9 мин.

Светислав Пешич: «Может, вернусь в Россию, чтобы доказать – они были не правы!»

- Вы почти год работаете на своей родине. Каково было для вас вернуться в Сербию, после долгих лет работы в Германии, Испании, России?

– Вы знаете, после того как я расстался с московским «Динамо», приехал с супругой в Белград. Не был уверен, что этот год я буду работать. Хотел посвятить немного времени себе и своей семье. Было очень много тяжелой работы и со сборной, и с «Барселоной», и с «Динамо». Много поездок. Я уже не соображал, где мы: в Барселоне, в Белграде, в Берлине (там живут мой сын и дочь) – и мы с супругой приняли решение отдохнуть. Когда я в Сербии, то практически все время живу в Пироте, это город на границе между Болгарией и Сербией, 80 км от Софии. Нам было очень здорово после стольких лет проведенных в чужих странах слушать свои песни, разговаривать на своем языке, общаться с приятелями. В то время «Црвена Звезда» была в кризисе. Мои друзья, которые взяли шефство над командой, приехали ко мне в Пирот и сказали: «Давай, помоги нам». Вот так. Может, сказалась небольшая ностальгия, захотелось остаться подольше в Сербии. К тому же «Звезда» великий клуб, с великими традициями. И я сказал: «Хорошо, помогу, чем смогу, давайте сделаем что-то».

- И как считаете, получилось?

– Да. Сейчас «Црвена Звезда» самая молодая баскетбольная команда в Европе. Я имею в виду возраст игроков. К нам вернулись зрители. Команда идет вперед, хотя случались досадные поражения. Ребята прогрессируют, и я очень рад как они реагируют на мою работу и работу моего штаба.

– Можно сказать, что вы позабыли то не очень приятное для вас расставание с «Динамо»?

– Искренно скажу, что, когда это случилось, я был очень разочарован. Это был удар для меня даже не как для тренера, а больше как для человека. Могу представить, каково и вам будет, если, например, придет ваш начальник и скажет: «Уходи».

– Как сами считаете, что не получилось в работе с бело-голубыми?

– Мой приход в Россию мог произойти гораздо раньше сезона-2007/08. «Динамо» обновилось: новое руководство, новый дворец спорта. Ко мне в Берлин приехал господин (Пешич делает паузу.) Михалевский – я правильно назвал его фамилию? (Сверяется с записной книжкой в телефоне.) Да. Так вот, а у меня тогда был контракт с «Жироной». Мы поговорили с Владимиром, он рассказал мне о высоких амбициях «Динамо» – стать чемпионами России и поправить положение клуба в Европе. Для меня, как для тренера, все было вновь, я работал в стране новой во всех смыслах. Для меня это был настоящий вызов. Мой тренерский опыт говорит, что не все вещи можно сделать сразу, чтобы получить нечто. Три вещи самые важные в жизни: работа, упорство и терпение. Сейчас, когда я оцениваю свое пребывание в России, думаю, что я и все, кто работал со мной в команде, отдали все силы работе, были максимально упорны. У нас было много проблем с травмами и так далее, но людям, которые руководят клубом, не хватило терпения.

– Не хватило терпения для чего?

– Мы играли в розыгрыше Кубка УЛЕБ, заняли третье место и оно гарантировало участие в следующих розыгрышах. Вот сейчас «Динамо» играет в Еврокубках, а, если бы мы тогда не стали третьими, они бы сейчас не участвовали в розыгрыше Кубка УЛЕБ…

Когда мы вернулись из Турина, мне нужно было ехать на операцию на колене, все об этом знали. И вдруг меня вызывают и сообщают, что договор будет расторгнут. Я поверить не могут в это: такое было в первый раз за всю мою карьеру! Все знали, сколько я вложил работы, упорства и эмоций в команду, и на мой вопрос, зачем вы так делаете, это нехорошо для клуба, мне ответили – не взяли Кубок УЛЕБ, и вы, тренер, можете ехать домой, а мы будем искать другого. Я не мог поверить и предложил: давайте вместе закончим то, что начали, доиграем до конца года, мы действительно покажем результат, требуется немного терпения, и, когда завершится сезон, решим все без эмоций, тихо-спокойно. Они даже не хотели на эту тему разговаривать.

– А что Михалевский? Он же пригласил вас…

– На том разговоре не было Михалевского. Я искал разговора с ним, но потом уехал на операцию. Мне удалось поговорить с ним только через несколько дней. Я сказал: «Владимир, не могу поверить, ты принял такое решение? Ты привез меня в Россию, чтобы я работал с командой, но ты сам не пришел и не сказал мне, что контракт расторгается. Я искал встречи с тобой. На что мне Михалевский ответил, я извиняюсь, господин Пешич, вы проделали большую работу. Я был футболистом сборной СССР, повидал много тренеров, но никогда не знал лучшего тренера, чем вы. Мне жаль, это не мое решение, – и показал мне пальцем наверх со словами, – это решение сверху.

Реклама 18+

– После вашего ухода из «Динамо» в газетах писали, что не все удалось легко решить с клубом. Досрочное прерывание договора по инициативе «Динамо»…

– До сих пор этот вопрос не разрешен! Тогда я сказал: «Мой контракт действует еще год. Я оповещу агента, и вы с ним договоритесь о том, как решить проблему, тогда и завершим это дело. Но руководство «Динамо» и мой агент пока не нашли никакого решения. И мне, действительно, жаль, что я уехал из «Динамо», не завершив работу. Я уверен, что команда стала бы чемпионом России. Мне не дали шанса. Жаль мне, что ситуация с расторжением договора до сих пор не решена. Я надеюсь, разум победит, люди из «Динамо» проявят здравый смысл, и все решится.

– Но ведь остались и приятные впечатления от работы в России?

– Впечатления о России, о Москве были для меня новые. Я, к сожалению, не имел возможности познакомиться со страной, со столицей, как турист. В Санкт-Петербурге, по завершении Кубка Кондрашина и Белова мне Евгений Гомельский говорит, мол, как команда завершит сезон, приглашаю тебя с супругой в Питер, устрою вам экскурсию. А 15 апреля он пришел ко мне и сказал, было заседание правления и мы решили расстаться.

В Москве я жил со своей супругой. У нас были великолепные условия. Все было великолепно. Дворец спорта, специалисты, кто работал со мной в штабе. Они мне все очень помогали. Например, генеральный директор господин Дроздов. Еще Саша – забыл, к сожалению, его фамилию – он менеджер команды. Это все люди, которые мне очень помогли. И было очень жаль, что наше сотрудничество завершилось. Это единственное неприятное воспоминание из Москвы. Все остальное было просто замечательно! У меня был личный водитель Никита, который хорошо говорил по-английски. Я остался с ним в контакте. Все семейные люди, очень порядочные, любят баскетбол. И когда я был в том окружении, то у меня была мотивация тратить еще больше сил, еще больше работать, чтобы добиться хороших результатов. Мне хотелось бы еще раз съездить в Москву, найти время и приехать осмотреть город, взять что-то от российской столицы в плане эмоций. Но сейчас об этом речи не идет, так как здесь у меня много работы.

– Вы рассматриваете возможность продолжить работу в России в будущем?

– В «Црвене Звезде» я до конца сезона. Так мы договорились с руководством. И когда завершим сезон в мае, сядем вместе подумаем, если будут варианты для продолжения работы. А Россия... Я не знаю. Я тренер, которому нужны новые вызовы. В моей карьере было много великолепных моментов, таких, как «золото» чемпионата мира со сборной Сербии в 2002, чемпионство в Евролиге с «Барселоной» в 2003. Но, когда, например, проснешься утром и скажешь себе: «А что дальше?» Все одинаковое. А нужен спортивный и эмоциональный интересы. Тогда нужно искать что-то новое. Я приехал в Россию после того, как произошли действительно замечательные вещи. Собрал новую команду, отличный коллектив в «Жироне»: мы выиграли Кубок Еврочеллендж. Я тогда подумал: «Окей. Россия? Когда, если не сейчас?». И то, что Михалевский меня ждал четыре года с целью сделать из «Динамо» команду не хуже, чем ЦСКА, тоже сыграло свою роль. А сейчас, что сказать? Я не довел дела до конца, значит, я не победил. Я так оцениваю свою работу в Москве. Получается, я сам себе остался должен, даже несмотря на то, что решение расстаться со мной приняло руководство «Динамо». Так что, быть может, когда-нибудь я скажу: «Окей. Я пойду и докажу, что они совершили ошибку».

– Вы продолжаете следить за выступлениями «Динамо»?

– Конечно, слежу из-за своей работы. Мне очень интересны матчи с участием «Динамо» и остальных клубов российской баскетбольной суперлиги. Жаль, что «Динамо» не стало победителем Кубка России, они были так близки к победе. Но их самый лучший игрок Трэвис Хансен не принимал участие в матче с казанским «УНИКСом», и, думаю, что если бы он играл, тот матч получился бы совершенно иным. Сегодня я желаю «Динамо» успехов в чемпионате России и в еврокубках. Хочу, чтобы они заняли не третье место в Кубке УЛЕБ, а стали победителями!

– Вы во всех интервью говорите о том, что уделяете много внимания молодым игрокам, что «Црвена Звезда» сейчас самая молодая команда в Европе. Может, потому, что в Сербии действительно много талантливой молодежи? Как объяснить?

– Как это объяснить? Самый популярный спорт в Сербии это баскетбол! Испания и Сербия – это две страны, в которых баскетбол это все. И интересно, что из таких маленьких стран приходит огромное число талантов. Еще Литву могу упомянуть. У нас есть большие баскетбольные традиции и достижения. Мы были победителями Олимпийских игр, несколько раз чемпионами мира и Европы. И все это на таком маленьком пространстве! Когда я работал в России, и мы с «Динамо» летели во Владивосток, это было незабываемо! Восемь часов полета. И в салоне был телевизор, на котором была изображена карта нашего путешествия. Вся Россия и Европа. Мы смотрели, как мы летим. А я говорю персоналу, можете показать, что мы вот сейчас тут, а где Белград? Сербия? И что? По сравнению с Россией – капля в море!

– Под вашим началом в «Црвене Звезде» сейчас играет множество талантливых игроков. Назову хотя бы навскидку нескольких, кто меня впечатлил: Владимир Штимац, Марко Кешель, Тадия Драгичевич, Милан Милошевич… Как вы считаете кто-то из этих баскетболистов может в ближайшее время приехать в Россию?

– Вы знаете, «Црвена Звезда» сделала один правильный ход: все молодые, талантливые игроки имеют долгосрочные контракты с клубом. Всегда, когда о ком-то начинают говорить, игрок уходит в клуб другой лиги, другой страны, а это плохо. Им еще учиться нужно! Если есть желание в будущем попробовать себя в Испании или в России, то почему бы и нет? Но они должны быть готовы к этому! К тому же и в Сербии есть аудитория, есть клубы, есть трофеи, за которые нужно бороться. Для сербского баскетбола лучше, если молодые таланты останутся в стране как можно дольше.

– Вам есть, что сказать российскому болельщику баскетбола?

– Россия – великая страна и в плане баскетбола тоже. У вас были великие тренеры. Александр Гомельский внес вклад в развитие мирового баскетбола, Кондрашин – в развитие отечественного. Это два самых сильных тренера России. У меня впечатление, что баскетбол в СССР был популярнее, чем сейчас в современной России. Сейчас баскетбол начинает приобретать популярность в вашей стране. И это хорошо. Осваиваются финансы, приглашаются известные игроки. Я считаю, что вам нужно больше времени уделять детским школам. В этом заложен огромный потенциал. Чтобы молодые ребята приходили на матчи, знакомились с баскетболистами. Нужно привлекать в баскетбол молодежь. Разговоры, акции… (в это время Пешич жестикулирует и взмахом руки проливает стакан воды)… Эх! Знаете, как говорят у нас в таких случаях? Говорит искренне, от чистого сердца. И это действительно так. Баскетбол – это спорт, который популярен во всех странах. Немного больше желания, подкрепленного знаниями, и российская суперлига станет намного сильнее и лучше, чем сейчас!