9 мин.

Елена Баранова: «Мы на краю пропасти»

- Выступление российской сборной на Евробаскете получилось неоднозначным. Какие у вас впечатления от турнира?

– Самое главное – это итоговая победа. И то, что будет дальше. Лондон и то, что будет после Лондона. А какие-то неудачи на старте вполне можно забыть. Это уже история. Конечно, нашей команде сильно подфартило, потому что лидеры, которые могли бы создать интригу, отвалились раньше – это и Испания, и Белоруссия, потом Литва, Франция. Все постепенно отвалились, и наша команда осталась единственным по сути фаворитом. Для наших девочек самое главное было плавно дойти до этих медалей и взять свое. Что, собственно, они и сделали – хорошо сыграли полуфинал и финал и победили.

- Говорит ли эта победа о том, что женский баскетбол в России развивается в правильном направлении?

– Эта победа ни о чем не говорит. Сейчас наша задача – даже не то, как мы сыграем в Лондоне. Мы-то сыграем и сыграем хорошо. Я вам это гарантирую. Гораздо важнее – что будет дальше, что будет на чемпионате Европы 2013 года, на чемпионате мира 2014. Вот это больше всего меня интересует. Ведь пресловутое омоложение, о котором везде говорили – что у нас все «малыши» поедут, что у нас омоложение состава – стало притчей во языцех, но не более. Самому молодому игроку команды 24 года. В Лондоне ему будет 25, а в 2013-м – 26, в 2014-м – 27.

Получается, что никакого омоложения у нас в команде не было. Я считаю, что у нас достаточно много молодых игроков, очень ярких, и самое главное – их нужно привлечь к национальной сборной, научить не бояться ответственности. Я смотрела игры и финал чемпионата России до 20 лет (вторые составы): среди 19-летних и 18-летних девушек у нас много игроков, которых уже прямо сейчас можно подключать к сборной. Но это нужно делать. И это надо было делать лет пять назад, чтобы уже сейчас мы имели плеяду 22-летних, 23-летних игроков, закаленных в боях и умеющих играть и плей-офф, и финалы. Чтобы к 2013 мы подошли во всеоружии, и не было провала.

- Кого бы вы назвали из молодежи, кто мог бы уже сейчас влиться в команду?

– Например, Настя Точилина и Анна Остроухова – разводящие УГМК. Это к вопросу о том, что у нас якобы нет разводящих. Это Татьяна Бурик, которой уже 24 года. Ее нужно было привлекать еще года два назад, но, думаю, свою роль она еще может сыграть. Хотя это, конечно, уже не молодой игрок. Юлия Горькавская – из Омска, это вторая Маша Степанова, по всему – по телосложению, по броску. Маша один в один. Почему бы ее не подключить к сборной, я не знаю.

Люба Паскаленко – уже два года играет в Санкт-Петербурге, человек ростом 2,05, 2,06 – мощный пятый номер. Почему бы ее не привлечь. Я еще не говорю про края, про вторые-третьи номера, которых можно было бы бесконечно перечислять. Все эти игроки у нас есть. И их просто нужно взять в команду. Ксения Тихоненко – ей 19-20 лет. Почему ее не подключают, тоже непонятно. Она все еще играет за юниоров, а это человек, который года два мог бы играть за основную команду.

- Насколько итоговая победа стала для вас неожиданной после неудач на старте? В команду уже почти никто не верил…

– На самом деле, девчонки сами в себя не верили, и нас вполне могла бы постигнуть участь Испании и Белоруссии. Проиграй мы первую встречу со Словакией, и мы бы вылетели и вообще не вышли в следующий круг, так мы начали группу. Мне кажется, команда дошла до какого-то предела, когда либо мы играем, либо мы расходимся. Надо было объединиться.

И, на мой взгляд, сыграл тот фактор, что лидеры отвалились, и девушки сели, между собой поговорили, решили, что надо довести до конца этот турнир. И то, что фавориты начали выбывать, явилось толчком, что девочки начали играть и показывать то, что должны были. Но все равно, конечно, 26 ошибок за игру в финальном матче это все равно никак, из рук вон плохо. С такими показателями не выиграть ни у Америки, ни у Австралии, ни у Бразилии.

- Елена Данилочкина играет уже не первый год. С чем можно связать такой ее расцвет?

– Да вот знаете, мы же могли и не получить Елену Данилочкину на этом чемпионате, если бы приехала бы Принс. Парадокс в том, что в России есть замечательные игроки, но зачем-то нам понадобилась Принс, которая играет на позиции Данилочкиной. Если бы приехала она, то Лена бы спокойно просидела всю дорогу, выходила бы на пять минут, и большой вопрос, дошли бы мы вообще до финала. Но доверили Лене Данилочкиной, она человек ответственный, были у нее уже финалы, правда, юниорские, но были, так что она стреляный воробей.

Она представляет, что это такое. Плюс благодаря своим исключительным умственным способностям она поняла раньше других, что тренер требовал от разводящего. Из трех игроков – Светы Абросимовой, Татьяны Поповой и Данилочкиной – Лена оказалась самым востребованным, потому что она была единственным, кому под силу было организовать команду. Естественно, тренер начал ей доверять играть по 30 минут, ведь она делала результат – организовывала команду, держала нити игры в руках, выполняла установку тренера и забивала в нужный момент. Конечно, это очень ценится. Она просто сыграла в свой баскетбол, в тот, в который она играет обычно.

- Помимо Данилочкиной, кого бы можно было назвать открытием турнира?

– Я думаю, кроме Лены открытий у нас не было. Могу сказать лишь про «закрытия». Разочаровали Илона и Света Абросимова. Я их, конечно, очень люблю и уважаю, но я привыкла подходить профессионально – на самом деле, это не игра уровня сборных. Не знаю, может, они были травмированы, может, болели, но на самом деле все ожидали от них большего.

Маша Степанова сыграла в свою силу, поэтому она заслуженно вошла в пятерку. Каждый матч она делала дабл-дабл, что очень ценится среди центровых. Ирина Осипова тоже сделала все, что умеет. Помогала разводить, в защите очень помогла своими блоками. Местами Ольга Артешина – где-то густо, где-то пусто – нестабильно провела чемпионат. Сапова, которая потянула колено, сыграла по мере своих возможностей и в нужный момент помогла команде и бросками, и острыми проходами. Так что могу сказать, что все внесли свой вклад. Конечно, хотелось бы увидеть Мясоедову и Белякову в деле, но не довелось. Пока ждем, до Лондона.

- Насколько отсутствие Принс повлияло на стартовые неудачи?

– Принс начала заламывать себе цену, говорила, что она завтра приедет, послезавтра. За три дня до чемпионата. Но так нельзя играть, когда человек приезжает за три дня. Команда должна эти дни заново готовиться, повторять для нее все комбинации. Тренировочный процесс рушится. Соколовский принял абсолютно правильно решение – лучше уж никак вместо как-нибудь. У нас есть люди, которые могут играть. Не хуже, а намного лучше. Не могу сказать, что это супервыдающийся баскетболист, вокруг которого нужно строить игру команды.

- Как вам кажется, вопрос с натурализацией после этого закрыт окончательно?

– Думаю, да. Уже в Госдуме поднимают этот вопрос. Недавно в новостях обсуждали тему натурализации, особенно в игровых видах спорта. Думаю, эту лавочку пора прикрыть. Понимаю, когда человек очень долго прожил в России, когда он практически стал русским и по каким-то причинам не может выступать за свою страну, тогда ему можно дать гражданство. Но это должен быть наш человек. Когда же девочка никогда в жизни не была в России и получает русский паспорт, а потом говорит, что не приедет… Так делать нельзя. Натурализация таких людей не нужна.

- К российским игрокам отношение изменится после этого турнира? Ведь Корстин вот уже уехала…

– Корстин уезжает, потому что она сидела в своем «Видном», опять-таки на ее позиции там играла Принс. Ей нужно поднабрать форму. Думаю, что она понимает, как она провела чемпионат, что ее сейчас будут критиковать, потому что это не то, как она может играть, и совсем не то, что от нее ждут. Она сделала абсолютно правильно. Ее команда будет играть в Евролиге, за ее статистику ей не будет стыдно, она станет лидером и в следующий раз приедет с совершенно другим настроением. Она станет лучшим игроком. Это многое значит.

- По ходу турнира Соколовского очень сильно критиковали, даже требовали его отставки. Он доказал свою правоту? Заслужил везти команду на Олимпиаду?

– Да. Считаю, что тренерский гений Соколовского сработал. Он жил не сегодняшним днем, считал на несколько ходов вперед, и такая тактика принесла свои плоды. Думаю, что надо оценивать работу тренера по результату. Результат есть. Золото завоевано. Думаю, будет абсолютно неправильно снимать сейчас тренера и ставить кого-то другого. Об этом даже не может быть и речи. Нечто подобное было у нас, когда мы в 2003-м году выиграли чемпионат Европы в Греции, и Федерация признала работу Вадима Павловича Капранова удовлетворительной.

Я вот таких оценок не понимаю. Что еще нужно сделать, чтобы работу признали отличной?! Выше золотых медалей ничего не бывает. Не хотелось бы, чтобы шла критика тренерского состава. Есть результат, значит, тренировочный процесс был организован правильно, был выбран правильный состав, физические кондиции были разложены правильно по всему турниру. А то, что игра не шла, это уже история, потому что есть результат, есть золотые медали.

- При этом есть такое мнение, что турнир был низкого уровня, и практически все фавориты выбыли…

– Дело немного в другом. Не турнир был низкого уровня, а команды подтянулись. Сейчас явных аутсайдеров можно посчитать по пальцам, и даже Великобритания не является аутсайдером, хотя все ждали, что эта команда никуда не попадет. Я тоже это могу объяснить. Благодаря Интернету, благодаря Интернет-телевидению вся информация по баскетболу доступна и есть в электронном виде. Если раньше надо было ездить в Америку, брать мастер-классы, учиться, то теперь это все в свободном доступе. У тренера есть возможность учиться и использовать информацию в своей практике. Грамотный тренер учится, занимается самообразованием и подтягивает свою команду. Поэтому уровень команд заметно повысился. Только этим, мне кажется, можно объяснить, что на этом чемпионате Европы каждый мог обыграть каждого.

- При этом российская сборная очень легко играла в плей-офф – разгромила Чехию, легко выиграла финал. Это действительно так, или это видимость?

– Думаю, это тоже можно объяснить. У чешек сейчас идет смена поколений, появилось много новых имен, новые лица. Сейчас команды меняются – в Белоруссии тоже появились новые лица. В Испании. Может быть, какая-то несыгранность имела место. Но мы пока едем на старом багаже. От этой тактики нужно поскорее отказываться, потому что мы на краю пропасти. Это предпоследний турнир, который мы могли выиграть. Последний – это Олимпиада. И все. Провал. Наши соперники сейчас чуть-чуть провалилась, но потом они поднимут голову, и нам уже будет очень тяжело. Те же чешки, испанки, француженки, Белоруссия. Мы их потом не догоним.