12 мин.

Сверкнуть на драфте: находки десятилетия. Часть вторая

10. Луис Скола, «Сан Антонио» (55-й номер, драфт-2002)

У скептиков возникало очень много вопросов касательно перспектив этого аргентинца в НБА. Средний рост, полное отсутствие атлетизма, «мягкость», слабая защита, не впечатляющая игра на подборе, по мнению многих, могли поставить крест на его карьере за океаном. Учитывая очень солидную сумму отступных и высокий риск, переезд Луиса в стан «Сан-Антонио» выглядел, как бы это сказать, маловероятным, как минимум.

Но контракт с «Таугресом» истек, а генеральный менеджер «Рокетс» Дэрил Моури вовремя подсуетился. Что получилось на выходе? Фантастическое усиление, которое команда искала со времен ухода Чарльза Баркли. У Адельмана и Тернера Скола фундаментально добавил почти что во всех компонентах. Он был лучшим «большим», выступавшим в Европе, а стал очень сильным ролевым игроком в сильнейшей лиге мира. За год с небольшим он научился в разы лучше играть на щитах (на его счету 28 дабл-даблов в прошлом сезоне), прибавил в физической мощи, усложнив возможность протолкнуть себя, а на официальном сайте НБА в одном из материалов, довелось встретить мнение, что после вылета Яо именно Скола – второй оборонительный игрок в команде после Баттье. Он стал идеальным дополнением к китайскому центровому, при этом не забывая и о возможности тащить команду самостоятельно. Один из лучших черновых исполнителей Ассоциации по-настоящему заставил себя уважать и на собственном примере доказал, что даже самый, казалось бы, неподготовленный к американскому баскетболу игрок, может вырасти в человека, которому некоторые прочат статус звезды в следующем сезоне. Только вот каждый ли европеец обладает таким коктейлем из лидерских качеств, самоотдачи, боевого духа и полной преданности интересам коллектива? Спросите об этом у аргентинских болельщиков.

9. Пол Миллсэп, «Юта» (47-й номер, драфт-2006)

Перед стартом прошлого сезона Пол рассматривался как хороший молодой форвард со скамейки. После серии из 19-ти дабл-даблов подряд это отношение изменилось настолько, что полгода спустя руководство «Юты» было вынуждено брать кредит, чтобы повторить предложение «Портленда». По делу? Безусловно. Несмотря на достаточно низкий для тяжелого форварда рост, у Миллсэпа есть, что предоставить взамен. Он хорош на подборе благодаря неплохому вертикальному прыжку с места, обладает стабильным средним броском, не боится черновой работы и с радостью ее выполняет. Не стоит забывать и о том, что его недостаток параллельно является и его преимуществом, потому что этот парень подвижнее большинства оппонентов, действующих на его позиции. Вряд ли он когда-либо станет суперзвездой или просто полноценным игроком уровня Матча всех звезд, только надо ли это «Джаз»? У команды и так есть суперталант, правда, ни разу не выходивший на паркет в рамках Матчей всех Звезд (одна из самых больших несправедливостей последних лет) и Дерону необходимы именно такие игроки: помощники, которые знают свое дело и не подведут, при этом не стараясь корчить из себя что-то большее. Ему еще есть, куда расти, но он уже обладает умением, которое поможет ему сладостно жить рядом с Уильямсом – качественно играть «пик-н-роллы». Посмотрите на то, сколько он получал до грядущего чемпионата и под каким номером пришел, и вы можете задать лишь один вопрос: почему он только девятый?

8. Мехмет Окур, «Детройт» (38-й номер, драфт-2001)

Летом 2004-го «Джазмены» могли себе позволить пошвыряться деньгами. 50 миллионов запасному чемпионского «Детройта»? Пожалуйста. 70 – Бузеру, обманувшему «Кливленд»? Без проблем. Конечно, у очень интересной передней линии были провалы в защите, но то межсезонье, в принципе, и стало фундаментом новой команды из Солт-Лейк Сити. Чтобы побеждать, правда, ей понадобился не Кириленко, а Дерон, но это уже события последних лет. Несмотря на статус «копии Дирка», который подарил шанс заиграть в НБА ряду совершенно бестолковых игроков, именно турок оказался, наверное, самым успешным из подобных «последователей». Он стал одним из немногих центровых в сильнейшей лиге мира, кто может регулярно отходить на периметр и поражать корзину из-за дуги. У него есть уникальная способность не просто бросать и попадать, но и быть последним, завершающим элементом в определенной комбинации, играть в «catch & shoot», будучи попросту высоким снайпером. К слову, очень неудобным для опеки игроком. Но вырасти в действительно стоящего баскетболиста ему помог и улучшенный атакующий арсенал, и умение играть как лицом, так и спиной к кольцу и тренер, который нашел, как использовать все его самые сильные стороны. Он важный атакующий элемент и, не думаю, что в «Юте» сейчас жалеют о том, что решили с ним связаться. Почему? Последний контракт говорит сам за себя.

7. Мо Уильямс, «Юта» (47-й номер, драфт-2003)

День «Джаз» продолжается. С Уильямсом вообще отдельная история. Всю свою карьеру он воспринимался как разыгрывающий-единоличник, который страдает проблемами с выбором возможности для броска, катастрофически защищается и не умеет побеждать. Если честно, мне было достаточно смешно наблюдать за тем, как его называли главным двигателем прогресса «Кавс» и благодаря ЛеБрону протащили на Матч всех звезд, пропустив Рондо или, например Деррика Роуза. Простой пример: когда Морис стал претендовать на что-то большее, чем просто стартовый разыгрывающий, его команда выиграла 54 игры за два сезона. «Кливленд» лишь в прошлом чемпионате достиг отметки в 66 триумфов. Мо попал на Матч всех Звезд, о нем стали чуть ли не легенды слагать. Но пришло время плей-офф, и матчи на вылет расставили все по местам. Там этот защитник показал свой настоящий уровень: плохая игра в обороне, куча несвоевременных бросков, результативность при плохом проценте реализации и полная импотенция в плане поддержки лидера команды. Результат вы все знаете. Тем не менее, он остается хорошим дальнобойщиком в ситуации, когда Джеймс стягивает все внимание на себя. Генетическое неумение действовать в защите он старается компенсировать старанием, а умение «зажечься» у него было еще в Висконсине. Вряд ли кто-то будет говорить о нем, как об одном из лучших разыгрывающих конференции, где есть Аренас, Рондо, Роуз, Кальдерон и Джамир Нельсон, но первый серьезный опыт в плей-офф он уже получил, пусть и неудачный. Наверное, в следующем году ЛеБрон сможет рассчитывать на поддержку от него, а не на оправдание статуса «недозвезды». Исполнитель ведь талантливый.

Реклама 18+

6. Монта Эллис, «Голден Стэйт» (40-й номер, драфт-2005)

Я не могу сказать, что меня шокировал тот факт, что «Воины» «слили» в свое время контракт многолетнего лидера Джейсона Ричардсона в «Шарлотт» ради того, чтобы дать шанс расти Эллису. Нет же. Просто удивило то, что это решение было принято ради игрока, которого выбрали очень глубоко на драфте всего два года назад, тем более после столь успешного сезона. И все же уже в последующем чемпионате Монта показал, что это доверие он оправдывает целиком и полностью. Реактивный малый прекрасно вписался в «Неллибол», который позволял ему быть необычайно эффективным «вторым номером», при этом толком не бросая из-за дуги. Пусть прошлый сезон и вышел смазанным, а его уровень и статистика может поддерживаться на этой планке, наверное, только у Дона Нельсона, но находка такого игрока – одно из лучших решений в истории клуба. Сейчас он – лицо «команды», молодое, улыбчивое и дерзкое. Оно может ввести в замешательство, заставить недооценить «Уорриорз», глядя через призму юности, только вот за это «Голден Стэйт» будет публично наказывать зазнайку. Он уже сделал это с «Далласом», но там был другой лидер и вожак. Сейчас роль такого плана принадлежит «Капитану Джеку», но его будущее в этом клубе под большим вопросом. Остается только спросить у самого себя: а какие сюрпризы нам принесет Эллис в качестве главной звезды? Приятные. Парочка Монта – Энтони Рэндолф – один из самых интересных молодых дуэтов лиги.

5. Майкл Редд, «Милуоки» (43-й номер, драфт-2000)

Майкл – уникальный баскетболист. Конечно, такое словосочетание произносится не в первый раз, но сегодня речь не о Джордане. Редд удивителен. Он единственный в своем роде. О чем я? Этот защитник – редкий персонаж. У него есть одно отличие от остальных: только он не обладая ни классными лидерскими качествами, ни пасом, ни умением действовать в обороне, ни примечательным атлетизмом, сумел стать звездой НБА. Причиной тому воистину божественный бросок. Только вот рано или поздно, но на него все-таки нашли управу, вынуждая этого парня действовать более разнообразно. Вряд ли он достиг бы этого статуса в другой команде, но какой клуб, такая и звезда. В свое время менеджмент «Бакс» выбирал между ним и Рэем Алленом, в итоге избавившись от последнего. Правильно ли? Неизвестно. Нынешняя звезда «Бостона» тоже не особо преуспела в «Соникс» (одна выигранная серия в плей-офф), но для Майкла и это являлось бы достижением. Хотя Редду все-таки есть чем похвастаться перед внуками. Зимой 2002-го он вколотил 8 дальних бросков за четверть (!!!) в матче с «Хьюстоном» и установил рекорд НБА. Следующим летом он скорее всего, станет свободным агентом и вряд ли продолжит карьеру в стане «Оленей». Скажите, а вы бы потратились в «Лето ЛеБрона» на 31-летнего игрока, который выиграл в плей-офф всего 2 матча в ранге лидера? Тем не менее, он стал одной из главных находок десятилетия, даже несмотря на неумение выигрывать.

4. Рашард Льюис, «Сиэтл» (32-й номер, драфт-1998)

Публика привыкла, что за Рашарда говорит сначала его контракт с «Орландо», а потом уже игра. Наверное, это правильно. В лиге, где правят деньги, разговор должен начинаться именно с них. Если вышеупомянутый Луис Скола практически идеальный вспомогательный тяжелый форвард под доминирующего центрового в классической игровой модели, то Льюис – четвертый номер новой закалки. После впечатляющих успехов их связки с Ховардом на схему 4-1 переходят все больше и больше команд во всем мире. Стэн Ван Ганди сделал из умений этого исполнителя практически идеал для такой манеры игры. Рашард прекрасно бросает из-за дуги, умеет действовать в лоу-посте и постоянно оставляет Дуайта без второго большого, позволяя ему пользоваться физическим перевесом над опекуном даже с таким невысоким атакующим арсеналом. Если этого вдруг не случается, «Орландо» наказывает оппонента свободным броском. «Максимус» старается прогрессировать в защите и развиваться, но все-таки ему уже 30, и особо преуспеть в улучшении многих аспектов вряд ли удастся. Но уже сейчас он является, наверное, единственным в своем роде. Образцовым исполнителем. Статус звезды пришел к нему на чашечку кофе, а в итоге переселился на постоянное место жительства. Интересно, а что было бы, если бы такой эксперимент проводился бы с молодым Льюисом? Это вопрос, на который мы никогда не найдем ответа.

3. Карлос Бузер, «Кливленд» (34-й номер, драфт-2002)

Как бы он ни любил деньги, как бы его ни ненавидели в Огайо, как бы он паршиво ни играл в защите, но Бузер – баскетболист высочайшего уровня. Фантастические действия на подборе и классная игра в атаке делают из него классного исполнителя. Когда у него появляется желание, он трансформируется в звезду. Другое дело, что оно вылезает погреться под свет прожекторов арены не столь часто, как хотелось бы. Отсюда и нежелание ряда команд связываться с ним на долгосрочных обязательствах. Хотя это не главное. Первопричиной является его здоровье. В 2002 практически каждый понимал, что уровень Карлоса намного выше, чем начало второго раунда, но всех пугали его многочисленные травмы в «Дьюке» (можно эту картину сравнить с ситуацией с ДэХуаном Блэйром и его коленями в 2009). В итоге «Кавс» рискнули и не прогадали. Он здорово провел первые сезоны, после чего умчался в заснеженный штат, гоняясь за длинными бумажками с изображениями мертвых американских президентов. Там он заставил порадоваться фанатов «Кавальерс», кричавших о существовании справедливости (сбежав из «Кливленда» он два сезона мучился с повреждениями различной степени тяжести), но со временем все стало на свои места. Сейчас его ждет обмен до дэдлайна и выход на рынок свободных агентов следующим летом. А пока Бузер немножко подлечится, побережет себя, ляжет на диван и будет смотреть на фотографии своего дома во Флориде.

Реклама 18+

2. Ману Джинобили, «Сан-Антонио» (57-й номер, драфт-1999)

Мало в мире тех, кто выигрывал в баскетболе все. Ману не поддался только чемпионат мира, да и то по вине главного тренера, который дал команду фолить на Кальдероне в центре площадки при равном счете за 18 секунд до конца в полуфинале с испанцами в 2006. Потрясающая политика Ар Си Бьюфорда подарила миру Тони Паркера, а американскому баскетболу лучшего игрока из Европы. Он прошел через травмы в дебютном сезоне до статуса звезды НБА. От человека, которому было сложно адаптироваться в сильнейшей лиге мира до лучшего шестого игрока. Эммануэль стал исполнителем, чья игра решала исход поединков, вопреки тому, как действовал Тим Данкан. Потрясающе отточенный бросок, кинжальный проход, умение делать на площадке практически все и мужской характер сделали его незаменимым игроком в системе Поповича. Как человек, которого подобрали предпоследним на драфте, Джинобили достиг невероятно высоких результатов. Интересно, а хоть какая-то из звезд Старого Света хоть когда-то приблизится к его успехам?

1. Гилберт Аренас, «Голден Стэйт» (31-й номер, драфт-2001)

У многих скептиков возникал один вопрос: может ли Аренас быть нормальным разыгрывающим, или он низкорослый атакующий защитник, обожающий «палить» без устали? Оказалось, что может. Еще как может! Человек, который играл под нулевым номером из-за того, что считал, что это соответствует его уровню, вряд ли вызывал доверие. Сын наркоманки, который играл в покер в Интернете во время перерывов, мылся в игровой форме, завлекал болельщицкий электорат кроссовками и неудачно брил себе лобковые волосы – вряд ли мог бы чего-то добиться в жизни. Но, он нашел свое призвание. Гил воистину феноменальный атакующий игрок. Пусть он и выполняет много ненужных попыток, но если у него полетело – лучше собирайте вещи, выпускайте резервистов и давайте отдых основной обойме. Ей вряд ли что-то светит в этой игре. «Хибачи» позволяет себе дурачиться, но у него есть отличительная черта – фантастическая уверенность в собственных силах. Сразу вспоминается матч-открытие плей-офф-2008. Там вышедший со скамейки Аренас, пропустивший кучу времени из-за травмы, спокойно стуча мячом у центра площадки, засадил дальний бросок с сиреной об окончании первой четверти. Это было произведено с такой легкостью, будто он бросил штрафной в товарищеской встрече. В этом весь «Агент Ноль». Несмотря на то, что он променял баскетбольную карьеру на блог на официальном сайте НБА (который, к счастью, уже закрыл. На очереди Твиттер?), лига ждет его возвращения. Если «Вашингтон» будет здоровым, «Уизардс» с Сондерсом будут одной из самых интересных команд Ассоциации. И Гилберт благодаря своему невероятному таланту и полнейшему непопаданию под общепринятые рамки будет там главным действующим лицом. Интересно, плачут ли крокодиловыми слезами сейчас в «Нью-Йорке», приглашение от которого было мечтой этого защитника? Тогда «Никс» не были уверены в его умении владеть мячом и руководить командой. Знаете, кто ушел под их пиком? Джейсон Коллинз. Комментарии излишни.