5 мин.

Шпилька насмешникам

Дуэль между ЦСКА и «Маккаби», командами, которые дважды за последние четыре года встречались в финалах Евролиги, не могла не собрать в УСК ЦСКА полный зал, став первым аншлагом в этом сезоне. Собственно, сама вывеска уже определяла степень интереса зрителей к встрече, так помимо этого последняя страница в книге взаимоотношений клубов еще и добавляла дополнительные интересные мотивы. Памятуя о том, что сделали армейцы в прошлом году с «Сиеной», посмевшей обидеть подопечных Мессины, многие наверняка предвкушали что-то подобное и в этот раз – коллектив Гершона добился разницы в 17 очков на своей площадке. Красно-синие особенно не скрывали, что вновь не намерены прощать унизительное потрясение и готовы достойно отомстить обидчикам. Посмотреть на такое было вдвойне занятно, а потому толпы народа, устремлявшиеся от метро в сторону армейского комплекса, воспринимались как нечто давно не виданное, но при этом само собой разумеющееся. При более близком рассмотрении, правда, оказалось, что большую часть этих людей почему-то привлекла такая вещь, как хоккей, а потому на подступах к УСК ЦСКА из общей толпы выделилась тоненькая струйка, устремившаяся к баскетбольному дворцу. Причем в последней бросались в глаза еврейские юноши в костюмах и ермолках, чья болельщицкая принадлежность не была тайной за семью печатями даже при отсутствии желто-синих цветов.

Десант поклонников «Маккаби» высадился на арене уже за секунды до старта матча, пропустив лазерное шоу и демонстрацию видеонарезки с матча против «Химок». Меж тем, устроители шоу в своем виртуальном послании успели пошутить над тренерами обеих команд. Как отнесся к предложению сыграть с Пашутиным в шахматы, в которых преобладали кони, Пини Гершон, осталось неизвестным. Но вот Серджо Скариоло бы увиденное явно не понравилось. «Hit the road, Jack» Рэя Чарльза слишком удачно легка на мимические и вполне себе артикуляционные выступления итальянского специалиста, а фраза «you ain’t got no money, you just ain’t no good» будто специально предназначалась в качестве ответа тренеру на его необдуманные слова по поводу разницы в бюджетах.

В общем, и руководители, и игроки были настроены весьма решительно, не удовлетворившись победой над «Химками», но еще и пошутив над проигравшими. Словно по неумолимой иронии судьба чуть было не сыграла с хозяевами скверную шутку, поставив их в еще более смешное положение.

Начиналось, впрочем, все весьма пристойно, развиваясь по до тошноты предсказуемому сценарию. Юноши в кипах заняли свои позиции и огласили окрестности чем-то громким про «Маккаби». Зал дал им адекватный ответ. А на площадке тем временем шло форменное избиение гостей, которые были похожи не на недавнего лидера группы, а на бесталанного середняка российской суперлиги. «Желтые» слишком понадеялись на свою зонную защиту, которая на поверку сразу же выявила свою слабость: «большие» частенько оказывались на периметре, и после пронизывающих передач с периметра Саша Каун легко обыгрывал страхующего, да еще разошелся Лэнгдон, положивший три трехочковых. Суматоха в обороне, где постоянно вскрывались все новые проплешины, когда сразу несколько армейцев оказывались в открытых позициях на дуге, проигранный подбор (только на чужом щите армейцы собрали 6 отскоков) и невразумительная атака (Эйдсон и Вишневски попросту терялись один на один против Кауна наверху) находили стремительно корректирующееся выражение на табло. Сначала 17:4 в пользу хозяев, затем после короткого всплеска израильтян, вызванного странноватым выходом Дмитрия Соколова, веское слово вставил Холден, забивший трехочковый и закрывший четверть со средней дистанции (28:11).

Во второй четверти такая благостная картина начала уже даже немного раздражать. Вернувшийся Каун снова начал заталкивать под кольцо опекунов, вбивая гвоздь за гвоздем, Планинич умело пользовался преимуществом в габаритах над Пнини, а тем временем соперники могли полагаться в нападении лишь на кратковременные вспышки индивидуальных игроков. В итоге преимущество достигло максимальных в матче 21 очка, что даже подвигло Евгения Пашутина отойти от полюбившейся игры в 6 баскетболистов и выпустить на паркет Воронцевича, Понкрашова и Курбанова. Идея в принципе была хорошая, наверное, но именно с этого и начался крах ЦСКА в этом поединке. Андрей несколько раз удачно проявил себя впереди, но в защите не успевал за Блютенталем, появившийся на минуту Курбанов и на две Понкрашов (2 фола) почти ничем не запомнились. Оказалось же, что Пини Гершон сдаваться не собирался и, воспользовавшись этой короткой передышкой, моментально предъявил визави свой самый сильный ход – игру по схеме 4-1 с четырьмя «маленькими» (Вишневски – Пнини – Эйдсон – Андерсон) и центровым (Фишер). Выставленная зона выдавила соперников на периметр, с Кауном и Воронцевичем внимательно сыграли за получение, а израильтяне бодро начали сокращать дистанцию, искусно вышивая по новым лекалам: Эйдсон обрел себя, Вишневски взял нити игры в свои руки, а новая тактическая установка лишила ЦСКА одного из главных преимуществ – доминирования на чужом щите. Добивание Алана Андерсона, взмывшего над кольцом после промаха Пнини под самую сирену, стало сигналом, что соотношение сил изменилось едва ли не диаметральным образом.

Оставшиеся 11 очков «Маккаби» почти отыграл уже в третьей четверти. Сочетание зонной защиты, выжимающей армейцев, и расхлябанных действий ЦСКА на своей половине площадки («Маккаби» даже забил несколько легких мячей, пока красно-синие неспешно расставляли зону и не успевали добраться до дуги) привело к тому, что взгрустнувшие юноши в ермолках пробудились. Их бодрый клич был подхвачен и Эйдсоном, несколько раз обыгравшим Кауна один в один, и Пнини, забившим по такому случаю трехочковый, и принявшимся работать с судьями Гершоном.

Новая расстановка ЦСКА удачи не принесла: слишком много дальних бросков уходило в «молоко». Попытались вернуться к прежнему варианту (Хряпа вновь здорово взаимодействовал с Кауном), но, как только армейцы вырвались вперед (66:60), игра оказалась на волоске после того, как Хряпа сначала сфолил при блок-шоте на Фишере, а потом еще и высказался по этому поводу в разговоре с арбитрами: два фола довели общую сумму до пяти, воплотившись в завершение матча капитаном. Противники набрали в одной атаке шесть очков, и счет сравнялся на 66.

Теперь уже у Пашутина, решившего не беспокоить игроков запаса, не оставалось другого выхода, кроме как использовать четырех «малышей» вместе с Кауном. Обе команды в завершающие минуты достойно защищались, попеременно добиваясь небольшого перевеса, но развязка, наступившая на последней минуте, всех рассудила. При счете 73:72 Вишневски подарил мяч Шишкаускасу, а затем еще и сфолил на нем, а в последующей атаке (за 35,6) ломанувшийся под кольцо Блютенталь до кольца донести не смог. Рамунаса смогли поймать только за 8 секунд до конца (хотя, как показалось, находился он на своей половине слишком долго), но только для того, чтобы он определил окончательный итог матча.

ЦСКА – Маккаби Тель-Авив – 77:72 (28:11, 17:23, 15:22, 19:16)

ЦСКА: Каун (21 + 5 подборов), Шишкаускас (13 + 6 передач), Лэнгдон, Планинич (оба – 13), Хряпа (6 + 8 передач) – старт; Холден (7), Воронцевич (4), Курбанов, Соколов, Понкрашов (все – 0).

МАККАБИ: Эйдсон (17), Вишневски (16 + 9 подборов), Фишер (10 + 5 подборов), Ласме (6), Пнини (5) – старт; Андерсон (9 + 5 подборов), Блутенталь (6), Перкинс (1), Лампе (2), Лимонад (0).