пошел к своему боссу и с порога заявил, что Билл – лучший школьник, которого он когда-либо видел. Вуден только усмехнулся: »Дэнни, никогда больше не говори такой чуши. Поверь, ты похож на идиота, когда врываешься ко мне в кабинет и начинаешь буквально кричать, что какой-то рыжий парень из Сан-Диего кажется тебе лучшим школьником, играющим в баскетбол. Что-то я не припоминаю вообще ни одного перспективного игрока из Сан-Диего, а тут сразу лучший в истории? Ну да, конечно. Дэнни, не глупи».

Как мы уже знаем, Дэнни не глупил. Сейчас никто не может сказать, какой могла бы получиться карьера Уолтона, если бы травмы обходили его стороной, но то, что мы все-таки смогли увидеть – было потрясающе. К сожалению, я не смотрел ни одной полной игры Билла Рассела, за исключением нарезок, поэтому не могу судить о его уровне игры в защите. Наверняка он был запредельным, иначе не было бы всех этих умопомрачительных достижений.

Эта ремарка было необходима для правильного понимания следующего заявления: Билл Уолтон – лучший оборонительный центровой в истории игры. Это невозможно описать, это необходимо видеть своими глазами. Советую в первую очередь просмотреть финал Конференции 1977 года, когда «Лейкерс» вместе с Каримом Абдул-Джаббаром были просто деклассированны со счетом 4-0. Вокруг такой глыбы, контролирующей всю площадку, можно было строить команду – чемпиона. Нужны были лишь недостающие детали – звездный партнер, хороший тренер, качественные ролевые игроки. Как уже было отмечено выше, все эти задачи были выполнены руководством перед началом сезона-1976/1977. Помимо двух звезд передней линии – Уолтона и Лукаса – стартовую пятерку команды составляли «второгодки» Лионел Холлинз и Боб Гросс, а также разыгрывающий Дэйв Твардцик, пришедший в команду из АБА.

Из воспоминаний «Доктора» Джека Рэмси: « Признаюсь честно, когда я принимал «Портленд» перед победным сезоном, у меня были очень хорошие предчувствия. Были произведены положительные изменения в ростере, и, начиная с самого первого дня тренировочного лагеря, в команде установилась отличная атмосфера. Где-то в середине «регулярки» я понял, что мы можем выиграть чемпионат».

А вот мнение нынешнего тренера «Мемфиса» Лайонела Холлинза: «Мы все знали, что стали сильнее благодаря «специальному» драфту, организованному из-за ликвидации АБА. В команду пришло очень много хороших игроков, был нанят тренер, который позже стал членом Зала Славы. В результате получилась отличная смесь из новичков и «старожилов», и мы все прекрасно знали, что способны наделать шороху в плей-офф, хотя знали, что «Портленд» ни разу в своей истории не доходил до этой части сезона».

Действительно, за шесть предыдущих лет существования команда из Орегона никогда не выходила в плей-офф и неудивительно, что зрительская поддержка оставляла желать лучшего. Но все изменилось в течение сезона 1977 – и благодаря значительному улучшению результатов началась знаменитая «блейзеромания». Этому феномену не существует аналогов ни в одном другом городе, имеющем профессиональную баскетбольную команду. В достижение, установленное местными болельщиками, трудно поверить – 814 аншлагов подряд, с 1977 по 1995 год! Его можно смело ставить в один ряд с «вечными» рекордами Билла Рассела и Джона Стоктона, и существует лишь теоретическая вероятность того, что он сможет быть превзойден в будущем. Давайте послушаем Лионеля Холлинза, чтобы лучше прочувствовать период зарождения «блейзеромании»: «Это было нечто. Мы были королями города, по популярности с нами не могли сравниться даже рок-звезды. Было такое ощущение, что наши жизни не принадлежат нам самим, что они стали частью города. Судите сами – мы нигде не могли пройти незамеченными, они следовали за мной всюду, куда бы я ни шел. Они хотели знать все, абсолютно все о нас, включая то, что мы покупали в магазинах. Даже сейчас я помню все в мельчайших подробностях, и всегда буду любить Портленд и его жителей».

Люди чувствовали, что они могут стать свидетелями чего-то особенного. Сезон был пройден буквально на одном дыхании, за исключением небольшой заминки, возникшей после Матча Всех Звезд. Тот сбой еще раз доказал значимость для команды Билла Уолтона, ведь когда он пропустил из-за травмы 17 матчей, «Блейзерс» потерпели в них 12 поражений. Впрочем, после его восстановления команда заслуженно заняла первое место в Конференции и готовилась штурмовать невиданные ранее высоты.

Надо сказать, что, несмотря на высокие цели и на то, что весь город пристально следил за командой, эти молодые ребята не испытывали почти никакого напряжения. Ни для кого не секрет, что одним из важнейших факторов для побед является так называемая «командная химия», и Джек Рэмси проделал отличную работу в этом плане, сделав из набора баскетболистов настоящих товарищей по духу. Чтобы продемонстрировать это, приведу один пример из жизни команды. «Доктор» Рэмси был фанатом фитнеса, и не любил, когда кто-то разговаривал во время упражнений. Однажды во время растяжки Билл Уолтон и Морис Лукас настолько оживленно о чем-то беседовали, что тренеру пришлось сделать им небольшое замечание, на которое «Луки» (именно так называли Лукаса в команде) ответил: «Коуч, но ведь Джек Лаллэйн (один из «отцов» фитнеса, постоянный ведущий телевизионных гимнастических передач), делая растяжку, всегда о чем-то болтает. А ведь он служит нам примером!». После этого препирательства закончились, и все дружно расхохотались.

Выйдя в свой первый розыгрыш плей-офф, «Портленд» неожиданно столкнулся с недооценкой со стороны своих соперников. Все-таки, несмотря на потрясающе проведенный «гладкий» сезон, их мало кто воспринимал всерьез. Обратив это обстоятельство в свою пользу, и готовясь к каждой команде скрупулезно и тщательно, «Блейзерс» поочередно прошли «Чикаго» (2-1), «Денвер» (4-2) и «Лейкерс» (4-0), тем самым окончательно избавившись от статуса «выскочек» и подтвердив звание сильнейшей команды Конференции.

Впрочем, самое интересное только начиналось, ведь в финале подопечным Рэмси предстояло встретиться со звездной «Филадельфией», в составе которой выступали такие игроки, как Ллойд Фри, Джордж МакГиннис, Даг Коллинс, и, конечно же, великий Джулиус Ирвинг. Это была самая настоящая «dream-team», и никто не решался назвать «Портленд» фаворитом главной серии года.

Когда финальные матчи начались, стало понятно, что орегонцы испытывают естественный в их ситуации мандраж. Поначалу не получалось практически ничего – потеря следовала за потерей (в первой игре их набралось целых 34), Ирвинг делал все, что хотел, набирая больше тридцати очков за матч, и, казалось, что «Филадельфию» ждет легкий путь к чемпионству. Квинтэссенций этих двух поражений в Городе Братской Любви стала беспомощность Мориса Лукаса в противостоянии со своим более молодым визави Доррелом Доукинсом, позже ставшая причиной драки, в которой приняли представители обеих команд. Не так давно, комментируя агрессивный стиль «трэштокинга» в исполнении Кевина Гарнетта, Морис Лукас сказал: «В мое время никто этим не занимался. Просто потому, что штраф за удар в челюсть составлял всего 50 тысяч».

Оставалась только одна надежда – переезд в родные стены и поддержка болельщиков. На протяжении предыдущих трех серий «Портленд» не проиграл ни одной домашней встречи и собирался продолжить эту серию.

«Блейзеромания» сделала свое дело. Энергия трибун передалась игрокам, и они устроили настоящий «вынос тела», разгромив своих оппонентов в обеих играх с общим разницей «+54»! Не последнее значение оказала и своевременная перестановка, произведенная мудрым «Доктором» Рэмси – вместо неудачно действовавшего Дэйва Твардцика на позицию разыгрывающего переместился быстрый и резкий Джонни Дэвис. Игроки «76-х» были разочарованы. «Доктор Джей» Ирвинг: «В Портленде команду соперников как будто подменили. Они стали куда более агрессивными, и у нас не нашлось ответа на их действия». И в самом деле, команды словно поменялись ролями, и теперь уже тренерам «Филадельфии» нужно было придумывать что-то новое. В первую очередь, проблемы возникали в нападении, где Ирвингу нужна была помощь партнеров. Коллинс периодически пропадал, а МакГиннис и вовсе проваливал серию, попав всего 16 из 48 бросков за четыре игры. Он и сам прекрасно понимал это, обронив ставшую знаменитой фразу: «Я выглядел, словно слепой, который пытается найти туалет».

Итак, все еще раз убедились, что «Портленд» по-прежнему непобедим при своих фанатах, но у «Филадельфии» все еще было преимущество своей площадки, что помогало им удерживать звание фаворита. Но «Блейзерс» не собирались затягивать этот финал и сразу принялись за дело в пятой игре. Их не остановила даже очередное шедевральное представление от Ирвинга, набравшего 37 очков. Командная игра орегонцев предстала во всей своей красе, и в результате уже за 9 минут до окончания встречи, при счете 91:69 зрители стали покидать свои места. Пусть окончательный итог встречи был вполне приемлемым – 110:104 – сути дела это уже не меняло.

Всем игрокам «Портленда» исход чемпионата был ясен уже в половину пятого утра следующего дня, когда команда прилетела домой. Они поняли, что просто не имеют права проиграть, когда увидели, что в аэропорту в столь ранний час их встретила пятитысячная толпа безумных от радости болельщиков. Вполне вероятно, что именно это подвигло эмоционального Билла Уолтона на великие дела. То, что он сотворил в решающей игре чемпионата, не поддается никакому описанию. Сколь фантастические, столь и сухие статистические выкладки не отражают и 10% этого ярчайшего сольного выступления – 20 очков, 23 подбора, 8 блок-шотов и 7 передач. «Это было вдохновение в чистом виде»,  – сказал после игры Джулиус Ирвинг. Морис Лукас был куда более красноречив: «Если бы я был на трибуне и поймал майку Уолтона, я бы, скорее всего, съел ее. Билл мой герой!». Думаю, не нужно говорить, кто стал MVP той финальной серии.

Считаю, не стоит пересказывать события потрясающей игры №6, лучше видеть ее собственными глазами (здесь 7-минутное видео концовки этой игры).

К сожалению, эта уникальная и самобытная команда ограничилась всего одной победой в чемпионате. Очень вероятно, что их было бы гораздо больше, но, как уже говорилось выше, этому помешало большое количество травм.

Чтобы не заканчивать повествование о великой странице в истории «Портленда» на грустной ноте, приведу очередную цитату Лионеля Холлинза. Отвечая на вопрос, какой момент того сезона был самым запоминающимся, он ответил: «Это был момент эйфории после победы в чемпионате. Это потрясающее ощущение – знать, что ты лучший из лучших! Вся эта тяжелая работа и самопожертвование трансформировались в два слова «Чемпионы Мира». ».