«Трансформеры» поневоле
Увы, невозможность нести финансовое бремя королевских автогонок вынудила почить в Бозе не один десяток конюшен. Причем приказывали долго жить как дружины с богатой историей, так и краткосрочные проекты, задуманные спортсменами-энтузиастами. Из когорты долгожителей первым на ум непроизвольно приходит витиеватый путь «Эрроуза», чьи машины неизменно присутствовали на стартовой решетке элитного класса в течение четверти века. Одна из самых парадоксальных команд пелетона – за 25-летнюю историю, в которую уместились 382 старта, она не выиграла ни одного Гран-при – несмотря на солидный стаж автоспортивной жизни не убереглась от долговых дрязг. Дефицит бюджета вынудил конюшню поначалу сняться с Гран-при Бельгии-02, затем последовало исключение из чемпионата, закончилось же все официальным признанием банкротства в январе 2003. Что любопытно, родился «Эрроуз» на останках дружины «Шэдоу», из-за финансовых неурядиц расколовшейся в 1977 году (американцев разом оставили спонсор Франко Амброзио, конструктор Тони Саутгейт, а также Алан Риз и Джеки Оливер), а спустя два года заявившей о полном распаде.
В состоянии полуклинической смерти регулярно находилась и «Лола», семь раз уходившая и возвращавшаяся в «Формулу-1» в качестве самостоятельной силы. В особо суровой форме кома команды проявилась в 1997-м, когда на Гран-при Австралии Соспири и Россет не смогли пройти квалификационный отбор, отстав от обладателя поула на 11 секунд! Но то была лишь верхушка айсберга. Безнадежность проекта была очевидной еще в ноябре-96: хоть ценой неимоверных усилий и удалось подписать спонсорский контракт с компанией «Мастеркард», но на подготовку шасси к сезону времени элементарно не осталось. Да и финансовые возможности делового партнера оказались довольно скромны – средств не хватило даже на то, чтобы продуть модель в аэродинамической трубе (обязательное условие для сколько-нибудь конкурентоспособной дружины). Плюс изыскать дополнительные резервы из «золотого запаса» меценатов можно было лишь при условии успешных выступлений, а разноцветный «железный конь – из копыт огонь» британцев, еле-еле ползавший по трассе, к этому определенно не располагал. Вот и получилось, что уже к четвертому этапу формульный проект «Лола», не имея и гроша за душой, оказался на грани вымирания и после недолгих «барахтаний» в попытках спасения увенчался крахом. После ликвидации команды ее долги составили шесть миллионов фунтов стерлингов.
Да что там говорить, если даже конюшня, основанная легендарным Джеком «Блэк Джеком» Брэбэмом и совладельцем которой был сам Берни Экклстоун, после трех десятков лет в «Формуле-1» умерла отнюдь не смертью храбрых! Та самая команда, в составе которой австралийский чемпион мира первым на планете выиграл Гран-при, а чуть позже вовсе завоевал титул сильнейшего за рулем болида, названного собственным именем. Та самая, славу в которой снискал Нельсон Пике, безраздельно правивший бал на рубеже 70-х и 80-х. Та самая, где до гениального простые и в то же время фантастически оригинальные идеи реализовывал один из самых талантливых конструкторов минувшего века Гордон Мюррей… Увы, яркий путь британской конюшни закончился в финансовом тупике, поскольку ежегодно возраставшая материальная ноша к концу 80-х оказалась британской дружине не по плечу. Дошло до того, что в 1987-м никто иной, как сам Берни волевым решением снял «Брэбэм» с чемпионата! В надежде сохранить доброе имя, а затем возродить былую славу, которая стремительно тускнела со времен ухода из команды Пике в конце 1985-го, шефы проекта решились даже на продажу бренда швейцарскому бизнесмену. Но и этот ход себя не оправдал: через несколько месяцев «меценат» угодил в тюрьму по обвинению в мошенничестве и взяточничестве в особо крупных размерах, а медленно чахнувшая команда, довлачив скудное существование до 1992 года, в итоге стала частью истории.
К слову, из жертв ненадежности недоброкачественных спонсоров в летописи «Формулы-1» также можно составлять обширнейший мартиролог. Итальянская команда «Адреа Мода» была исключена из состязаний 1992 года, обвиненная в подрывах интересов и принципов спортивных соревнований, поскольку один из руководителей конюшни – Андреа Сассетти – оказался замешан в уголовном деле и решением суда отправлен в места не столь отдаленные за финансовые махинации. Британский «Симтек» пошел по миру после Гран-при Монако-95, поскольку маркетинговому отделу не удалось заключить новый спонсорский контракт – обещания потенциальных инвесторов, надеявшихся «раскрутить» Йоса Ферстаппена, так и остались сотрясанием воздуха. Всего пять лет просуществовала команда Алена Проста, мечтавшего построить успешный проект на остове некогда успешной дружины «Лижье». Однако сделать иллюзию реальностью у француза не получилось – даже доброе имя четырехкратного чемпиона мира не стало достаточной гарантией для финансовых доноров, то уверявших великого пилота в собственной надежности и готовности поддерживать конюшню, то в решающий момент отправлявшихся на попятный.
Наконец, как не вспомнить «трансформеров» последних лет, едва ли не ежесезонно тасовавших вывески после продаж?! «Джордан», перекочевавший в «Мидлэнд», позднее превратившийся в «Спайкер», а в результате перетекший в «Форс-Индию». Или «Минарди», выкупленный «Ред Буллом» и переименованный в «Торо Россо». Или «Стюарт», реинкарнировавший в «Ягуар», а затем оказавшийся «красным быком». Даже казавшийся незыблемым «Тиррелл» стал «БАРом», а закончил метаморфозой в образе «Хонды»…
Наблюдая за подобными калейдоскопическими изменениями расцветок и вывесок в пелетоне, невольно ловишь себя на мысли – кто следующий?
Выше не знаю, но быстрей всех наверное Вильнев летал в Австралии 01.
Вот Монтойя мочил!..
Да речь не об этом! ) Смешна ваша реакция. )))
Я имею ввиду то, КАК он это делал. Думаете, Монтойя, например в Спа в прошлом году, не пошел бы до конца? А вот Льюис ногу с педали газа убрал...
А реакция... надоело быть скучным ;)
Монтойа в 2004 в Спа в борьбе с Массой так же убрал ногу с газа, как Хэм в 2007. Единственное что - Монт был справа, а Хэм в 2007 - слева.
-- Был бы там Шумахер - Монтойя ногу не убрал бы! )
так же как и серебристые и сине-белые.
а если их не будет, все равно гонки смотреть буду. кто-то же будет их преемником.
А о какой наглости Льюиса речь идет?
Ответ напомнил анекдот про иностранца, женившегося на русской.
Я никогда не пойму загодочный русский душа. Я спросил ее: хочешь чаю? Она ответила: да, нет, не знаю.
Ну незнаю...И да и нет
raymccoy
«В первом повороте не считается стратом или на старте это только то, что произошло на решетке? ;) "
Если Вы про Альберса и Иде - это было на выходе из Вильнёв - второй связки поворотов. Так что это точно не старт.
«raymccoy
Я не забыл об этих авриях! Я говорю про аварию на старте, когда одна мшина цепляет другую, то есть переднее колесо одной, касается ведущих другой и ...взлет и куча обломков..."
Упоминавшийся уже взлет Ника в Индионаполисе′06 каким-то образом не отвечает этим критериям?
http://www.f1news.ru/Championship/2006/usa/nick.jpg
Точно. Я почему-то про Тамбуреллу подумал. Пересмотрел.
Это не просто хорошо, это - главное!!!:)))
Феррари, действительно, вечна. И это хорошо :))
Я не забыл об этих авриях! Я говорю про аварию на старте, когда одна мшина цепляет другую, то есть переднее колесо одной, касается ведущих другой и ...взлет и куча обломков...
http://www.youtube.com/watch?v=aHbq845gXwM&feature=related
Предлагаю считать полетом одновременный отрыв от земли всех колес болида. ;)
Хотя может статься, что при такой формулировке окажется, что многие летают в ходе гонке без особых последствий по нескольку раз (на поребриках). Нужно вводить критерий высоты.
И тут возникает интересная тема - кто выше всех взлетал в F1?
В первом повороте не считается стратом или на старте это только то, что произошло на решетке? ;)
А то что случаев много я и не отрицал.
Из ярких эпизодов всплывает элемент высшего авиационного пилотажа - тройная бочка Альберса на Гран ПРи Сан Марино′2006 (его Иде подцепил).
-- Ну это уже не на старте было, а просто на первом круге.
Тогда уже США 06 вспомнить можно:
http://www.youtube.com/watch?v=80M1__mVYaQ
и Венгрию 05 тоже:
http://www.youtube.com/watch?v=EMwexuIkvVg
«Да...чтото давненько никто не летает на старте :) Если не ошибаюсь, в полседний раз в полет отправлялся чутьли не в 2002 году Ральф Шумахер.."
Хм... Серьезно что ли? Не хочу копаться, но один из последних инцидентов подобнго рода был не далее, как в позапрошлом Гран При - в Истанбул Парке на взлет ушел Джанкарло (http://www.f1news.ru/gallery/d/107663-4/964445_1200px.jpg).
Из ярких эпизодов всплывает элемент высшего авиационного пилотажа - тройная бочка Альберса на Гран ПРи Сан Марино′2006 (его Иде подцепил). Так же летал Росберг в прошлом году (по-моему).
По Хэмилтону говорил уже не однократно: я считаю, что его вытолкали абсолютно правильно.
Кто ещё? Алонсо в Монце в 04-м... Да, его можно было вытолкать, но сделано этого не было. Но здесь вопрос к двум группам маршаллов - итальянцам и немцам. Вы, думаю, согласитесь с мной, у итальянцев вообще как у работников репутация не чета немецкой.
А кого не вытолкали? Я таких не припоминаю, если вспомните - готов обсудить каждй случай, но мне кажется, о фаворитизме говорить всё-таки не приходится.
Я вообщем то не говорю, что Шумахер титул абсолютно не заслужил.Побед у негов сезоне больше других и титул поидее более логичен чем у Райконена, победившего за сезон лишь однажды. Просто, давайте подсчитаем кого и сколько раз вытаскивали из гравия? Даже после 2003 года? Хемильтон? А стюартам сговариваться нечего, дело то было в Германии.