6 мин.

Сергей Тараканов: «Попасть в четвертьфинал будет очень сложно»

- По итогам первых трех матчей сборной у вас остались скорее положительные или отрицательные впечатления от выступления команды?

– Вы знаете, это смешанные чувства. Радует, что есть позитивные моменты, то, что часто команда просыпается и демонстрирует характер. Но – и это было понятно заранее – очень часто команде не хватает ни опыта, ни мастерства, ни уверенности в своих силах. К сожалению, это особенно заметно бывает в ключевые моменты встреч. Так было и с немцами, и с французами.

- Вас что-нибудь удивило в игре российской команды?

– Да нет. Я достаточно внимательно наблюдал за ее выступлениями. Потенциал всех игроков прекрасно известен. Особых перспектив пока не вижу. Изначально было понятно, что без ведущих баскетболистов будет очень сложно. Хотя и не считаю, что очень во многом уступили немцам или французам.

Удивило разве, что Сергей Быков так быстро сломался. Его игра мне очень симпатична. Его, довольно явственно, подкосило неудачное пробитие штрафных в игре против сборной Германии, и вчера он выглядел просто бледной тенью самого себя. Но он обязательно исправится, ведь он настоящий трудяга. Через труд, через работу – так это и происходит. Жаль, что он так сник в третьем матче. Заменивший его Антон Понкрашов же выступил в обычном для себя стиле. Ему выдается слишком много авансов, но пока реализовать потенциал он не может. Если уж берешь на себя так много, то нужно соответствовать, а в итоге получилось, что он нам «спалил» игру в концовке.

- Сборная провела три абсолютно разных матча как по сюжету, так и по тому, кто играл ключевые роли. Это связано с уровнем соперников или с тем, что команда нестабильна сама по себе и в каждом матче лидерами становятся другие игроки?

– Да нет, почему же. Лидеры одни и те же. Все дело в том, что они действуют нестабильно. Разочаровывает капитан Моня. Да, наверное, ему приходится играть в не совсем привычной роли, часто исполнять функции четвертого номера, помогать в подыгрыше, но он набирает слишком мало очков. Этих очков команде очень не хватает.

С самого начала было понятно, что самый возрастной игрок сборной Келли Маккарти будет выполнять функции такого дядьки-наставника. Возможно, он не слишком ярко проявлял себя в каких-то тренировочных встречах, но в матчах турнира это вполне наглядно. Без него было бы совсем тяжело.

Одним из лидеров является и Сергей Быков, который – как я считаю – сыграл на своем уровне в матче против Латвии. Но так уж так получилось, что, если во втором матче ему можно было предъявить претензии в плане пробития штрафных, то в третьем он совсем потерялся. Ну и Антон Понкрашов. Его стиль игры мне не нравится: он очень затягивает атаку, и это мешает проявить себя краям. Это мы видели вчера в концовке. Понкрашов слишком долго владел мячом, затянул ситуацию, потом постарался все сделать самостоятельно, а в результате Маккарти, который мог решить все иначе, остался без мяча.

- Сергей Чернов на днях жаловался, что Блатт все еще не может определиться с костяком команды. Вам тоже так кажется?

– Блатт действительно очень долго искал, но это было на предварительном этапе. Сейчас он давно уже со всем определился. Играют примерно одни и те же. Понкрашов вчера провел гораздо больше времени просто потому, что Быков был не в порядке – то ли психологически, то ли у него что-то со здоровьем. Я даже не знаю. А роли всех остальных примерно понятны.

- Многие с непониманием относятся к тому, что Блатт дает мало времени Виталию Фридзону…

– Я бы тоже Фридзона использовал чаще. Здесь имеют место личные пристрастия Блатта: ему гораздо больше импонируют высокорослые атакующие защитники. Например, перед предыдущим Евробаскетом именно по этой причине он предпочел Николая Падиуса Егору Вяльцеву. И Николай в итоге очень помог тогда. Так что этим и можно объяснить то, что Фридзон играет не столь много. Хотя, как по мне, он один из лучших в плане нападения, и очень цепко действует в защите.

- Вчера Блатт довольно нехарактерно для себя раскритиковал несколько игроков. Вас это не удивило? Можно говорить о каком-то внутреннем конфликте в сборной?

– О конфликте я бы говорить не стал, хотя, конечно, поражения не улучшают атмосферу. Так, обстановка нормальная. Вчера на скамейке остались те, кого изначально рассматривали в качестве запасных. Соколов – лимитирован. Дмитриев не очень удачно выходил в матче против Германии. Он очень помог нам в 2006 году в квалификационном турнире перед европейским чемпионатом в матчах против Чехии и Венгрии, когда был травмирован Хряпа. Блатт это прекрасно помнит, но сейчас уже нет времени на раскачку. Тем более против физически очень сильных французов. Вяльцеву тоже не нашлось места: ему бы пришлось защищаться против Тони Паркера, а это было бы достаточно тяжело.

- Вы сформулировали для себя сильные и слабые стороны этой команды, или она все же пока находится в процессе становления?

– Слабые стороны понятны. Прежде всего, это проблемы под щитами. Тимофей Мозгов мне очень нравится по потенциалу, но пока не может его реализовать. Кроме того, совершает много нарушений. Например, вчера он после отскока в нападении сфолил на Тюрьяфе, и это стало одним из определяющих моментов. Это же просто детский фол – на таком уровне такие нарушения делать нельзя. Здесь очень многое решают мелочи.

С разыгрывающими тоже все понятно. Самое главное, чтобы первый номер команды действовал стабильно, не опускался ниже определенного уровня. Это особенно важно на таких турнирах. Понкрашов, например, может сделать что-то хорошее, а потом все «спалить».

Главная же проблема заключается в общей нестабильности. Тренеру гораздо важнее понимать, на что он может рассчитывать в следующих играх. А как можно что-то планировать, если команда не забивает столько штрафных? Мы сталкивались с такой же ситуацией на Олимпиаде в матче против литовцев. Не забили 15 штрафных и в итоге проиграли 7 очков. Что тут можно поделать? Вроде бы команда все сделала, довела ситуацию до легких бросков, надо только забить. Я еще понимаю, ну можно промахнуться один-два раза, но не пять-шесть. Здесь совершенно точно что-то не в порядке с психологией.

- Если учесть проблемы под щитом, вы не считаете, что Блатт сделал ошибку, не пригласив Алексея Саврасенко?

– Теоретически это так. Но разговор шел о том, что нужно создать команду с прицелом на лондонскую Олимпиаду 12 года. Возможно, мы туда и не попадем, но нужно предпринимать какие-то шаги. Этот чемпионат Европы – возможность подготовить новых игроков. Восемь человек из этой команды не участвовали в подобных соревнованиях, и для них это бесценный опыт. Главное, чтобы это не переросло в ситуацию, когда все привыкнут к поражениям. Нужна психология победителей, а то же пробивание штрафных говорит о неуверенности в себе.

- Как вы оцениваете шансы на втором групповом этапе?

– Попасть в четвертьфинал будет очень сложно. Это я говорил еще до чемпионата. Не потому, что я не верю в эту команду – просто объективно оцениваю ситуацию, прекрасно знаю наших соперников. Все видят, что мы на равных играем с каждой командой: немцы нам были вполне по зубам, французам уступили на последних минутах. Но где-то совсем немного не хватает опыта и мастерства. Игроков, которые должны выполнять ключевые роли, зачастую «колбасит», бросает из стороны в сторону. Все решают детали, нюансы. Хотя и Хорватия, и Греция, и Македония – это команды, против которых можно играть.

- Если говорить о других командах, есть кто-то, кто вам понравился больше? Кого бы вы выделили в числе фаворитов по игре?

– На этом чемпионате будет еще много неожиданностей. Думаю, что очень многие удивятся, увидев финальную раскладку. Разочаровался в Испании, хотя и видел только один матч с Сербией, в котором они уступили. Вчера испанцы обыграли в овертайме Словению, на мой взгляд, одного из претендентов на медали. Понравилась польская сборная. Из игроков выделил бы французов – Де Колло, который здорово выходит на замену, и Николя Батюма. Два года назад он приезжал играть на моем турнире в ТРИНТе, а сейчас уже является баскетболистом уровня НБА. Удивительно быстрый прогресс. Но основные игры еще впереди, так что посмотрим.