8 мин.

У разбитого корыта?

Селекция

Набранный летом 2007 года состав заранее вызывал недоумение. Казалось, Антанас Сирейка напрочь позабыл о понятии «командной химии», пригласив игроков, абсолютно разных по стилю, незнакомых с предпочтениями тренера и партнеров. Массивный возрастной румын без броска (Станеску) и некомандный американский «скорер» (Форте). Играющий на инстинктах афрофранцуз из Бронкса (Кирксэ) и хорошо обученный в традициях страны, но бестолковый в защите серб (Саванович). Жадная до мяча молодая парочка Кейру – Падиус и медленные возрастные Чикалкин и Маккалоу… Как-то не складывались эти игроки в единую команду еще на бумаге.

Казалось бы, в том же ЦСКА интернационал еще разнообразней – американцы, греки, бельгиец, литовец, словенец, австралодатчанин! Но Мессина подбирал людей, которых отлично знал – с большинством из новобранцев он работал в «Бенеттоне». И тренер, и игроки знали, чего ожидать друг от друга. В УНИКСе же тренерский штаб будто решил поиграть в угадайку. Впрочем, тренерский ли штаб? Не секрет, что президент клуба Богачев и сам не прочь иногда поиграть в генерального менеджера. Факт остается фактом: по сравнению с прошлогодним составом, когда в команде были собраны примерно одноплановые баскетболисты – интеллигентные, мягкие, много играющие от броска, УНИКС-2007/08 был похож на лоскутное одеяло.

Казалось бы, обстоятельства – Самойленко ушел за большим контрактом. Штомбергас расшнуровал кроссовки. Кшиштоф Лавринович потянулся за Евролигой. В чем тут вина клуба? Действительно, ни в чем. Видите ли, обстоятельства так сложились.

Травма Лавриновича

В клубе сетовали на невезение: мол, сильно подкосили клуб разнообразные травмы, и главная из них – Лавриновича. Действительно, Дариуш является, как модно говорить, системообразующим игроком – прошедший школу имени Марчюлениса литовец умеет забивать сам, умело задействует партнеров, связывает переднюю и заднюю линии. Опять же, если сравнивать с ЦСКА – и армейский клуб, имея звезд на каждой позиции, весьма слабо смотрелся без Смодиша.

Что ж, в данном случае интересен сам факт получения травмы. Только после сентябрьского чемпионата Европы стало известно, что Дариуш играл на турнире с травмой позвоночника. Очевидно, критические нагрузки не могли не сказаться – в итоге центровой пропустил начало и конец чемпионата. Почему литовская сборная и агент не известили клуб о травме игрока? Почему клуб не взыскал с литовской федерации хотя бы компенсации за лечение спортсмена? Это вопросы не только слабого менеджмента, но и уважения к клубу, ни больше, ни меньше. Вот и остается жаловаться на невезение.

Петрович

Осенняя защита была безобразной, осеннее нападение – спонтанным. Тактика Сирейки – ранние атаки, тонкие комбинации с рискованными передачами – для техничных, умных баскетболистов, сильных снайперов. Набранные игроки подобными добродетелями похвастаться не могли. За себя старался Тарик Кирксэ, через две игры на третью играл Чикалкин, стабильно позорили имя клуба Форте и Станеску. Поражения от «Турова», «Страсбура», «Ростова» довели Евгения Богачева до смены тренера по ходу сезона.

Ацо Петрович – тренер другой закалки, нежели Сирейка. Защита, плотная защита «на зубах» и незатейливое нападение по классическим схемам – рисунок игры серба. Что ж, проявить изобретательность, скажем, Кейру или Соколову сложно, а вот упереться в защите, забить свои мячи в нападении – это вполне возможно, физика и характер позволяют. К тому же, вернулся Дариуш. «Хапоэль» и «Страсбур» были жестоко разгромлены в ответных играх. Пусть со скрипом и не без помощи судей, УНИКС пробился в домашний финал Кубка России. Новый год принес боевые поражения от ЦСКА и достаточно уверенный выход в «Ф8» Кубка УЛЕБ. Жизнь начинала налаживаться.

Перемены в составе

Ошибкой было решение расстаться с Форте. Да, американец не вписался в командный рисунок, слабо распоряжался мячом, показал низкий процент попадания. Но он вполне мог взять на себя функции Маккалоу – переводить мяч через центральную линию, попадать при возможности издали, обострять проходами, а уж в защите был куда сильней Джамала. А так, когда Маккалоу в силу возраста выдохся в конце сезона, заменять его пришлось Кирксэ, снизился атакующий потенциал француза и замедлились атаки.

Частично возместить травму Лавриновича клуб попытался подписанием Тушека. Что ж, Станеску массивен и высок, Саванович быстр и техничен, Тушек неплохо бросает издали – на троих набрался один сильный четвертый номер. Жаль, на площадку троих за одного не выпустишь.Также УНИКС подобрал Курбанова. Одно можно сказать точно – Никита старался. Тяжело человеку с «плавающей» позицией – слишком медленный и нетехничный для третьего, слишком мал размерами для четвертого. В любом случае, Никита свою часть отработал скорее «в плюс».

Опять двойка

УНИКС уступил в Кубке УЛЕБ испанской «Жироне». Оставим в стороне ход борьбы – клуб опять проиграл то, что должен был проиграть. Испанский чемпионат куда плотнее российского, и середняк «Жирона», скажем прямо, не испытал больших проблем с одним из ведущих российских клубов. Просто потому, что испанцы были уверенными, пришли взять свое, и взяли.

Другая ситуация – проигрыш «Урал-Грейту». Сомнений нет: УНИКС сильней и по игрокам, и по тренерскому составу. УГ играет в простецкий баскетбол, его лидеров никак не назвать звездами, но в глазах пермяков были огонь, страсть. УНИКС же… С таким настроем можно разгружать вагоны с цементом, пить чай по ночам в сторожке или подметать осенние дворы от палой листвы, но выигрывать серьезные матчи – нельзя.

Системные ошибки

Почему лидеры Кирксэ и Чикалкин захандрили как раз к решающей стадии плей-офф? Почему снайпер Тушек попадал один трехочковый из пяти? Почему защита проваливалась против таких «монстров» как Суровцев, Биггс, Дмитриев, Лихолитов? Вопросы интересные, но это всего лишь частности. УНИКС показался стареющим боксером, которого, почуяв слабину, с радостью добил молодой задира. Клуб устал. Это написано на лицах игроков и администрации, об этом кричат пустые зеленые кресла «Баскет-холла».

Казалось бы, проблемы на поверхности: прошли времена, когда 12-15 миллионов долларов за сезон были непомерной ношей для конкурентов. Хочешь иметь амбиции, претендовать на Евролигу, изредка покусывать лидера, как «Химки» или «Динамо», – трать больше. Хочешь быть флагманом евробаскета – трать в разы больше остальных. Найми топ-менеджеров, рекламистов, труби о победах на весь город… И все равно останешься колоссом на глиняных ногах.

«Меня не греют победы ни «Зенита», ни «Динамо-ТатТрансГаза» нашего. У меня в отделе зарплату не платят полтора месяца. Нужно нанять человека, требуют с высшим образованием, а начальный оклад ставят пять тысяч рублей», – объясняет сотрудник татарстанского отделения «Газпрома». Есть такое понятие в социологии – «пирамида Маслоу». Она объясняет простую вещь – человек СНАЧАЛА заботится о базовых потребностях, а потом – о более возвышенных. Сначала хлеба, потом зрелищ.

Баскетбол позволяет детям расти здоровыми, быть быстрее, выше, сильнее. А одна из задач профессионального баскетбольного клуба УНИКС – популяризация баскетбола в городе. Это по умолчанию, ведь смешно называть клуб бизнес-проектом, он скорее социальный. Неужели родителям неважно, какими вырастут дети? Важно. Вопрос в том, что они не чувствуют, каким образом клуб выполняет эту задачу.

Как и большинство российских команд, УНИКС достался Нацбанку по распределению. Взять на себя ношу Минтимер Шарипович попросил Евгения Борисовича. И на Евгения Борисовича грех жаловаться. Он терпеливо содержал клуб – как свое хозяйство, и вел себя с тренерами и игроками соответственно. Ведь и деньги не задерживал, все условия предоставлял…

Почему так посещаемы матчи НБА? Потому что НБА – только верхушка здания, которое стоит на двух мощных столпах – студенческом и уличном баскетболе. Молодежь растет на баскетболе, и когда вырастает, готова платить немалые деньги за Кобе и ЛеБрона. В Казани же… стоит перед министерством спорта задача – провести городские соревнования по баскетболу. На игры необходимо выделить по 178 рублей на судей. Так вот, этих небывалых денег у министерства нет. Похоже, кому-то просто лень возиться с бумажками и создавать статью бюджета.

В той же Перми стритбольные соревнования собирают сотни команд. Что ж, и в Казани уличных площадок много. Правда, 95 процентов из них, мягко говоря, не в кондиции. Покрытием часто служит земля, или под кольцом может находиться поребрик. Кольцо может находиться как на высоте 3.20, так и 2.50 – и в этом случае его обязательно оторвут местные пацаны. Но в докладах чиновников наверняка фигурируют десятки и сотни баскетбольных площадок по всему городу. На прошлогоднем стритбольном турнире приятель автора оторвал кольцо, забив сверху. Наверное, весил килограмм сто пятьдесят? Нет, просто колечко на честном слове держалось.

Перед УНИКСом стоит выбор – можно организовать комплексное продвижение баскетбола в городе, что, вполне возможно, и не требует гигантских затрат, и на выходе получить реальную, а не дутую популярность. Залы и площадки в городе есть, баскетбол как молодежный вид спорта всегда найдет поклонников, ведь Казань – в том числе и студенческий город. Но это сложно, да и звучит попросту наивно. Можно существовать и далее на сегодняшнем уровне, для отчетности, постепенно покрываясь мхом. Выбор за клубом.

Впрочем… В 2009 году Минтимер Шаймиев покинет свой пост. Что будет с татарстанским спортом, с финансированием профессиональных клубов? Пожалуй, этот вопрос волнует функционеров клуба куда больше поднятых вопросов.