5 мин.

Сломать стереотип

Гонка на Большой приз Монако, проходящая по живописным улицам слившихся воедино городов Монте-Карло и Ла-Кондамин, полна контрастов. Хотя средняя скорость прохождения круга здесь самая низкая из всех этапов чемпионата, разбить машину можно проще простого. Защитные барьеры установлены вплотную к узкому гоночному полотну, поребриков практически нет. Зато есть несколько слепых поворотов, вроде знаменитого «Казино». Одна ошибка – и колесо задевает отбойник, что зачастую заканчивается повреждением подвески. «Ключевую роль здесь играют не настройки или баланс машины, а смелость пилота», – резюмирует ситуацию пилот «Макларена» Хейкки Ковалайнен. Еще одна проблема – кочки и неровности, ведь покрытие уложено с учетом дренажной системы улиц. Отсюда особые требования к настройкам, которые должны обеспечивать максимальное механическое сцепление с трассой.

Именно в Монако как нигде очевидны способности пилотов. Пятикратный чемпион мира Хуан-Мануэль Фанхио считал, что своими результатами гонщик на три четверти обязан техническим характеристикам машины и работе команды. Но в успехе на Гран-при Монако доля, приходящаяся на способности пилота, явно больше. Именно здесь впервые заговорили о ярком таланте Айртона Сенны, тут одержали свои единственные в карьере победы никогда не выступавшие за топ-команды Жан-Пьер Бельтуаз и Оливье Панис. «Хорошие настройки в Монако помогут отыграть две-три десятых на круге, но одна ошибка может обойтись в полсекунды. На этой трассе хороший круг важнее хороших настроек», – поясняет специфику этапа Фернандо Алонсо.

В этом году будет особенно хорошо видно, чего стоит каждый из пилотов. Отмена трэкшн-контроля сделает поведение машин весьма нестабильным в таких местах как знаменитая шикана у бассейна, шпилька «Луи», вход в туннель, который является, пожалуй, самым известным местом этой трассы.

Еще один секрет гонки в Монако – как пилот обращается с резиной. «Бриджстоун» везет на гонку две своих самых мягких смеси, которые будут изнашиваться довольно быстро. При традиционной тактике в два пит-стопа преимущество получит тот, кто оттянет визит в боксы дольше других соперников. Сюрприз могут преподнести и те, кто решится на единственную остановку: ехать на загруженной топливом машине и потертой резине по бугристой трассе довольно рискованно, но если не допускать ошибок, то такая тактика может принести неплохие дивиденды.

Обгоны – это как раз то, чего недостает Большому призу Монако. Притчей во языцех стал произошедший в 2001 году случай, когда пилот «Макларена» Дэвид Култхард 36 кругов прозябал позади «Эрроуза» аутсайдера Энрике Бернольди, хотя на любой другой трассе обставил бы его без особых проблем. Именно напряженка с обгонами вынуждает пилотов поступиться принципом «Гонки не выигрываются в первом повороте» и рисковать в послестартовом вираже «Сен-Дево».

Здесь самое время сказать, что смена позиций происходит чаще всего или благодаря сходам соперников, или в результате удачной схемы пит-стопов. Но, похоже, на этот раз нас ждет по-настоящему захватывающая гонка. И хотя синоптики обещают непогоду всего с вероятностью 60 процентов, ничто не помешает надеяться, что в это воскресенье мы увидим десятый по счету «мокрый» Гран-при за всю историю проведения этапов чемпионата «Формулы-1» в Монако.

Рискуя попасть впросак, если синоптики опять всех обманули, мы, тем не менее, предложим вниманию читателей тройку лучших гонок в Монако, которые прошли на мокрой от дождя трассе.

Большой приз Монако-1984. О великолепном выступлении молодого бразильца Айртона Сенны, на слабеньком «Тоулмене» утершего нос фаворитам; о том, обогнал бы он лидировавшего Алена Проста, если бы гонку не остановили из-за непогоды; был ли заинтересован в победе «Макларена», использовавшего двигатели «Порше», защищавший честь этой компании в гонках спортивных машин главный судья гонки Жаки Икс, сказано много.

А вот сенсационный прорыв с 26 на третье место немца Штефана Беллофа тогда остался незамеченным из-за успеха Сенны, а позднее, по сути, был исключен из всех статистических справочников. Несколько этапов спустя стюарды обнаружат, что на последнем пит-стопе механики «Тиррелла» заливают в бак топливо вместе со свинцовыми шариками, чтобы без проблем пройти послефинишное взвешивание. Итогом станет аннуляция результатов конюшни во всех (для верности) гонках сезона вместе с великолепным третьим местом Штефана в Монако. Однако и по сей день идут ожесточенные споры: не останови Икс тогда гонку, удержался бы в борьбе за лидерство Сенна впереди Беллофа?..

Большой приз Монако-1982. Собственно до самых последних кругов это была традиционно небогатая на события гонка. После аварии лидировавшего Рене Арну, лидерство перехватил его напарник по «Рено» Ален Прост, за которым следовали «Брэбэм» Рикардо Патрезе, «Феррари» Дидье Пирони, «Альфа-Ромео» Андреа де Чезариса и «Уильямс» Дерека Дэйли. Этот порядок, видимо, сохранился бы до самого финиша, но кругов за десять до конца соревнований начал накрапывать дождь. 

За три круга до финиша на становившейся все более скользкой трассе не удержал и разбил машину Прост. Вскоре Патрезе также не справился с управлением – болид развернуло, мотор заглох. Поскольку остановившийся «Брэбэм» перегородил трассу, судьи приняли решение подтолкнуть автомобиль, благодаря чему итальянцу удалось «оживить» двигатель. В обычной ситуации о победе не могло быть и речи, но только не в этой сумасшедшей гонке. В повороте «Табак» разносит вдребезги заднюю часть своего «Уильямса» Дэйли. Буквально на последнем круге Патрезе проезжает мимо остановившейся с опустевшим баком «Феррари» Пирони, несколько поворотов спустя другой жертвой преждевременно закончившегося топлива становится де Чезарис.

«Вообще-то я думал, что пришел на финиш вторым вслед за «Уильямсом» Кеке Росберга. Только когда я вылез из кокпита, и кто-то начал кричать «Ты выиграл, ты выиграл!», до меня дошло, что я выиграл Гран-при» – признается Патрезе.

Большой приз Монако-1972. В Монте-Карло, известном своими казино, бытуют легенды, что шанс сорвать банк есть даже у самого обычного, не хватающего звезд с неба человека. Ничего не можем сказать в отношении поклонников азартных игр, но вот гонщикам такой шанс – один из миллиона – иногда выпадает. В 1972 году Жан-Пьеру Бельтуазу было уже 35, его здоровье было подорвано тяжелой аварией на гонке спортивных автомобилей, а репутация – смертельной аварией, в которую попал Игнацио Джунти, не сумевший разминуться с машиной, которую француз толкал к боксам в ходе соревнований «1000 километров Буэнос-Айреса». Некогда знаменитая команда «БРМ», за которую выступал Бельтуаз, переживала не лучшие времена – новая машина оказалась никудышней, и тим-менеджер Луи Стэнли решил вернуться к использованию прошлогоднего шасси P160.

Та гонка была не просто «мокрой», по улицам текли настоящие реки. Мало кто сомневался, что первым в таких условиях к финишу придет Жаки Икс – большой мастер езды в дождь. Но Бельтуаз, вырвавшись вперед, не дал бельгийцу не единого шанса, опередив его на финише более чем на 38 секунд. Нельзя сказать, чтобы Жан-Пьер «ехал как по рельсам», ему было так же тяжело, как и всем, в какой-то момент он едва не потерял машину, но лебединой песне француза не в силах были помешать даже разверзнувшиеся небеса.

Войдет ли Большой приз Монако-2008 в Топ-3, Топ-5 или Топ-10, сейчас сказать нельзя. Ясно одно – даже 11 место в списке «мокрых» гонок по улицам княжества лучше, чем иные первые позиции среди скучных этапов на сухой трассе.