12 мин.

Одиссея «Последнего воина»

По лестнице, ведущей наверх

Начиналось же все не так уж радужно. Родилась будущая звезда 8 февраля 1970 года в мало чем примечательном Чеспике (штат Вирджиния), который то и городом стал лишь за семь лет до рождения Зо. Родители мальца – еще подростки – не особо ладили и в итоге в 1982 году развелись. «Крайним» в этой ситуации стал Алонзо, которого воспитывала подруга родителей Фэнни Трит. Учительница в местной школе в разное время позаботилась о более чем 50 детях, но Зо уже тогда выделялся. «Он всегда был таким послушным, таким милым, – как-то вспоминала Трит. – По-моему, был всего один раз, когда мне пришлось строго с ним поговорить. Он поднял одного из мальчиков на руках, а я подбежала и закричала: «Эй ты, а ну поставь его на землю, а не то врежу тебе по башке кирпичом. Вот и все».

Трудности воспитания – вместе с объяснимыми проблемами из-за развода родителей – привели к тому, что в местной школе нарисовался новоявленный хулиган и нарушитель спокойствия. Об этом периоде Зо не любит вспоминать, акцентируя внимание на последующих резких изменениях: «Был очень зол. Дело не в том, чтобы мне нужно было, чтобы меня принимали, но я решил, что настоящая и радикальная перемена предпочтительна». Так Зо начал выкарабкиваться наверх. Лестницей стал баскетбол.

Собственно, изначально друзья и педагоги посоветовали Моурнингу обратиться к баскетболу, чтобы он направил свою энергию в мирное русло. Получалось у него на первых порах не очень. «Был я очень неуклюжим, нескладным, – вспоминал сам Моурнинг в журнале Boy’s Life. – Все смеялись надо мной, но это только заставило меня больше трудится». Парень утратил интерес к проказам и посвятил себя другому занятию, и вскоре по городку уже поползи слухи о гигантском мальчике, «который сотрет ваш бросок быстрее, чем мел с доски». Неудивительно, что в 16 лет Зо попал в лагерь Пяти Баскетбольных Звезд (туда попадали только лучшие игроки всех школ, и он был одним из них), а в 17 привел чеспикскую школу «Индиана Ривер» к победе в юниорском чемпионате. В триумфальном сезоне Алонзо набирал в среднем 25 очков, делал 15 подборов и ставил 12 «горшков». После такого двери любого университета для будущей звезды были открыты.

Моурнинг остановился на Джорджтауне. Выбор был не случаен. Во-первых, за «бульдогов» в свое время играл Патрик Юинг, его кумир и в будущем близкий друг. К слову, именно Патрик является крестным отцом дочери Алонзо, Сидни. Во-вторых, местный университет считается одним из лучших в США именно с баскетбольной точки зрения. В первый же свой сезон Алонзо стал лидером по блок-шотам. Но в дальнейшем Зо пришлось немного унять свою прыть: ведь в команде был еще и один будущий великий центр, Дикембе Мутомбо. Тем не менее, два больших черных парня все же ужились в одной берлоге. Да и что им было собственно делить? Мяч-то и так один. Так что конкуренция на отношения Алонзо и Дикембе никак не повлияла. Да и тренер, Джон Томпсон, свое дело знал хорошо и попросту развел парней по разным позициям: Мутомбо – центр, Моурнинг – тяжелый форвард. Правда, помимо обучения баскетбольным премудростям Зо приходилось постигать и науку жизни: общение со столичным наркодилером Рэйфулом Эдмундом III и шумиха вокруг антисемитских высказываний, якобы брошенных в адрес форварда «Коннектикута» Надава Хенефельда, не давали скаутам НБА забыть о трудном характере звездочки. Правда, Томпсон всегда защищал своего подшефного, затыкая рот критиканам: «Эти люди из НБА, которые приезжают к нам посмотреть видео, меня просто забавляют. Если я поставлю его на место центрового, то он наберет столько же блок-шотов и подборов, сколько Дикембе».

Слова оказались абсолютно верными уже в следующем году, когда пути-дорожки двух приятелей разошлись, и конголезец отправился покорять НБА. Алонзо же еще на год остался. После ухода Мутомбо его результаты улучшились: 21,3 очка, 10,7 подбора и 5 блоков. В копилку также вошли такие титулы, как лучший защитник года, самый ценный игрок и лучший игрок Большого Востока. Через год настало время и Моурнингу отправиться в высший свет.

Завершая рассказ о раннем Зо, нельзя не упомянуть и поездку в 1990 году в Аргентину, на чемпионат мира. К слову, тренировал тогда «звездно-полосатых» Майк Кшишевски, тренер «Дюка», команды, которая одолела Джорджтаун. Заводилами в той сборной, помимо Алонзо, были Билли Оуэнс, Кенни Андерсон и Кристиан Лэйттнер. К сожалению, добыть золото в «серебряной стране» американцам не удалось – всего лишь «бронза». Украшением всего турнира стал полуфинал Югославия – США. Моурнинг против Диваца сражался аки лев, но даже его 26 очков не спасли американских студентов от поражения – 91:99.

Прерванный полет «Шершня»

В 1992 году на драфте было из кого выбирать, и все же даже из того созвездия будущих мастеров и подмастерий выделялись двое: Алонзо Моуринг и еще один огромный парень, который по иронии судьбы спустя много лет поможет Зо заполучить вожделенный перстень чемпионов. Имя ему Шакил О`Нил. В итоге Шак был выбран под первым номером, а Зо – вторым, проследовав в «Шарлотт». За короткое время молодому коллективу, в котором блистали Моурнинг, Ларри Джонсон и Кэндалл Гилл (задрафтованные соответственно в 1991 и 1990 годах), удалось выйти на передовые позиции на Востоке. Зо был просто великолепен: 21 очко, 10,3 подбора и 3,4 «блока» (клубный рекорд)! Настоящий же звездный час для него наступил в первом раунде плей-офф против легендарных «Селтикс». Именно Моурнинг сделал решающий бросок в четвертой встрече, который и принес «Хорнетс» не только победу (104:103), но и вывел их дальше (счет в серии стал 3:1).

Правда, на этом сказка закончилась, и уже в следующем раунде «Нью-Йорк» был попросту быстрее, выше, сильнее.

Второй сезон в лиге получился для Алонзо не столь счастливыми. Всему виной травма, которая не давала Зо играть в полную силу. Тем не менее, даже на одной ноге Моурнинг личную статистику не испортил. Наградой за упорство стала поездка в составе второй «Дрим-тим» в соседнюю Канаду на очередной чемпионат мира. Равных тогда команде Дона Нельсона (помимо Зо также играли Шакил О`Нил, Реджи Миллер, Кевин Джонсон и Шон Кемп) просто не могло быть.

Между тем на клубном уровне проблемы для Алонзо возникали одна за другой. Только Моурнинг оклемался от болячек, как возникли трудности в отношениях с Ларри Джонсоном. Хотя по официальной версии расставание случилось из-за разногласий с руководством о размере будущего контракта: «Хорнетс» могли сподобиться только на 11,2 миллиона, тогда как Зо запрашивал 13, личная неприязнь между двумя «башнями» также фигурировала в качестве одной из причин. Ларри, выбивший суперконтракт на сумму в 84 миллиона на 12 лет, желал быть единоличным лидером. В итоге войны в раздевалке Зо вынужден был покинуть команду. В результате обмена он отправился в Майами, в обратном направлении проследовали Глен Райс и Метт Джиггер. Говорят, правда, что Моурнинга просто переманил оказавшийся тогда у руля флоридской команды Пэт Рэйли. Моурнинг вспоминал потом в Sports Illustrated: «По сути, он просто сказал: «Зо, приезжай в Майами, поработаем». И Моурнинг оказался там. К слову, год спустя и Джонсон оставит «Шершней» ради «Никс». Вот такая история.

Тернии на пути к перстню

Переход пошел Алонзо на пользу, и на побережье Атлантики он проведет семь, в принципе, счастливых сезонов, превратившись в настоящую звезду лиги и подписав контракт на зависть всем Джонсонам – 100 миллионов за 7 лет. В той команде Пэта Райли Зо играл центральную роль, делая почти в каждом матче дабл-дабл (ему принадлежит самая продолжительная в истории «Хит» серия из 75 матчей с более чем 10 очками на счету, с 23 марта 1999 года по 23 февраля 2000). Особенно ярко Моурнинг действовал в защите, превратившись в непроходимую стену, принимающую на себя все атакующие потуги соперника. И все же блестящая игра Зо и Тима Хардуэя не могла поднять «Хит» на чемпионскую орбиту. Непреодолимой преградой для той симпатичной команды стал первый раунд плей-офф. Лишь в сезоне-1996/97 «Майами» смогли прорваться в финал Восточной конференции, но одолеть «Чикаго» было не под силу. В следующем году камнем преткновения стал «Нью-Йорк» во главе с Джонсоном. Моурнинг не забыл старые склоки и в решающем пятом матче схватился с обидчиком. В результате – удаление и прощай мечта о перстне. В следующих сезонах ситуация не улучшилась: по итогам «регулярки» оба клуба как завороженные сталкивались в первом раунде.

Статистические показатели Зо и относительные успехи его команд вряд ли полностью говорят о том, что это был за игрок. Небольшой для центрового рост (208 см) Моурнинг компенсировал удивительной прыгучестью и отличающем его неистовством. Человек, который никогда не сдается, благодаря исключительному труду, помноженному на безумное желание доказать себе и остальным, из корявого подростка превратился в грозу лиги. Лучше чем кто-нибудь это описал Пэт Райли: «Алонзо – это бурлящий вулкан, настоящий циклон на площадке. Он воплощает все, что я хочу видеть в этой команде: страсть, самоотдачу, агрессивность, безустанность».

В 2000 году весь «Майами» был решительно настроен покорить вершину. Особенно упорствовал Зо: он был уже по горло сыт индивидуальными наградами, которые сыпались на него как из рога изобилия. Моурнингу нужен был перстень, и он был готов его завоевать, но вновь напомнил о себе организм. Врачи обнаружили у Алонзо болезнь почек, из-за которой тот вынужден был пропустить весь текущий сезон. Лечение одними только таблетками помогло лишь отчасти. Болезнь у Зо обнаружили совершенно случайно на стандартной медкомиссии, которую он проходил после возвращения из Австралии, где помог американской сборной завоевать золотые медали Олимпиады-2000. В итоге Моурнинг пропустил практически полгода. Но даже с Зо «Майами» уже ни на что не претендовал. Упомянутый семилетний контракт подошел к концу, и Моурнинг оказался на распутье. В юные годы он сделал правильный выбор, на этот раз чутье большого черного парня подвело: в «Нью-Джерси» своим он так и не стал. В частности, крепко повздорил с одной из звезд тех «Нетс» Кеньоном Мартином, едва не подравшись с тем на тренировке. В разгар перепалки Мартин пару раз нелестно отозвался о состоянии Моурнинга, играющего на лекарствах, непосредственно после выяснения отношений принеся извинения. Через несколько дней после инцидента болезнь напомнила о себе, и Моурнинг вынужден был лечь на операцию по трансплантации почки. Хотя многие выразили желание отдать свою почку, донором стал его кузен, Джейсон Купер. «Ваша жизнь может измениться в мгновенье ока, в самый неожиданный момент самым обыкновенным образом, – вспоминает Моурнинг. – Сейчас у вас есть список неотложных дел и проблем, которые вы хотите решить, а в следующий миг все это кажется тривиальным. Господь ставит вас перед вызовом, о котором вы и понятия не имели».

Операция была успешно проведена 19 декабря 2003 года. В следующем году он вернулся на площадку, показав довольно неплохую игру: 10,4 очка за игру, 7 подборов и 2,3 блок-шота. Но «Нетс» он был уже не нужен: команда начала затяжную перестройку, и Алонзо во всеуслышанье попросил об обмене. Сперва все шло к тому, что Алонзо отправится в Канаду, а именно в Торонто. Но результаты медицинских тестов заставили канадцев отменить сделку. Тогда на арену вышел «Майами», которые предложили своему бывшему «центру» минимальный ветеранский контракт. Зо согласился, ведь у «Хит» были прекрасные шансы выиграть лигу.

Высота взята

Первый сезон после возвращения не стал прорывом. Моурнинг набирал в среднем по 5 очков в регулярном первенстве и делал всего по 1,7 блок-шота. В плей-офф ситуация улучшилась не намного: 6 очков и 2,7 «горшка». Это был уже явно не тот великий Зо. В первую очередь бросалось в глаза отсутствие скорости, и если в защите этот недостаток не сказывался, то в нападении ситуация была близка к катастрофе. Мудрый Пэт Райли всерьез рассчитывал на Моурнинга в новом сезон: ведь Алонзо должен был действовать, как красная тряпка на быка, на Шакила О`Нила и заставлять того вкалывать еще больше. Да и свой временной минимум Зо отработал, как следует, набрав в среднем 7,8 очков и делая по 5,5 подбора. В победном для «Хит» плей-офф результаты дублера О`Нила упали еще ниже. Тем не менее, финал Зо мог занести себе в актив, а значит, задача выполнена: спустя 14 лет после начала профессиональной карьеры, Алонзо Моурнинг примерил перстень чемпионов, заслужив от болельщиков прозвище «Последний воин».

После победы многие прогнозировали, что великий Зо завершит карьеру, но сам баскетболист был другого мнения: он намеревался защитить титул и даже отклонил предложение «Сан-Антонио», которым понадобилась подмена для Данкана. И, наверное, зря, с «Майами» он уже больше ничего не добился, а там был шанс стать двукратным чемпионом НБА.

Сезон-2007/08 Алонзо начал неплохо, набирая по 6 очков и делая по 3 подбора. Для ветерана то был достойный результат. Но до конца сезон Зо доиграть было не суждено. 19 декабря в выездном матче с «Атлантой» Моурнинг получил серьезную травму колена, пытаясь накрыть бросок Марио Уэста. Окончания встречи врачи, сделавшие предварительный осмотр, дожидаться не стали и отправили баскетболиста на носилках в карету скорой помощи, которая доставила игрока в местную клинику. Разумеется, ни о какой операции за пределами Майами речь не шла, но факт того, что хирургическое вмешательство неизбежно, был очевиден. После завершения операции, которая прошла на следующий день, эскулапы сообщили больному не очень приятную новость: возвращение на площадку в этом сезоне исключено.

Моурнинг сражался до последнего, готовясь вернуться и в этом сезоне, но после полугода тренировок, трезво взвесив сложившуюся ситуацию, заявил, что на этой пессимистической ноте его карьера игрока подошла к концу.

«Мне 38 лет, и я думаю, что отдал все свои силы этой игре. Это был удивительное путешествие», – отметил Алонзо Моурнинг 22 января, когда официально объявил о завершении своей карьеры. Без дела Алонзо оставаться не собирается. Пока что Зо вплотную занялся своим благотворительным фондом (был создан еще в 1997 году), который призван помогать детям из неблагополучных семей. А в дальнейшем Моурнинг не прочь ступить на тренерскую стезю. А если не получится, то поработать в структуре НБА. «Это совсем не печальный день, но повод для празднества. Сейчас я думаю о миллионах людей, которые мечтали бы оказаться на моем месте и пройти той дорогой, который прошел я. Взлеты и падения сделали ее еще более радостной». Без сомнения, его ждет еще одно увлекательное путешествие…