Реклама 18+

Вы готовы?

Новые положения Евролиги УЛЕБ, принятые 7 июля на Ассамблее, не на шутку взбудоражили отечественную баскетбольную тусовку. Повод для жарких дискуссий более чем существенный, ведь решения, принятые на ней, поистине революционны. Sports.ru попробовал разобраться в произошедшем.

«Отдавая себе отчет, что европейский баскетбол нуждается в обновлении, мы готовы создать сильную европейскую структуру, которая сможет адекватно реагировать на возможные будущие проблемы», – заявил генеральный директор УЛЕБ Жорди Бертомеу.

Суть вопроса

Руководство Евролиги провозгласило свежую стратегию развития континентального клубного баскетбола, базирующуюся на «трех китах»: спортивных результатах, стабильности и открытости.

Спортивные результаты

«Ядро» будущего турнира составят 16 сильнейших клубов континента, с которыми будут подписаны долгосрочные контракты и выдана лицензия категории А. Оценка «The best» помимо спортивных достижений включает и маркетинговые понятия – доходы от ТВ-трансляций и заполняемость залов.

Самое темное дело с семью лицензиями категории В. Претендентов на них выдвигают национальные лиги, а отбирает уже сама Евролига по туманной формулировке «на основе рейтинга стран по результатам выступления в УЛЕБ и маркетингового потенциала».
На годичную лицензию категории С вправе рассчитывать победитель Еврокубка, второго по значимости турнира УЛЕБ.

Стабильность

Стабильность обеспечивается долгим сроком действия лицензий категории А (хотя конкретные сроки пока не обговариваются). Вылететь из «касты лучших» практически не представляется возможным, для этого надо приложить титанические саморазрушительные усилия.
По словам Бертомеу, для придания масштабности будущему проекту, клубам необходимо иметь арены, вместимостью не менее 10 тысяч. Аргумент следующий: клубы могут использовать свои долгосрочные лицензии как некую инвестицию, способную приносить доход и улучшать их финансовую ситуацию, а значит, обеспечивать стабильность. В качестве примера приводятся опыт испанской и итальянской лиг.

Открытость

«В поле нашего зрения – весь континент, – утверждает Жорди Бертомеу. Высокие спортивные результаты сделают новую лигу открытой для различных клубов из разных стран Европы». Будущую лигу позиционируют не как элитную компанию, а как открытую организацию: «Все чемпионы лучших национальных первенств Европы могут выступать в обновленной Лиге, никто не должен остаться «за бортом».
Дополнительную мотивацию должно придать понимание того, что, демонстрируя высокие результаты, клубы могут попасть в розыгрыш Евролиги или иметь в турнире больше клубов из своей страны.

Также декларировано: не более трех лицензий категории А в «руки» одной страны. Неужели будет прервана пятикомандная гегемония Испании?.. Хотя, навряд ли любители баскетбола могут пожаловаться на присутствие в турнире пятерки топ-клубов из сильнейшего испанского чемпионата. Зато от Италии тоже будет только тройка команд, и избавление от «проходных» «Армани» и «Авеллино».

Клубы наделены правом продавать свои лицензию, но лишь начиная с 2012 и только с благословения УЛЕБ.

Безусловно, провозглашая спортивный принцип и стопроцентную открытость при комплектовании состава будущей Евролиги, Бертомеу и Ко лукавят. Хозяева УЛЕБ оставляют для себя множество путей для контроля участников турнира: выдача двух wild card категории А, необходимое согласие УЛЕБ на продажу лицензии клубами, а лицензирование по категории В вообще представляется коммерческим таинством.

Каково прогнозируемое место российского баскетбола в этом амбициозном проекте? По умолчанию: ЦСКА его законное место в 16-командной сердцевине обеспечено. Но нам этого давно мало. Как к «земле обетованной», в первый по значимости турнир Старого Света рвутся «Химки» и «Динамо». Да и «Триумф» с «УНИКСом» были бы там не на последних ролях. Но…

Грустные реалии

Парадоксальная ситуация: профессиональный уровень игроков и тренеров таких команд как «Химки», «Динамо», «Триумф», УНИКС на одном полюсе (однозначно, со знаком плюс»), а все, что скрывается за понятиями «менеджмент» и «маркетинг» – на другом. Безусловно, минусовом.

Звучит прозаично, но господин Бертомеу желает делать на баскетбольном проекте деньги, стараясь при этом балансировать между спортом и коммерцией. Насколько удачно с точки зрения российского болельщика эта балансировка удается – вопрос спорный. Но факт остается фактом: на сегодня это сильнейший турнир в клубном баскетболе континента, и правила игры в ближайшем будущем не изменятся.

В представлении хозяев УЛЕБ, в Европейской Лиге нового образца должны играть клубы, которые нужны широким зрительским массам, готовым выкладывать кровные за качественное баскетбольное представление. Наблюдать же на домашних матчах безусловно сильных команд курсантов МЧС (в Химках) или танкового училища (в Казани), классы близлежащих школ «по разнарядке» (в Крылатском) или примириться с бесплатным входом в Люберцах у руководства Евролиги желания нет. «Российским клубам не удается привлечь зрителей. Мы в УЛЕБ не хотим, чтобы матчи проходили в пустых залах, ведь команды должны играть для любителей баскетбола».

Как объяснить генеральному директору УЛЕБ, озабоченному «маркетинговым потенциалом», факт продажи билетов на финальный матч «Химки» – ЦСКА в кассах «Новатора» лишь по предъявлению паспорта с химкинской пропиской?

А заполняемость залов на домашних матчах Кубка УЛЕБ российских претендентов на дебют в Евролиге, колеблющуюся от 40 (УНИКС) до 80 («Химки») процентов, при том, что «Баскет-холл» рассчитан на 7500 зрителей, а «Новатор» – на 3500?

Осведомлен ли генеральный директор УЛЕБ о порочном принципе распространения билетов: в Люберцах вход на матчи бесплатный официально, а в Химках – неофициально. Из азов спортивного бизнеса: основу билетных программ должны составлять сезонные абонементы. Вот такое письмо-рекламу получили болельщики от менеджер одного из клубов: «щас мы вам предлагаем приобрести сезонный абонемент на следующий сезон пока есть очень хорошие места». Авторская орфография и пунктуация сохранены. Есть желание купить что-либо у такого продавца?

Также принято считать, что доходы от продаж сувенирной продукции клуба прямо пропорционально зависят от широты ее ассортимента. Понятие «мерчандайзинг» в контексте «Динамо», «Химок» или «Триумфа» звучит кощунственно. По отношению к мерчандайзингу.

О доходах от продажи прав на телетрансляции официальной информации нет. Есть только вопросы: кто платил за показ по ТВЦ выездных матчей «Динамо»? И чья идея исключить из показа вторую четверть?

Все это, увы, наши реалии, а не коварные происки, как считают многие, «могильщиков» отечественного баскетбола Бертомеу/Кущенко.

Проблема по формированию принципиально новой континентальной структуры – Европейской Лиги – далека от решения, остается как масса нерешенных и спорных вопросов, так и большое количество недовольных – клубов, федераций. Насколько искренни слова руководства УЛЕБ о том, что «новая структура не будет надуманной, она должна стать продуктом анализа информации, полученной от национальных федераций, лиг, тренеров и игроков, владельцев команд со всей Европе», покажет время. Ждать осталось недолго – Бертомеу собирается создать истинно Европейскую Лигу к 10-летнему юбилею УЛЕБ.

Что делать?

У наших клубов еще есть временная фора для подтягивания маркетинговых «тылов» к боевым позициям своих высококлассных команд.
И никто не отменял необходимости «пиарить» баскетбол, чтобы он не был «крепостным театром» тех, кто щедро раскошеливается на покупку звездных игроков и тренеров.

В ожидании этих малореальных событий, остается надеяться, что один из наших клубов повторит успех динамовцев, в блестящем стиле взявших Кубок УЛЕБ в 2006 году и получивших право играть в Евролиге по спортивному принципу, о котором мы все так печемся…

Популярные комментарии
Molchun MaxxxX
0
legba, в том то и беда, что этот самый более чем средний уровень (а точнее и честнее - низкий) маркетинга в ЦСКА на голову выше любого другого нашего клуба.

Nowayman, я уже понял, что вы любите НБА и их баскет, и этот вечный спор между поколонниками нбашного и евробаскета вечен и бесперспективен. Просто примите на веру, что есть немало людей, которым нба нравится меньше, чем Евролига. Так же например, как многим европейское кино кажется привлекательнее голливудского - тоже многие поверить не могут.
Nowayman
0
Велимир прав стопудово - для начала научили бы играть в баскетбол людей, потом уже о маркетинге стоит заботиться. У меня вот есть подозрения что некоторых европейских игроков под каким углом ни снимай как ни раскручивай, все равно смотреться они будут убого. Сейчас ситуация такова, что нбашный скамеечник в общем-то вполне себе боеспособная единица для Европы, то есть лучшие игроки мира не поедут в Европу ни при каком раскладе, включая Газоля Кириленко и прочих.

Догонять по деньгам может и получится, но уж лучшие американцы в Европу точно не поедут, а пока что американская школа впереди планеты всей по соотношению количество-качество.

Есть золотая фраза по-моему Клода Хопкинса, одного из родоначальников рекламы: «Лучший способ уничтожить некачественный продукт - сделать ему хорошую рекламу». От продукта плясать надо. Бегать научиться, прыгать, бросать там, и не одному отдельному Новицки, а на среднем уровне.
Nowayman
0
Так что чего там Бертомеу намутит со своими системами отбора - это те же яйца, вид сбоку.

А уж наши клубы один хрен на чужих деньгах и чужих легионерах сидят, это и ЦСКА кстати касается, как бы уважаемая Мария Кукош его не отделяла от остальных, так что лично мне особо и не жалко, если их не будет в Евролиге.
Написать комментарий 40 комментариев

Новости