4 мин.

Сходя с ума

После публичной порки подопечных Дэвида Блатта, устроенной мощной греческой бригадой на кипрском турнире, товарищеский матч с традиционно неудобными сербами воспринимался с опасением. Отсутствие улыбок на загорелых лицах, предельная сосредоточенность Дэвида Блатта и рабочая атмосфера крошечного словенского зала потому выглядели весьма уместными даже для контрольной игры за две недели до чемпионата мира.

Стартовая пятерка, выставленная коучем российской сборной, прямо вытекала из всего показанного сборной на предыдущем сборе. Армейская пара Каун – Хряпа утвердилась под щитами, динамовский триумвират из Быкова, Шведа и Мони составил заднюю линию. Хотя сербы агрессивно сопротивлялись проникновениям в «краску» (Каун и Хряпа большую часть времени проводили на дуге), розыгрышу мяча в исполнении россиян они особенно не мешали: у подшефных Блатта получались симпатичные «двоечки» на подступах к трехсекундной, завершающиеся передачей либо на входящего, либо на дугу. Чаще всего в таких случаях в роли адресата оказывался Сергей Моня, закончивший первую четверть с 10 очками (2 дальних попадания).

Правда, относительная успешность в атаке оказалась нейтрализованной результативной игрой сербов: игру у тех вели Теодосич, попадавший из немыслимых ситуаций, не стеснявшийся бросать из-за дуги и акцентировано подключавший своего центрового, и Крстич, чувствовавший моральное превосходство над не всегда успевавшим за ним Кауном. Пара вывела свою команду вперед на шесть очков (13:7), но разрыв не выдержал, когда пошли замены: в последние минуты не клеилось у обоих коллективов, но выставленная в эти минуты Дэвидом Блатом «зона» позволила его подопечным нагнать соперников – россияне успешно смыкались на подступах к кольцу, вырывая мяч у соперников и страхуя друг друга (за первую десятиминутку россияне поставили 4 аж колоритных блок-шота). В нападении начали действовать через Мозгова: Тима нервничал, торопился с бросками, но пару раз заставил нарушить на себе правила и, наконец, забил с игры уже в начале второй четверти, выведя партнеров вперед (24:22).

В матче произошли пусть небольшие, но заметные глазу изменения. Даже без выбывшего на продолжительный отрезок из-за повреждения Хряпы сборная защищалась очень уверенно, соблюдая зонный порядок. Сербам порой удавались лихие трехочковые (Величкович), но инициатива была на стороне их оппонентов. Хороший отрезок провел Хвостов несколько раз выдавший интересные передачи и компенсировавший недостаток в физике самоотдачей, Быков упрямством на своей половине и настойчивостью на чужой вывел из себя Теодосича, Моня продолжал угрожать с периметра, а «большие» смотрелись монолитно под щитами. Хотя отрыв был совсем небольшим (30:26), Ивкович пошел на активную ротацию состава, гневно выговаривая не успевающему за Сергеем Бьелице и нахватавшемуся фолов Марковичу. Сербы мучались в нападении, но держались за счет преимущества на подборе (16-12 после первой половины), и удачных индивидуальных всплесков – вышедший Крстич был по-прежнему активен, Величкович мастерски пользовался габаритами при разменах, а Тепич редко, но все же радовал рулевого проходами.

Сербы ликвидировали отставание перед большим перерывом, а после него удивили напором. Явно получившие на орехи от Ивковича они резко рванули: Паунич агрессивно вылетел вдоль лицевой, поймав передачу Теодосича, потом тот сам ушел на полшага и забил «три», Саванович же стал просто злым гением – попал дальний бросок и дважды подобрал в нападении (отличившись после одного). 38:44 – повод для Блатта устроить мини-выволочку своим игрокам. Главным лейтмотивом ее стала фраза «не сходите с ума» – движение мяча вышло далеко на периметр, внутрь никого не пускали, в результате чего «белые» еще больше нервничали, терялись и нарушали правила впереди, а сербам удалось справиться и с дальнобойным орудием Мони, и с входом «малышей» под щит.

На обеих сторонах площадки шла бескомпромиссная «возня», вконец переставшая напоминать товарищеское соревнование: россияне толкались с противниками, стремясь получить доступ внутрь зоны, а те действовали с большой дерзостью, идя напролом, а потом пытаясь забрать мяч за счет серийной прыгучести. Результаты мясорубки получились неоднозначными: россияне вроде бы подтянулись (45:44), но после того, как Мозгов получил два замечания подряд (которые стали 3-м и 4-м), снова пропустили болезненный удар – Крстич продавил Тимофея, а потом Величкович взял подбор после промаха Ненада с линии штрафных – 44:50.

Получилось так, что все сводилось к противостоянию «больших». Обе команды принялись акцентировано нагружать центровых, и те оправдывали дивиденды. Каун вроде бы дал своим надежду (53:56), но чрезмерное желание помочь Саше в защите сыграло с россиянами злую шутку – Тепич был точен со средней дистанции, Теодосич – с дальней, и гандикап вырос до максимальных восьми очков (53:61).

К последним минутам разницу удалось сократить до четырех, но в положительный итог встречи уже не верилось. Проигранный подбор и продолжающиеся проблемы в защите против Величковича и Крстича становились лишь фоном для главных неприятностей – атака россиян окончательно разладилась, и тайм-ауты Блатта не могли встряхнуть тех, кому коуч доверил завершать игру. Пара Хвостов и Понкрашов была хороша лишь редкими индивидуальными действиями. Оба затягивали игру, не двигали мяч дальше и старались решить все одной передачей. Сербы прерывали попытки пик-н-роллов плотной хваткой на периметре, а под кольцом разыгрывающих встречали Величкович, Крстич и Мачван. Минимального отрыва при такой игре вполне хватило для уверенной победы. Серия поражений сборной продолжилась, хотя и дала повод для определенных позитивных рассуждений.

Сербия – Россия – 69:63 (20:20, 14:14, 16:12, 19:17)