6 мин.

С прицелом

Пресс-конференция, посвященная отъезду сборной на Евробаскет в Польшу, началась с получасовым опозданием. Ждали заявленного в программе участников лидера сборной России… Как оказалось, ждали Сергея Моню.

Пока исполняющий обязанности капитана стоял в одной из московских пробок, телевизионщики настраивали аппаратуру, а журналисты лениво обсуждали предстоящий турнир, Сергей Чернов развлекал собравшихся хохмами, удивляясь тому, как же Моню – да еще и динамовца – задержала милиция. Поняв, что шутками никого не удивишь, он решил заполнить паузу заключением договора между федерацией и школьной лигой «Локомотив-школьная лига», которую представлял президент «Локомотива» Андрей Ведищев. Чтобы придать вес этому событию, а также объяснить, с какой целью на мероприятие вообще приглашен глава краснодарского клуба, Сергей Викторович начал издалека, сообщив о новых инициативах РФБ по трансформированию всей структуры российского баскетбола. Теперь она должна состоять из школьной лиги, молодежной и студенческой ассоциаций, а также Единой лиги ВТБ. Глобальным замыслам была придана витиеватая форма:

– Считаем, что игроки в основном приходят из школ, из уличного, студенческого баскетбола – там будущее. Уделяем внимание этому моменту развития этого вида спорта в нашей стране.

Андрей Владимирович, больше напоминающий моложавого преподавателя вуза, поправил начальника, уточнив, что лига не ростовской области, а всего южного федерального округа, отчитался о проделанной работе и сообщил об инициативе с приглашением РФБ команды-победителя школьной лиги на Евробаскет. Словно понимая собственную непричастность к самой сути мероприятия, Ведищев раскланялся, вручил растроганному Блатту памятную табличку за проведенные в Ростове мастер-классы и продефилировал к выходу.

В это время оттуда как раз с видом припозднившегося на урок школьника двигался Сергей Моня. Чернов снова отметил динамовскую – как показалось, наступив на больную мозоль – принадлежность временного капитана, а также упрекнул Блатта за стремление прикрыть подопечного («Дэвид, вот ты же то же динамовец, я только что сказал, что милиция виновата, так ты и говоришь, что сам виноват»): Дэвид впервые взял слово и извинился за опоздание, объяснив, что не дает спуску подопечным, а потому провел тренировку даже утром перед пресс-конференцией.

Пресс-атташе РФБ Александр Федотов предложил президенту первому изложить свое видение шансов сборной на предстоящем турнире:

– Расскажите нам о своих ожиданиях, чаяниях…

– Как вы сказали? Нет у меня ни чаяний, ни отчаяния, – Сергей Чернов был явно настроен на легкомысленный лад, стремясь выглядеть заядлым оптимистом.

Дальнейшая речь производила несколько странноватое впечатление. Так, с одной стороны, он начал рассуждать о статусе команды на турнире и перечислять многочисленные сложности, с которыми столкнулась сборная на подготовительном этапе. И то, что сборная едет в качестве действующего чемпиона («когда команда едет в статусе чемпиона, и на сегодняшний день пока действующего чемпиона – это не значит, что я говорю «пока» в том смысле, что мы ни на что не надеемся – то это накладывает свой отпечаток), и то, что команда так серьезно обновилась (по объективным (вроде травм) и «перспективным» причинам). С другой, делал из этого какие-то невероятные по логике выводы:

– Отсутствие Холдена и Кириленко способствует тому, что мы ставим такую задачу: минимум – это попасть на чемпионат мира, то есть оказаться в шестерке, максимум – приехать с медалями. С какими именно, не могу знать. Скажу честно, будут большие сложности выиграть чемпионат. Но если ребята будут целенаправленно бороться, единым кулаком, то я верю в них, верю в тренера и тренерский штаб. Главное это показывать борьбу, отрабатывать защите. А результаты могут быть самые непредсказуемые. Например, когда мы уступили в Литве (я был на этой встрече), то вполне могли бы и выиграть. Не попали пару мячей, пропустили быстрые отрывы, но на протяжении всей игры владели инициативой, а вчера они взяли и разгромили испанцев. Так что не стал бы давать прогноз не только на ту команду, которая выиграет турнир, но и на призеров. В любом случае мы должны попасть на чемпионат мира.

Вот так вот. Самое важно президент сказал уже по завершении пресс-конференции. В случае если задача-минимум не будет выполнена, Дэвид Блатт рискует лишиться своей работы.

Сам тренер выглядел мрачнее обычного, но вторил президенту в абстрактно-оптимистических высказываниях. На вопрос, знает ли он о дамокловом мече, висящем у него над головой, Блатт ответил отрицательно, философски добавив, что это часть тренерской работы и никакого особенного давления федерации он не испытывает.

– Надо быть реалистами и понимать, что это совсем новая команда. Все национальные сборные проходят такие периоды, когда сменяются поколения. Но цели не меняются. И ничто не помешает нам постараться добиться поставленных задач. У каждой команды свои проблемы. Если сборная будет акцентировать внимание на том, что у нее есть, а не на том, чего у нее нет, она имеет больше шансов. У нас молодая команда, неопытная, но есть мотивация, есть цель, есть игроки, у которых появилась возможность проявить себя, на нас лежит ответственность будучи чемпионов – надеюсь, что все это трансформируется в успешное выступление. Легко не будет. Но все возможно. Президент прав – чем больше сложностей, тем больше возможностей у вас есть, чтобы их преодолеть. Много раз говорил игрокам, это прекрасная возможность для вас проявить себя. Все, кто хотят заявить о себе, все, кому не хватает игрового времени, все могут это сделать. Не имена выигрывают, а команды. И мы должны постараться стать лучшей командой на турнире…

Где-то в середине мероприятия выяснилось, что 12 баскетболистов, которые отправятся в Польшу, уже определились сами по себе. Эпидемия обрушившихся травм не оставила выбора, коснувшись еще и Саши Кауна. На вопрос, не видит ли он закономерности в общем количестве повреждений, Блатт ответил отрицательно. При этом в этот же день в сборной поменялся врач. По официальной версии Станислав Дмитриев был вынужден отказаться от поездки по состоянию здоровья. По слухам же виной всему неправильный диагноз, поставленный им Кауну, у которого произошел рецидив травмы спины.

Известие о наличии практически оформленной заявки на турнир побудило журналистов попросить оглашения имен счастливчиков. Странная просьба вылилась в загадочную сценку с перебрасыванием права ответа между спикерами.

– Вы хотите, чтобы я произнес все имена? Лучше будет взять список у президента Федерации.

– Это скорее вопрос к главному тренеру.

– Мне, конечно, не сложно, но для меня это все же проблематично.

– Пусть скажет капитан команды, он-то должен знать.

Сергей Моня тоже только пожал плечами:

– Возьмите буклет и посмотрите сами.

Последнее слово не могло не принадлежать Сергею Чернову:

– Нас осталось только трое из 18 ребят. Вот они все и сидят здесь, – президент взвалил на себя это бремя и начал перечислять всех игроков. – Вот все 12 человек. Читал тут статью в «Спорт-Экспрессе» под заголовком 33 несчастья. Я в большом баскетболе 25 лет и, действительно, в первый раз вижу такую неудачную сборную.

Очередное упоминание травм побудило президента поговорить о глобальных проблемах и уточнить, что Федерация не отказалась от идеи натурализовать Перкинса, хотя отсутствие денег на легионера в бюджетах российских клубов несколько осложнило эту затею. Защищая идею, Сергей Чернов прошелся по всем, не пожалев даже Елевича.

– Проблема у нас, прежде всего, в отсутствии первого номера в нашей сборной. Сегодня состоялось бюро исполкома, на котором принята на разработку программа по подготовке резервов. Потому что я очень недоволен работой Департамента по резервным командам. Его ждут кардинальные изменения, включая и кадровые вопросы. В ноябре-начале декабря пройдет исполком, на котором будут присутствовать представители Министерства спорта и Министерства образования, где мы будем говорить о перспективах нашего вида.

Можно слышать критику инициативы с Перкинсом. В частности, Сергей Елевич делает подобные заявления. Хочется спросить: Сергей Николаевич, где ж ты был, когда руководил «Химками»? Ты же брал иностранцев. Не приносит плодов работа тренеров детских команд, а клубы стараются приглашать иностранцев на эту позицию. Работа провалена…

На этой оптимистичной ноте мероприятие подошло к концу. Жизнеутверждающий посыл был выдержан всеми его участниками. Сергей Чернов просто призвал поболеть за команду вместе с ним, Дэвид Блатт выразил надежду, что среди ролевых игроков найдутся те, кто сможет взять на себя инициативу, а Сергей Моня повторял, что лидеров нет, и что, только действуя как команда, сборная сможет на что-то претендовать. До первой игры оставалось три дня…