6 мин.

Смысловая галлюцинация

Традиционно матчи между ЦСКА и УНИКСом в своем классическом виде навевают скуку и клонят в сон. Интересны они бывают лишь болельщикам обеих команд да еще поклонникам вольной борьбы и водного поло: гипернасыщенной защиты, захватов, ударов локтями и прочих вяжущих по рукам и ногам приемов предостаточно, а на атаку у участников есть только те немногие силы, которые остались после оборонительных трудов. В этот раз первая и вторая команды решили отойти от привычной канвы, подарив зрителям феерию результативности. Знакомые ингредиенты присутствовали, но несколько отошли на второй план: команды старались играть в тот баскетбол, который всегда приносит им успех, но то ли из-за нагрузок, то ли из-за эмоциональной усталости, то ли из-за чего-то еще усилий не хватало для того, чтобы остановить соперника, а потому ставка непривычно была сделана на действия впереди. «По сути, это была открытая, тренировочная игра», – скажет после игры Евгений Пашутин.

«Знал, что может произойти нечто подобное: победа над «Каха Лаборал» отняла слишком много сил. Фон эмоциональной опустошенности был очень заметен», – слова Андрея Ватутина получили достойное подтверждение уже в первой половине. Из шестерки, вырвавшей победу в ключевой встрече Евролиги, свой привычный облик (с оговорками) сохранил лишь Саша Каун, остальные напоминали себя лишь частично. Рамунас Шишкаускас, которому накануне на тренировке по больной руке попал Соколов, быстренько получил два замечания и по просьбе врачей, решивших приберечь форварда для матча с «Химками», уже не выходил. Зоран Планинич не успевал за Поповичем, в итоге набросавшим армейцам 24 очка. Траджан Лэнгдон уже ко второй четверти явно подустал, чередуя технический брак с потерями (всего 4). Холден держался до последнего, но сплоховал в решающие моменты, загубив последние атаки. Виктор Хряпа завершил встречу с 17 подборами (8 в первой половине) и 8 передачами, но начал также с трех глупейших потерь.

Тактика УНИКСа была понятна и четко заявлена уже со стартовых минут. Активная игра под кольцо на центрящих в окрестностях трапеции Лончара и Веремеенко, агрессивные проходы и быстрое движение мяча – незамысловатые положения выливались в большое количество штрафных бросков и высокую результативность. Даже несмотря на доминирующее господство под щитами (10 – 5 после первой четверти, 21 – 9 после второй), армейцы, изнывающие от в очередной раз захлестнувшей их эпидемии потерь (5 после первой, 10 после второй), почти все время уступали на протяжении первой половины, выходя вперед буквально на мгновения.

Скорострельному Поповичу, забросавшему хозяев трехочковыми и постоянно оказывающемуся на линии штрафных, не стеснявшимся барражировать по зоне Веремеенко и Лончару, юрким Заманскому и Кузякину армейцы, отчаявшиеся найти какое-то средство от болезненных уколов, постарались противопоставить активность старающегося обыгрывать под кольцом Кауна и артиллерию средней и большой дальности в исполнении Холдена и Лэнгдона. Но силы их все же оказались не беспредельны. Когда Пашутин это осознал и постарался разбавить неутомимую шестерку запасными, казанцы сразу же обеспечили себе пятиочковое преимущество (25:30 в середине второй четверти). Тренер остался недоволен и «переживающим не лучший период» Соколовым, и, как показалось, потерявшим уверенность в себе после стольких матчей, проведенных на скамейке, Андреем Воронцевичем. Кто не подкачал, так это Попс Менса-Бонсу. Британский новичок был едва ли не безупречен, смело разыгрывал пик-н-роллы с Холденом и Планиничем, отрываясь от души забивал сверху, легко уходил от находящегося не в своей тарелке Лампе, уверенно защищался. «Попс – большой профессионал, адекватный, коммуникабельный человек», – суконная характеристика, данная форварду Пашутиным, словно противопоставляется тому яркому игровому стилю, который он принес на площадку. Если убрать за скобки детскую потерю на ведении в своей зоне и три промаха с линии из четырех попыток, присутствие Попса нужно признать облагораживающим. Именно размашистые данки и эти неуловимые, слегка пренебрежительные по отношению к противнику танцы в защите встряхнули команду, дав ей дополнительный заряд иссякших эмоций. Усилиями британца разницу в пять очков удалось нивелировать до двух – 39:41 по итогам первой половины.

Именно Попс, выловивший пас Курбанова, обеспечил команде и максимальное преимущество по ходу встречи в начале четвертой четверти – 71:67. Тогда показалось, что армейцы все-таки могут довести сложнейший матч до победы. В третьей четверти Холден прихватил Поповича, Каун с Хряпой очень цепко поборолись с Лончаром и Веремеенко, не дав тем возможностей слишком уж хозяйничать под щитами, так что спасать казанское отечество пришлось Артему Кузякину, который под конец десятиминутки набрал 8 очков подряд. Невиданный экспромт помог гостям не потерять атакующего хода, но казалось, что поймавшие свою игру основные лица ЦСКА уже не упустят победу: Каун давил оппонентов в «краске», Планинич забил несколько сложных мячей, включились Лэнгдон и Хряпа.

Дальше пошла борьба очко в очко. Каждая сторона настаивала на своем, защита с обеих сторон давала сбои, и момент истины наступил минуты за три с половиной до конца. Лончар, с которым плотно действовал Менса-Бонсу, смазал несколько «своих» бросков, а в какой-то момент Попсу, Курбанову и Хряпе удалось поймать в капкан на периметре Кузякина, после чего капитан убежал в отрыв (80:78). Но перелом так и не наступил: казанцы быстро сравняли счет и вышли вперед (85:83) после дальнего попадания Поповича, одновременно перехватив инициативу. Хотя Хряпа еще сравнял (на 85) счет, некая закономерность происходящего была уже заметна: не исчерпавший силы в усердных валяниях по полу в попытке изобразить разнообразнейшие нарушения и апелляциях к арбитрам Попович все отправлялся на линию штрафных, чтобы довести дело до абсурда (30 свободных бросков по итогам встречи) и победы. Пусть начальник команды Валерий Колесников еще воевал с девушками из группы поддержки, да еще и метнул в них белое полотенце, пусть Холден все же забил трехочковый в отчаянной попытке ЦСКА порвать дистанцию за считанные секунды, нелепые потери все же сыграли свою роль: сначала при счете 85:85 за 55,2 до сирены, когда Холден зарылся в центре, а потом за полминуты (при 88:85), когда Кузякин перехватил выброс Курбанова из аута.

«Белое полотенце» Колесникову не вернули, хотя кто-то из болельщиков и собирался свести с хулиганом счеты. При этом, несмотря на все ликование победителей, нанесших ЦСКА первое поражение в рамках чемпионата России, поразил такой контраст. Словно памятуя о контаминационных парадоксах «потерпел успех» и «одержал поражение», участники соревнований вели себя под стать, вкладывая в успех какой-то свой смысл: Хомичюс сиял как медный грош, но сказал, что шансы «Жальгириса» на победу в четверговом полуфинале Единой лиги ВТБ гораздо выше, а Андрей Ватутин, хоть и был меланхолически задумчив, сыпал чеканными афоризмами: «Поражения возвращают чувство реальности» и «Это поражение может стать поводом для оптимизма».

ЦСКА – УНИКС – 88:94 (21:19, 18:22, 30:26, 19:27)

ЦСКА: Каун (19), Хряпа (14 + 17 подборов + 8 передач), Лэнгдон (12), Планинич (7), Шишкаускас (3) – старт; Холден (16 + 5 передач), Менса-Бонсу (13 + 7 подборов), Курбанов (4 + 5 подборов), Воронцевич, Кейру, Соколов (все – 0).

УНИКС: Лончар (26), Попович (24), Веремеенко (8), Заманский (4 + 6 подборов), Самойленко (0 + 3 перехвата) – старт; Кузякин (16), Лайдэй (11), Юрчик (3), Лампе (2).