4 мин.

Когда рушатся мечты

Скандал, разгоревшийся после появления в Интернете скандальной аудиозаписи, отвлек внимание от потенциально наиболее значимой четвертьфинальной серии. Возможно, поэтому и без того небольшая арена «Химок» осталась незаполненной больше, чем на половину. Наверное, все отправились смотреть, что же будет происходить в Крылатском, решив, что во втором из все еще продолжающихся четвертьфиналов все уж решится в честной борьбе, а значит, будет не столь увлекательно. Напоминало о противоречивой репутации подмосковного клуба лишь присутствие на первых рядах Сергея Фомина, возвращающего в памяти уже подзабытые эпизоды весны 2008 года, которые решили полуфинальные судьбы пермского «Урал-Грейта».

Хотя Шерф уже через пару минут начал показывать одному из ассистентов Горшкова, что можно было бы быть и полояльнее к его подопечным (хотя после матча на вопрос о записи отметил, что, приехав в Россию, принял существующие условия), проблема судейства забылась уже в начале, когда хрупкая передняя линия гостей была смята бесцеремонным отношением к себе со стороны литовского дуэта Явтокас – Янкунас. Оба доминировали под щитами и не давали спуску Дедушкину и Уайту ни под своим щитом, куда путь оставался строго закрыт, ни под чужим, предоставляя партнерам свободу в выборе бросков, неизменно забирая отскок и доводя их замыслы до ума. Именно на долю «больших» «Химок» пришлись 15 очков хозяев. Тренер гостей поменял провалившегося Дедушкина на Левтера, но паузу брать не стал: концепция и так была ясна, движение мяча против «зоны» выходило весьма успешным, а после добротного перепаса по периметру находились варианты для дальних бросков и образовывались коридоры, куда устремлялись легкие Зозулин, Пашутин, Уайт и Филдс. Последний взял на себя инициативу и вдохновил «Спартак» первыми 9 очками. Так, начав с провала 2:13, красно-белые постепенно вернулись в игру – 15:12 в пользу «Химок».

Брошенные Скариоло дублеры смогли лишь приостановить прыть питерцев: в начале второй десятиминутки «Спартак» уже был впереди. Пара Мозгов и Дмитриев смотрелась помягче литовских коллег, Кабесас больше тянул на себя, а Минард в игру не попал. Подопечные Шерфа, лишенные подобной вариативности в заменах, действовали с максимально четким распределением обязанностей: Филдс взял на себя роль чистого снайпера, настреляв в первой половине 23 очка, остальные сражались в защите, а в нападении выполняли функции главным образом по движению мяча и отвлечении внимания на себя. Четыре опции на дуге (или пять, когда ненадолго вышел Егор Мещеряков) оставались для «химчан» неразрешимой загадкой, чего не скажешь о выставленной Шерфом «зоне», которую с помощью скорости Лопеса, насыщенности под щитом и хитрости Маккарти и Дмитриева, провоцировавших нарушения у гостей, «Химки» преодолевали с переменным успехом.

Рывок хозяевам удался под конец отрезка, когда, получив весьма спорное замечание на теснившем его пятой точкой Явтокасе ушел передохнуть Дедушин. У Левтера к этому моменту уже набралось три фола, а потому Шерфу даже пришлось бросать в бой Бабичева. Филдс продолжал творить чудеса, клал трехочковые, «ломал лодыжки» Келли Маккарти и не хотел промахиваться, но оборона гостей на несколько минут дала слабину. Бабичев изо всех сил выбрасывал всех мимо проходящих из «краски», но решение Шерфа одновременно дать отдых Пашутину и набравшему два фола Зозулину и выпустить Юдина и Колесникова вместо них сыграло против него: Рауль Лопес оказался беспощаден и наказал два раза подряд и того, и другого опекуна, способствовав установлению преимущества в тринадцать очков в начале второй половины (53:40).

То, что увидели зрители после большого перерыва, очень напоминало происходящее во втором матче серии. Переодетые в желтые майки военнослужащие подразнивали болельщиков гостей кличами «Питер без мяса», пропустив, как команда, за которую они должны болеть, в очередной раз воспользовалась преимуществом в глубине скамейки. «Химки» стали агрессивнее действовать в обороне, провоцируя у питерцев броски с сопротивлением, лишив Филдса пространства для маневра (теперь против него защищался Маккарти) и закрыв трехсекундную зону. Но главное, что Скариоло удалось наладить в перерыве, это более гармоничные действия против «зонной» защиты. Желто-синие раскачивали трапецию достаточно просто, либо атакуя из-за дуги (Лопес и Фридзон), либо открывая возможности для Маккарти и Минарда, которые врывались и клали мячи со средней дистанции.

Шерф придумал, что противопоставить коллеге под конец четверти: когда разница достигла «-14» (52:66) он произвел косметические перестроения в оборонительных порядках, сосредоточив силы наверху и оголив углы. Параллельно заработала атака красно-белых: Колесников и Пашутин реализовали три трехочковых, а вышедший из тени Филдс регулярно начал угрожать со средней и заставлял нарушать на себе правила. К началу заключительной десятиминутки, когда Дедушкин отправлялся на скамейку с пятым нарушением, а Мещеряков – с разбитым в кровь в противоборстве с Мозговым носом, разница сократилась до шести (75:69), а после штрафных Уайта и трехочкового Колесникова до трех очков (77:74).

Напряжение в последние пять минут не отпускало собравшихся в зале ни на секунду. Зозулин и Фридзон отчаянно помогали «большим» на подборе, Мещерякову остановили кровь, и он вернулся на паркет, сразу же встряв в диалог с недовольным Дмитриевым, под щиты барышням лучше было не соваться, и даже военнослужащие прониклись общим настроением и заинтересовались происходящим. Посмотреть было на что: «Химки» вновь создали задел благодаря настойчивости Янкунаса под кольцом и невесть откуда взявшемуся Минарду, который набрал пять очков, уставший Уайт отдал передачу мимо рук Захара Пашутина, а Филдса наградили двумя фолами в нападении подряд. Красно-белые продолжали биться до последнего, и Зозулин после болезненного падения под чужим щитом уже через секунду вскочил на ноги и помчался к Горшкову – от расправы того спас вовремя появившийся Филдс, но уже было поздно, их силы оказались не безграничны. Серия все же закончилась поражением «Спартака», оставив после себя главный вопрос: чемпионат России столь силен, раз в нем есть такой мощный середняк, или же «Химки» подошли к плей-офф недостаточно готовыми.