7 мин.

С ником по жизни

Джокер, Дзен Мастер, Супермен, Капитан Кирк, Агент Зеро, Айсмен – эти имена словно из нового комикса «Марвел», и кажется, что во главе этой команды мутантов должен стоять какой-нибудь Доктор Джей.

Ярких личностей в НБА всегда хватало, но клички раздают всем без исключения. Конечно, если ты классно танцуешь, у тебя всегда хорошее настроение, а борода – произведение искусства, то одним ником не отделаешься. Имя Дэвиса обыгрывают и называют игрока Бароном, за легкость, с которой он проходит оппонентов, приклеилось Too Easy (слишком легко), а еще защитника кличут Би-Диди, Би-Дэзл (dazzle – ослеплять) и самым предсказуемым – Борода.

Пингвин и Смирительная рубашка

Лучше, конечно, самому придумать себе второе имя. Можно выбрать что-то неожиданное вроде Уно-Уно (Глен Дэвис) или скромное Сервант Совершенства (Чэнинг Фрай). Можно даже предложить общественности несколько ников на выбор, как сделал Рон Артест (Рон-Рон, Истинный воин, Смирительная рубашка), который недавно и вовсе заявил, что он теперь не Рон Артест.

Если у тебя нет прозвища, и ты вообще об этом никогда не задумывался – волноваться не нужно. Его тебе придумают журналисты и добрые друзья. Так Андре Миллера прозвали Пингвином, Данило Галлинари – Петухом. Джерома Ричардсона бабушка нежно называла Винни Пухом – прижилось. Криса Камана окрестили Пещерным человеком, а когда ему не понравилось, придумали другое – Зомби. Кори Брюэр получил прозвище Пьяный дриблер, и, по словам самого игрока, он гордиться этим, а Джером Джеймс сам виноват – стал Большой Закуской.

Индиана Джонс и Большой кактус

Но вообще, «больших» уважают – все хотят быть большими. И здесь речь не только о здоровяках (Биг Зи, Биг Дэн, Биг Эл, Биг Бен, Биг Бейби, Биг Кантри), но и о тех, кто чрезвычайно талантлив. Все знают, что Чонси Биллапс способен забить решающий бросок (Мистер Биг Шот), Тим Данкан (The Big Fundamental) – фундамент «Сан-Антонио», а Оскар Робертсон стоил половины команды (Биг О). Джеймса Уорти звали Биг Гейм, Кевина Гарнетта – Биг Тикет. Шакил О’Нил был и Большим кактусом, и Большим Аристотелем. Все эти парни были чем-то большим, чем просто хорошими баскетболистами.

Самый популярный вариант никнеймов – сокращения. Ламаркус Олдридж известен, как засекреченное оружие LMA. Бареа уже давно Джей Джей, а не Хосе Хуан. Неизвестно, знает ли Крис Бош (CB4), что есть CB3 (Карон Батлер). Джей О (Джермейн О’Нил), Си Ви (Чарли Виллануева), Кью Рич (Квентин Ричардсон) – все это просто, хлестко и незатейливо. Отличный вариант для комментаторов и лентяев.

Самые красочные ники построены на языковой игре и ассоциациях. Эрика Гордона его прозвище немного смущает (Эйр Гордон), Фред Джонс вообще не понимал, зачем ему шляпа (Индиана Джонс), а Кевин Дюрэнт уловил, что его сравнивают с тарантулом, и согласился быть Дюрантулой. Все это хорошо, но кто мог выдумать Оби Ван Джинобили?

Король и сумасшедшая собака

Носить титулы и звания всегда почетно. НБА не исключение, если только ты не Король. Все помнят отважного Адмирала Дэвида Робинсона и Капитана Карима Абдур-Джаббара. Не все – Майора Фреда Хойберга. Кстати, был даже Запаздывающий Капитан Джеймс Силас – защитник «Сан-Антонио» проявлял свои лучшие качества исключительно в концовке матча. А самое громкое звание было у Ларри Берда – его нарекли Легендой.

Игроки пошли еще дальше и провозгласили себя Ответом на все вопросы (Аллен Айверсон), Вождем (Роберт Пэрриш), Истиной в последней инстанции (Пол Пирс). К слову, Дрю Гуден утверждает, что застолбил ник «Истина» задолго до игрока «Селтикс», но сейчас это уже никого не волнует.

Иногда посмотришь на игрока – все понятно. Миниатюрный Эрл Бойкинс прыгает по площадке как Воробушек. Трактор Роберт Трейлор сносил все на своем пути. Сэм Кассел – дальний родственник Голлума и чем-то похож на Ити. Эрик Флойд на площадке выглядел сонным (Sleepy), а Марк Мэдсен (The Mad Dog) кидался на соперников как сумасшедшая собака. Деннис Родман был изворотливым как Червяк, а Крис Андерсен специально размахивает руками, имитируя движения птицы (Бердмен). Ну и разве можно с чем-то спутать скользящие движения Клайда Дрекслера? (The Glide – скольжение). А с Черной Мамбой все понятно – Роберт Родригес уже фильм снял.

Сигара для победителя и Мэджик Джонсон

Отдельный случай, это когда многие забывают, что Пенни Хадуэй на самом деле Анфери, Маггзи Богс – Тайрон, а Мэджик Джонсон – Ирвин. Никнейм прочно вошел в жизнь игроков еще в детстве и теперь используется вместо имени.

Забавных прозвищ – хоть отбавляй. «Никербокер» Ларри Джонсон снялся в рекламе, и к нему прилипло прозвище Бабуля. Имя известного рестлера Янг Ярда Собаки перешло к ожесточенному Джерому Уильямсу. А Корри Мэггети хочется пожалеть, потому что он – Плохое Порно. «Он отдается любимому делу, забивает, но разве вам нравится то, что вы видите?», – фанаты «Голден-Стейта» наградили Мэггети такой кличкой сразу после того как форвард подписал контракт на 50 миллионов.

Дарко Миличича жалеть не надо, после драфта-2003 его называют The Human Victory Cigar. У центрового особенно в начале карьеры было почетное задание – выходить на площадку, когда игра уже сделана, а тренер может закурить победную сигару. До него это прозвище получали такие «звезды» НБА как Грег Кит, Сэм Боуи, Чак Невит и другие известные личности.

Лет тридцать назад трава была зеленее, а прозвища изощренней. Эрла Монро еще на потрескавшихся площадках Филадельфии прозвали Черным Иисусомв него на самом деле верили. Без промаха стрелял Пит Маравич и получил прозвище Пистолет. Дэнни Эйндж в свое время назвал защитника «Детройта» Винни Джонсона Микроволновкой за то, что тот в буквальном смысле отжигал на площадке. А Чарльза Баркли только совсем недавно все стали почитать как Сэра Чарльза. Еще лет двадцать назад он был The Round Mound of Rebound. Да, это настоящая насыпь, которую не обойти, не перепрыгнуть, когда борешься за подбор. На протяжении 16 лет карьеры Баркли собирал практически 12 отскоков в среднем за матч и по праву заслужил свое прозвище.

Президент США и планета Ловетрон

Джерри Уэсту было суждено стать Логотипом, потому что именно его силуэт украшает эмблему НБА. Сам он больше любит прозвище Мистер Клатч, ведь не зря он забил столько решающих бросков, играя за «Лейкерс».

Клички Билла Брэдли – отдельная история. Когда форвард в конце 60-х только пришел в «Никс», промаявшись до этого в запасе Военно-воздушных сил США, ему сразу же предложили контракт на сумму 400 тысяч долларов – деньги по тем меркам немалые. Товарищи стали над ним подшучивать, говоря Биллу, что до сих пор он был беден как церковная крыса, а теперь наконец-то заработал первый доллар в своей жизни. Кличка Доллар Билл прилипла сама собой. После этого выпускника Принстона и магистранта Оксфорда еще называли Главнокомандующим и Государственным секретарем. Клички во многом стали пророческими. В 2000-м году Брэдли вполне мог баллотироваться на пост президента США.

Но, если вы ищите рекордсмена или самого креативного выдумщика, то вам нужен Даррелл Доукинс с планеты Ловетрон. Казалось, что может быть проще – возьми себе прозвище Ди Ди. Но нет, Доукинс был Шоколадным Громом. А еще Доктором Данкейнштейном и Сэром Слэмом. Центровой на этом не успокоился – он давал название своему каждому эффектному броску. После того как Доукинс два раза сокрушил щит в 1979 году, он назвал это явление «Полетом Шоколадного Грома», Затем были Robinzine-Crying, Teeth-Shaking, Glass-Breaking, Rump Roasting, Bun-Toasting, Wham-Bam-I-Am Jam, In Your Face Disgrace, The Go-rilla, Earthquaker Shaker, Candyslam, Dunk You Very Much, Look Out Below, Yo Mama, Turbo Sexophonic Delight, Rim Wrecker, Greyhound Bus (Доукинс вколотил сверху, пробежав всю площадку), Cover Your Head и Spine Chiller Supreme. Доукинс был настоящим генератором названий, если нужно было намекнуть на то, что он вколачивает, разрушает и несет смерть сопернику.

Его Воздушество и АК-47

Примерно через десять лет после Доукинса появился парень, которому не нужно было придумывать названия для своих бросков сверху. Винс Картер противоречил законам физики и сам был настоящим феноменом. Его называли Half Man Half Amazing, что означало «наполовину человек, наполовину чудо». В то время это было действительно так.

А легенде стритбола Раферу Элстону в НБА пришлось совсем непросто. Прозвище Скип ту май Лу он прихватил с улицы и думал, что благодаря своим «скачкам» (скипам) он сможет и в этой лиге обессмертить свое имя. Но он играл на позиции разыгрывающего, где точные передачи ценились больше чем пара ловких финтов…

Безусловно, многие из этих прозвищ мы узнаем, посмеемся и забудем. Но у каждого наверняка останутся в сердце Мечта, Хьюман Хайлайт Филм (дословно – человек блокбастер), Мэджик, Дизель, Почтальон, Доктор Джей, Его Воздушество...

Кстати, времена изменились. Теперь, если мы наделяем человеческими качествами АК-47, нас могут уже не понять.