7 мин.

Тренер видит все

Сборная России первый раз собралась для подготовки к Евробаскету, но мероприятие стало всего лишь фоном. Больше двух часов шестнадцать игроков старательно разминались, делали упражнения, бросали, отрабатывали взаимодействие в нападении лишь для того, чтобы создать правильную обстановку для встречи высших гостей. На специальной пресс-конференции Виталий Мутко, Александр Красненков и советник-посланик по политическим вопросам посольства США Майкл Клечевски благодарили друг друга и радовались за американских школьников, получивших возможность приехать по обмену в Москву и, как выразился министр спорта, «одну из столиц российского баскетбола», а также побывать на мастер-классе у самого главного тренера сборной России.

– Надеюсь, Блатт не расскажет им обо всех секретах, которые мы намерены показать в Лондоне, – к счастью, обстановка «перезагрузки» лишала шутки Виталия Мутко их внутреннего трассирующего смысла.

Это он понимал и сам. Поэтому даже отказался принимать благодарность от посла за «высокий интерес» к приезду ребят.

– Это мы просто приглядываемся. Смотрим. Может, кого-то натурализуем.

***

В отношении сборной России и Мутко, и Красненков были настроены куда более бескомпромиссно.

– Наши девушки выиграли золото. Теперь есть на кого равняться, – Дэвид Блатт услышал ультиматум, несколько раз произнесенный обоими чиновниками, но не был застигнут врасплох. Шутку про то, что «ну понятное дело, женская команда гораздо лучше мужской» он придумал уже в конце. В начале же больше рассуждал о том, что сам думает о команде.

– Мы ставим высокие цели. Честно говоря, если мы этого не сделаем, кто-то сделает это за нас. Но, на самом деле, в этом не будет ничего страшного. Мы не боимся. У нас сильная опытная команда, и мы много ждем от этого состава. Одна из сильных сторон заключается в том, что мы дали молодым игрокам проявить себя, поиграть, набраться опыта, проявить себя. Надеюсь, сейчас, когда звезды вернутся, они это покажут. Важно проявить командную психологию, понимать, что мы представляем не одного человека, не только команду, а целую страну.

Ну и политический момент Блатт прочувствовал очень верно, рассказав поучительную историю об объединяющей роли баскетбола:

– Кто-то из предыдущих выступающих упомянул Барака Обаму. Вот я должен сказать, что считаю себя его другом. Дело в том, что его супруга Мишель – сестра моего однокурсника в Принстоне. Сам я с Обамой никогда не встречался, но Крэг, мой сокурсник, говорит, что он замечательно играет в баскетбол. Так что мы братья.

***

Вступительное слово на первом командном собрании также осталось за Виталием Мутко. Министр произнес короткую победоносную речь и пожал руки каждому участнику сбора, чем окончательно смутил Антона Понкрашова. Не заметив шока от избыточного внимания к команде, он продолжил бодро раздавать интервью, подчеркивая идею национального интереса, фигурирующую и в обращении:

– Вообще в баскетболе, как и во всех игровых видах спорта, нам нужна общая концепция, во главе которой бы стоял национальный интерес. Интерес со стороны, интерес клубов и интерес каждого спортсмена – все это должны быть подчинено интересам сборной. Потом, конечно, сейчас идут переговоры по поводу ПБЛ, Единой лиги ВТБ. Но мы должны быть едины в одном – перед страной стоят глобальные задачи. Все ребята достаточно патриотично настроены. Новый президент Федерации просто провел нормальные переговоры, пригласил играть. В хоккее же был период, когда в сборную не хотели ехать. В баскетболе то же самое.

Разрешив все проблемы национального масштаба, министр оказался в центре трибуны, занятой американскими школьниками. И тут, в символичной атмосфере, геополитическая позиция Виталия Мутко оказалась подвергнута сомнению со стороны не впечатленного Владимира Спивака, дерзнувшего предъявить взору министра крамольное письмо. Сперва тот заявил, что такого просто не может быть. Затем признался, что проблемы на местах имеют место, но главное – построенная система начала работать. Под конец пообещал провести инспекцию в упоминаемой в письме ДЮСШ.

– Надо заниматься, а не бояться. Но нельзя себя насиловать. Зачем себя насиловать?! Там проиграли, тут проиграли. Караул! Чьи это проблемы? Ваши? Мои? Да не только мои, но и всех – мэра, родителей, которые не хотят. Так же не происходит, что утром проснулся, а у вас олимпийский чемпион родился.

Каждый год мы открываем 10-15 залов для игрового вида спорта. Это уже начинает приносить результат. Женская сборная – тоже результат. Считаю, что в игровых видах спорта у нас серьезные должны быть показатели. Просто раньше был перекос в клубный баскетбол – легионеры, натурализация. Это затормаживало рост спортсменов. Сейчас новое руководство сделает все для развития спорта.

Поезжайте в Краснодар. Там проводилась спартакиада. Так все победители спартакиады приравнены к победителям олимпиады – по математике, физике. Они привезут деньги домой. Кроме того, школам выделяется по 750 тысяч в год за каждого выросшего спортсмена. Воспитывают три – получают в три раза больше. Мы начали и ремонтировать школы. Пятьдесят – уже в этом году. Система начинает работать. Не надо думать, что все происходит так сразу.

***

Когда высокие гости удалились, оказалось, что все куда менее помпезно. Игроки радовались общению и встрече друг с другом, Дэвид Блатт активно общался с американскими коллегами, перемежая объяснения шутками, а школьники терпеливо ждали своей очереди выйти на паркет, где смогли насладиться коротким, но насыщенным мастер-классом-уроком тренера. Закрывая тренировку, коуч поблагодарил своих подопечных за то, что не позволяли себе отвлекаться на множество посторонних факторов, призывал усердно спать и восстанавливаться, пожелал всем удачи и сформулировал кредо последующего месяца в короткой фразе: «Помните: тренер видит все».

***

Андрей Воронцевич был первым практически во всех упражнениях, но выглядел скорее сосредоточенным, чем веселым.

– Как отдыхали этим летом?

– Особенно не удалось. Едва сезон закончился, у меня умерла бабушка, и я полетел в Омск. Пробыл там один день, на похоронах, и вернулся в Москву. Защитил диплом по профессии «спортивный менеджмент», после этого поехал с братом на три дня на рыбалку в Астрахань. Прилетел обратно и поехал с супругой и ребенком в Турцию – там у ребенка была высокая температура. Четыре дня мы просидели в номере, а потом вернулись домой. Оказалось инфекция, сейчас вроде все нормально. Потом съездил в Омск на четыре дня, и вот я здесь.

– Как бы вы охарактеризовали атмосферу в команде?

– Атмосфера в команде хорошая, дружная. Улыбались, когда делали упражнения. Давно друг друга не видели. Так всегда бывает, когда встречаешься с друзьями. Возникают позитивные хорошие чувства. Сегодня первый день, началась работа, так что, думаю, что у всех хорошее настроение.

– Сегодня тяжело было?

– Да нет. Тяжело не было. Летом мы хоть и отдыхали, был перерыв, но все равно ребята готовили свое тело к этим тренировкам, потому что мы знаем, что у Блатта всегда большие нагрузки. Сегодня была первая тренировка – Григорий Артемьев нам много не давал, только упражнения, чтобы восстановить мышечную память. Никаких весов, быстрых ускорений. Тренировка была втягивающей. Процентов на 70-80. Первую тренировку нельзя сделать на максимуме, а то завтра никто не встанет.

– В этом году в сборной не будет легионеров. Это положительный момент?

– По моему мнению, так и должно быть. Хорошо, когда сборную усиливают, но за национальную команду должны играть свои ребята. Да, большую помощь получить бывает не лишним. Как, например, от Джона-Роберта Холдена. Но с ним мало кто сравнится. Как вырастить игрока, если не давать ему играть. Рад, что у нас нет легионеров. Все в равных условиях. А то легионеров возвышают, а русские ребята на втором плане. Так не должно быть.

– В команде появились новые игроки. Насколько легко им удается адаптироваться?

– Нет никаких проблем. И я, когда появился в сборной, не сталкивался ни с какими трудностями. Никакой дедовщины нет. Тут вам не армия. Всех этих ребят мы знаем, встречались в сезоне. Мы хорошо всех принимаем, и все зависит только от них.

– Есть ли какое-то давление из-за того, что женская команда выиграла золото, и теперь от вас ждут того же?

– И я, и все ребята будем делать все, чтобы добиться нужного результата на чемпионате. Еще пока рано что-то загадывать. Но все будут бороться, стараться и доказывать, проливать пот и кровь за свою страну.

***

Дэвид Блатт, как водится, ушел с паркета последним, проведя еще полчаса в компании американских школьников. Объясняя некоторые баскетбольные элементы, коуч еще и не забывал об общем развитии. Рассказ о «бэкдоре» и о том, куда правильно отдавать передачу входящему из позиции хай-пост, как-то плавно перешел в литературную плоскость и обсуждение достоинств «Илиады». Зато внимающие тренеру ученики уяснили, что пас отдается в область ахилла, а знание классики – облагораживает.

Закончил же коуч на высокой ноте, вновь пустившись в политический омут.

– Судя по тем словам и впечатлениям, которые у вас остались, вы можете представить, сколько таких впечатлений набралось у меня за шесть лет. При этом я-то приезжал сюда с живыми воспоминаниями о холодной войне, когда мы думали, что здесь живут люди с тремя головами и пятью руками. Впрочем, они то же самое думали про нас. Уверен, что это лучший мост сотрудничества, понимания между странами, между людьми. Приехав домой, вы можете рассказать о своих впечатлениях дома. Тем самым вы поможете и своей стране, и этой стране.

***

Но все равно лучше всех высказался, конечно, Тимофей Мозгов:

– Наше дело не говорить, а делать. У нас молодая команда, и парни ничего не боятся.