4 мин.

Персональный террорист

Судьба незадрафтованного игрока всегда соседствует с жизнью первооткрывателя. Отправился в путешествие и Брюс Боуэн после того, как на выпускника Cal State Fullerton, набиравшего чуть более 11 очков и 5 подборов в среднем за игру, никто не обратил внимания на драфте-1993, который светился звездами Криса Уэббера, Пенни Хардуэя и Алана Хьюстона. Города Франции со сложными для американца названиями стали временным местом жительства Брюса Боуэна. Сезоны, проведенные в «Гавре» (1993/1994), «Эврэ» (1994/1995) и «Безансоне» (1996-1997) лишь усложнили отношение защитника с НБА. Один год в команде CBA «Рокфорд Лайтинг» только подтвердил его весьма туманные перспективы в профессиональном баскетболе.

10-дневное соглашение с «Майами» стало для Боуэна подарком небес. Но 1 игра, 1 минута и 1 блок-шот мало кого были способны впечатлить. Тем неожиданнее выглядит контракт с «Бостоном», который Брюс получил уже в следующем году и провел в составе «Селтикс» 69 игр, ставших визитной карточкой игрока.

«Филадельфия» и опять же «Майами» были лишь перевалочными пунктами, через которые Боуэн шел к СВОЕЙ команде. Никогда не отличаясь результативной игрой (за всю свою карьеру защитник ни разу не преодолел средний показатель в 10 очков за матч по итогам сезона), он исполнял роль добротного резервиста, который никогда не опускался ниже своего уровня. Первые четыре года он проводил на площадке чуть более 20 минут за матч, поэтому его потенциальные козыри – необычайная выносливость и цепкая игра в обороне – были надежно замаскированы.

Только чемпионат-2000/2001 смог наглядно всем показать, что забивать через Боуэна – задача не из легких. В составе «Хит» игрок отполировал паркет во всех 82 играх сезона, демонстрируя волчью хватку на периметре, которая позволила ему попасть во вторую символическую сборную лучших защищающихся игроков сезона.

Такой квалифицированный чернорабочий очень пригодился команде из Техаса, которой командовал «Адмирал» Дэвид Робинсон. Вместе с талантливым форвардом Тимом Данканом, снайпером-убийцем Стивом Смитом и двумя разноплановыми разыгрывающими Терри Портером и Тони Паркером, команда из Сан-Антонио дошла до полуфинала конференции, где была ожидаемо «сбита» «Лос-Анджелесом». Боуэн работал на контрасте. Сугубо положительные образы Данкана, Робинсона и Паркера оттенялись грязноватой опекой и провокациями бритоголового защитника. Он был как то самое необходимое зло, которое существует в нашем мире для элементарного баланса.

Последовавшие за этим три чемпионства за пять лет, лишь подтвердили правомерность этой теории. «Грязнуля» Боуэн, стабильно играя в стартовом составе по ходу регулярки, в плей-офф врубал опцию «догнать и обезвредить». Не обладая выдающимися физическими данными, он мог написать целую книжку о том, как сделать так чтобы любая суперзвезда забыла о том, где она оставила свой снайперский прицел.

Он стал постоянным членом символических сборных по игре в защите, тем самым получив официальное разрешение от лиги на использование своих «секретных» приемов. Совсем немного отделяло Боуэна от титула «Мистер замок» по итогам сезонов-2001/2002 и 2006/2007. В обоих случаях авторитетное жюри отдавало предпочтение игрокам передней линии (соответственно, Бену Уоллесу и Маркусу Кэмби), которые могли наблюдать за перемещения Кобе Брайанта, Винса Картера и Рэя Алена лишь издалека.

Боуэн же при опеке этих игроков напоминал присосавшуюся пиявку. Он буквально паразитировал, находясь в непосредственной близости от самого опасного снайпера, и навязывал оппоненту манеру игры, очень отдаленно напоминающую оригинал.

Тех, кто не желал играть по его правилам, порой ждало нетрадиционное наказание. Уолли Зэрбяк, Стив Фрэнсис, Рэй Ален, Стив Нэш и Крис Пол были готовы даже к неспортивным фолам, но Боуэн смог превзойти их ожидания.

Сейчас 38-летний ветеран без команды. После обмена Ричарда Джеферсона, права на Боуэна перешли к «Милуоки», представители которого в скором времени выкупили контракт защитника. Прошедший сезон очень явно обнажил проблемы стареющего игрока. Существенно потеряв в скорости, Боуэн совершенно не успевал применять свою смертельную хватку, безотказно действующую на протяжении 8 лет. «Клиенты» защитника теперь как малолетние сорванцы с легкостью убегали от сторожа, который в прежние времена не давал им даже приблизиться к хозяйской корзине. В сухом остатке от чемпионских сезонов у магистра персональной опеки остался лишь опыт, за которым сейчас и должны охотится команды-претенденты на титул. У ветерана осталось топлива только на несколько десятков матчей повышенной сложности, но можно быть уверенным, что свои минуты в решающих противостояниях плей-офф Боуэн отработает на приличном уровне.

Атакующая революция, возгорающаяся очагами на протяжении последних пяти лет, – весьма симпатичное зрелище. Философия «семи секунд» от «Финникса» и run-and-gun в исполнении «Уорриорз» навсегда останутся в романтических традициях бесшабашного баскетбола. Но летопись последних лет беспристрастно покажет лишь то, что чемпионом становилась команда с отлаженной оборонительной системой. В каждом коллективе обязательно был свой цепной пес. Джеймс Поузи стал икс-фактором в финальной серии с баскетболистами «Лейкерс» в 2008 году. Спустя год в «Лос-Анджелесе» появился свой «прилипала» в лице Тревора Ариза, сыгравший одну из ключевых ролей в матчах плей-офф.

Брюс Боуэн – как раз для этих целей. Если вы не хотите видеть, как в решающей седьмой игре он тряхнет стариной и буквально съест вашу главную звезду, лучший способ – дать ему ветеранский минимум. Он станет выходить со скамейки и разбиваться в лепешку, если почувствует запах чемпионства. А самое главное – он сможет открыть несколько секретов знаменитой «защиты по Боуэну».

Конкурентов на ветерана осталось немного. Переполненный ростер «Сан-Антонио» и огромный список «покупок» «Кливленда» переводят стрелки на команду из Бостона, которая очень часто пытается реанимировать увядших игроков. Впрочем, таким наемным убийцей с ограниченным сроком действия вполне могут заинтересоваться и другие команды, строящие наполеоновские планы на предстоящий сезон.

Его любили только в той команде, в которой он играл. В остальных же – люто ненавидели. Сейчас он один против всех, и предстоящий сезон – вызов обществу, которое будет следить за каждым его шагом, втайне желая, чтобы Боуэн поскользнулся.