4 мин.

Черта Зорана. Как «Химки» не попали в плей-офф Евролиги

Многим показалось, что матч с «Олимпиакосом» завершился для «Химок» за четыре минуты до сирены: Папаниколау вонзил очередную трешку (всего 6 из 6 ) да еще принял на себя не успевшего помешать ему Сергея Моню – когда он вставал с паркета, то его поздравляла вся пятерка, а зал уже праздновал (71:61). На самом деле, теоретическими шансы стали еще в начале второй половины: Римас Куртинайтис оставил на скамейке лидера, дав понять, что кредит доверия все же не резиновый.

Сложно сказать, с какими мыслями подходил к этому сезону Зоран Планинич, но для всех, кто следит за ним пристально, этот год был годом больших надежд. Надежд в том числе на то, что хорватский разыгрывающий переступит ту психологическую черту, которая постоянно преграждала ему путь на самый высокий уровень. Предпосылок к этому было больше, чем достаточно: Планинич стал для «Химок» фундаментальным звеном, вокруг которого родилась быстрая стреляющая с обеих рук команда; он не только обеспечивал работу всех частей, но и не раз в одиночку вытаскивал партнеров, в том числе в финале Еврокубка; и в какой-то момент показалось, что он лучше познал сам себя, стал более хладнокровным и научился рациональнее использовать свои преимущества. Наверное, сейчас уже пора признать, что мы заблуждались: Зоран остался самим собой – феноменальным разыгрывающим, который имеет склонность проваливаться в некоторых (иногда ключевых) матчах. Непонятные заскоки «Химок» на старте и в середине сезона еще можно было списать на болезни роста, на элементарную усталость Планинича, которому не находилось замены, но в конце не оставалось вариантов для трактовок: решающий отрезок сезона хорват даже не провалил, просто не вытащил так, как от него ждали. Проигранные концовки с «Маккаби» и «Каха Лабораль» – «Химки» отдали место в плей-офф еще до встречи с «Олимпиакосом», а лидер их не спас.

Кризис (вернее, отсутствие сверхъестественных способностей) Планинича можно связывать с повышенными нагрузками на протяжении всего сезона, с тем, что все плюсы и минусы команды являются продолжением его плюсов и минусов, с финансовыми проблемами «Химок». Причины теперь, наверное, и не важны: в игре с «Оли» Зоран потерял один из последних для себя шансов побороться за вершину Евролиги. Та же самая психологическая преграда в последнем матче преподнесла немного дерганного, пытающегося бросить вызов сразу всем и не получающего поддержки партнеров Планинича – он вроде бы и сыграл на уровне, но не смог выполнить главной функции – не смог привести командный механизм в действие. И потому Куртинайтис начинал вторую половину без него.

К концу первой половины «Химки» проигрывали» 15 очков (30:45): подвижный Хайнс отправил отдыхать с 2 фолами Дэвиса, Лоу и Спанулис протоптали удобные тропинки к кольцу, параллельно выяснив, что Лончар не в силах им помешать, а Планинич и Риверс с нечеловеческими усилиями пытались добраться до цели через вязкую трясину греческой защиты. Разгонять машину и хоть что-то менять вышел, естественно, Егор Вяльцев. И, естественно, с очередным веским заявлением в тайм-ауте: «Вперед, **ядь!». И неожиданно все получилось: Егор нейтрализовал Спанулиса и начал ломиться к кольцу в полном соответствии с заявленными принципами, Копонен перестал всего бояться и стал попадать, а потом и воспользовался начавшим функционировать пик-н-рольным механизмом. Когда машина завелась с толкача Вяльцева, Куртинайтис вернул Планинича и Фридзона. И инерции хватило на то, чтобы сравнять счет на 56: Планинич все же реализовал одну из своих нервных трех (всего 1 из 5) и несколько раз находил Дэвиса.

На этом же промежутке произошел и еще один важнейший для исхода матча момент: атакуя из усов, Дэвис получил не самый очевидный фол в нападении (четвертый для себя). Просвет в игре гостей на этом закончился: фиаско под щитами, резвость воспрянувшего Хайнса против опасающегося нафолиться Дэвиса и не успевающего Лончара – воплотились в бенефис главного героя матча. Костас Папаниколау на протяжении всей игры появлялся ровно тогда, когда это требовалось, в концовке отметившись тремя трехочковыми и элегантным мячом через Фридзона.

«Химки» проиграли, прежде всего, в защите, не найдя, что противопоставить многочисленной и многовариантной передней линии соперника, не закрыв Папаниколау, уступив подбор. Они лишили себя легких очков, не показав традиционную энергичную защиту, дающую импульс быстрым атакам. Да вдобавок не нашли бросок из-за дуги (5 из 25, при 0 из 6 у Мони и 1 из 5 у Копонена). Но на протяжении четвертой четверти, пока еще оставался шанс, все следили только за ним: Зоран Планинич был одинаково непроницаем – и тогда, когда просачивался под щит, сравнивая счет, и когда эффектно скидывал мяч Моне уже на последних секундах. И вспоминая эту игру, болельщики «Химок» будут говорить не о бросках Папаниколау, а о трех безголевых минутах между ними: в суетливом и потерявшем очетания нападении «Химок» никто не рисковал взять инициативу на себя – лишь все более пригибающийся под плитой ответственности разыгрывающий, который бросал с пяти-шести метров. Зоран Планинич в который раз показал, что все возможно, но в последний момент опять не сдюжил. И, несмотря на все, кажется, что верить ему мы будем до самого конца.