5 мин.

У последней черты

Прощаться с европейскими этапами всегда немного грустно: исторические трассы, пусть и изрезанные циркулями новых придворных архитекторов, всегда несли зрителям и гонщикам свою особую атмосферу. В конце концов, деревья парков, под сенью которых ковали свою славу Фанхио и Кларк, не чета тилькедромам вроде «Шанхая», а от той «Фудзи», где Джеймс Хант добывал свой титул осталась, пожалуй, только сама Фудзияма.

Трассы финальных этапов, трассы заморские, трассы по большей части новые, оставляют куда меньше места эмоциям и отрешенному миросозерцанию. Здесь уже идет бой. Лишь вдалеке брезжит серое холодное межсезонье, в которое кто-то вступит под фанфары, а кто-то, собрав волю в кулак и забыв о разочарованиях сезона прошедшего, устремит взор в будущее и, засучив рукава, примется ковать новые успехи. Возможно, для ситуации, когда за четыре гонки предстоит разыграть корону чемпиона мира, именно такие треки и подходят лучше всего.

Действительно, с той плотностью результатов, которую показывают пилоты с первых строчек протокола, а также логичными и последовательными действиями ФИА, направленными на соблюдение и без того кристально ясных положений нынешнего спортивного регламента, чемпионату, по окончании европейской его части, по сути, дан новый старт. Невозможно отрицать, что для зрителей такое положение дел – лакомый кусок. Если представить себе, что Хэмилтон и Масса совершали бы в этом году меньше ошибок, Райкконен ездил бы чуть быстрее, а Кубица обладал бы чуть лучшей техникой – все могло быть еще интереснее. Но должно же в этом спорте быть место Провидению… 

Определенный интерес представляет гонка в Сингапуре с позиции уже набившего всем оскомину шинного вопроса. Это последний Гран-при в календаре, на который ребята из «Бриджстоуна» везут мягкие типы резины. Смогут ли в «Феррари» извлечь пользу из этой ситуации? Пока все выглядит неоднозначно. Несмотря на бодрые заявления Фелипе Массы о том, что команда решила проблему прогрева резины, прогноз погоды на уик-энд может просто не дать Скудерии шанса пощеголять в ультрамягких покрышках! А дождь, как мы знаем по этому сезону, – стихия Льюиса Хэмилтона. И без всяких «но». Немного везения в Монако, немного хамства в Монце (ни то, ни другое не отменяет прекрасной скорости), потрясающе проведенная гонка в Сильверстоуне – штрихи к портрету героя. Или лучше сказать, потенциального героя, все-таки не стоит повторять ошибки тех, кто стал объектом интеллигентной критики господина Петера Заубера за преждевременную коронацию Хэмилтона.

Масса – второй претендент. И порадовал он в этом году уже не раз. Сначала тем, что смог взять себя в руки после обиднейших неудач первых гонок, потом, когда стал пополнять очковый запас команды и свой собственный быстрее титулованного напарника. При этом Масса смог побороть свой главный недостаток – горячность, и сейчас из двух первых пилотов чемпионата именно он обладает, похоже, определенным запасом прочности по части выдержки в критической ситуации. Хэмилтон, безусловно, прекрасный боец, но последние события не способствуют росту уверенности в себе. Как может вести себя разочарованный и разозленный англичанин, продемонстрировала Монца. С одной стороны, каждый маневр – как по лезвию бритвы, на грани фола, но точно. С другой, странная расхлябанность, граничащая с наглостью, в ситуациях, которые к тому не располагали.

Кроме запаса прочности есть еще и запас везения. У одного претендента – Массы – в этом году было уже все, что можно: и «свои» вылеты с трассы, и проваленные командой пит-стопы, и обидные технические неполадки. Что было у Хэмилтона кроме удачного выбора цели на светофоре в Монреале и нескольких штрафов? Не желая зла ни одному из гонщиков, хочется отметить, что везение – это важнейший фактор, и проявляется оно, как правило, в предпоследних гонках сезона. У Массы, кажется, зарубок уже хватает. Как будет с Хэмилтоном?

Над всеми без исключения командами и гонщиками сейчас довлеет одна мысль: времени на решение своих проблем осталось мало. Что такое четыре гонки? Это в начале сезона можно было, махнув рукой на разбитый болид, небрежно бросить: «Впереди еще весь сезон». Или, подобно действующему чемпиону мира, читать мантру: «В прошлом году все было еще хуже». Разыграть осталось не так много очков, и сюрпризы, в том числе погодные, сейчас обрадуют разве что ребят из «Торо Россо»… Там, ниже в пелотоне, борьба кипит нешуточная. «Рено» и «Тойота» сравнялись по очкам, «Торо Россо» пусть лишь на очко, но опередила «Ред Булл», «Уильямс» опережает Хонду всего на три очка. Проигравшим нигде рады не будут. Дитрих Матешиц уже предупреждал Кристиана Хорнера, что ему нужно либо четвертое место в чемпионате, либо заявление об отставке. Хорнер – прекрасный тим-менеджер, доказавший очень многое соперникам в младших классах, кажется, свернул на тот же путь, по которому шел когда-то «Макларен»: попал под влияние чар гениального Эдриана Ньюи, который готов на многое ради самого процесса познания, выраженного в постоянном эксперименте, но редко умеющего сосредоточиться на том, что работает. Выходов два – либо отставка, либо нанимать в «Ред Булл» Патрика Хэда, который в «Уильямсе» только тем и занимался, что обрубал на корню излишне смелые идеи своего коллеги…

Погода, как ни банально заводить о ней разговор, пока не радует обещаниями. Вспомнить прошлогодний кошмар в Японии – «Феррари» тогда чуть не лишилась всех шансов в чемпионате, а из-за особенностей климата в «сухом» режиме трассу «Фудзи» опробовать практически не удалось. Жаль, конфигурация оставляла простор для фантазий о красивых затяжных обгонах и машинах, настроенных на прижимную силу ниже среднего уровня.

Китай, также не радовавший солнцем последние два Гран-при, запомнился тем, что в 2007-м «Макларен» и «Феррари» смотрелись абсолютно на равных. Если изменение колесной базы F2008 не скажется отрицательно на ее скорости, можно надеяться на продолжение банкета. А вот на «Интерлагосе» «красные» смотрелись на голову сильнее соперников. Правда, давненько в Сан-Паулу не дождило…

Наконец, несколько открытых вопросов. Если Феррари действительно решила проблемы с прогревом резины, означает ли это, что Кими Райкконен наконец-то начнет показывать достойные результаты? Кстати, лучший круг гонки на последних кругах при финише вне очковой зоны, таковым результатом не является. Если предположение относительно формы финна подтвердится, как будут развиваться события в самой Скудерии? Если Спа была для Райкконена водоразделом с позиции того, сможет он, наконец, стряхнуть с себя тяжкий сон апатии и неудач с техникой, то Сингапур – черта, не переступив которую, Райкконен окажется за бортом чемпионской гонки чисто математически! Конечно, есть где-то люди поумнее нас, и, возможно, в «Феррари» все уже решили на этот счет. Но до Сингапура мы об этом в любом случае не узнаем.