5 мин.

Порвать на британский флаг!

О суровости шотландских пилотов

Разбор полетов начнем с самой зрелищной аварии воскресенья – коллизии Дэвида Култхарда и Дженсона Баттона. Теоретически, обгонять в медленном восьмом повороте можно и нужно, если угадать с настройками, и динамика разгона болида довольно высока. На идущей следом длинной прямой (скорость на этом отрезке возрастает с 80 до 165 км/ч) у предпринявшего атаку пилота имеются превосходные шансы отстоять позицию. Необходимо лишь грамотно перекрестить траекторию на выходе из виража, а затем положиться на техническое совершенство машины и ее темповые возможности.

Диспозиция перед попыткой обгона у Дженсона изначально была проигрышная, хотя неплохой ход – если верить Баттону, он отыгрывал у соперника секунду на круге – и достойная разгонная динамика RA108 в иных обстоятельствах могли бы сыграть на руку гонщику «Хонды». Но дело в следующем. Если вы заметили, в преддверии атаки пилот «Ред Булл» пару раз поддразнивал визави. Перед тем как сбросить скорость, ветеран приоткрывал калитку для находившегося на внутреннем радиусе оппонента, а затем, едва Баттон прижимался к кромке трека в надежде обставить шотландца за счет более позднего брэйкинга и удачной работы рулем, аккуратно втапливал педаль тормоза в пол. Сужение пространства (болид выставлялся в направлении прохождения виража) не оставляло Дженсону иного выхода кроме как перестраховываться и пропускать земляка вперед. А кроме преимущества машины в скорости, аргументов, дабы взломать оборону соперника, у англичанина все не находилось.

В восьмом повороте ситуация развивалась по аналогичному сценарию с той лишь разницей, что Дэвид совершил небольшую помарку на стадии «заманивания». Как показалось, пилота подвел «софт», вынудивший взять траекторию чуть шире и подкорректировать рулем движение машины. Англичанин, то ли поверивший в благородство конкурента, открывавшего более быстрому товарищу путь к светлому будущему, то ли оптимистично посчитавший, что шотландец потерял контроль над шасси, безрассудно ринулся в атаку. Вжавшись едва ли не в ограничительную полосу трека, он, по образу и подобию Льюиса Хэмилтона, решил идти на максимально затянутое торможение, чтобы затем за счет силовой работы рулем удержать задок на плаву, попутно перекрестив Култхарду пригодную для контратаки траекторию. Беда и просчет Баттона были в том, что он не учел опыт шотландца. Дэвид в зеркалах заднего вида (запас пространства в три четверти корпуса ведь никто не отменял!) прекрасно читал маневр, и, как в случае с Фелипе Массой, показал Баттону, что не собирается пропускать соотечественника. С бортовой камеры четко видно, как Дэвид несколько раз «подкручивает» руль в сторону поворота, демонстрируя намерение резать угол и остаться впереди, пусть ценой блокировки передней оси и в ущерб состоянию покрышек. Здесь бы Дженсону и остепениться, ведь на предыдущих этапах горец проводил дополнительные крэш-тесты RB4 и проверял на прочность элементы шасси в куда более проигрышных для себя ситуациях. В данном же случае гоночная инициатива все-таки была на стороне шедшего впереди… Как бы там ни было, исход известен: в Милтон-Кейнсе вновь принимаются за работу по устранению вмятин на болиде, а в Брэкли продолжают собирать журналистов и плакаться им о суровом нраве шотландских гонщиков…

Поцелуй навылет

Раз уж было всуе упомянуто имя вице-чемпиона мира, стоит обратить внимание на несколько эпизодов с его участием. Признайтесь откровенно: как часто вы слышали о возникновении избыточной или недостаточной поворачиваемости на машине Хэмилтона? Только будьте при этом предельно честны сами с собой… Вот-вот, и мы о том же! Ни в пресс-релизах команды, ни на пресс-конференциях пилот не обмолвился о явлениях, неизменно появляющихся на болидах вследствие воздействия широкого спектра факторов. А теперь обратите внимание, как часто Льюис за счет жестких, порой преждевременных, порой крайне запоздалых торможений исправляет нюансы пилотирования. Связь не улавливаете? Вот и в Бахрейне по ходу гонки британец многократно блокировал переднюю ось, из-за чего машина скакала по бордюрным камням – к счастью, повторения пятничной аварии удалось избежать. Волей-неволей приходишь к мысли, что иными способами нивелировать изменение в поведении машины Хэмилтону крайне сложно – это ведь не моносерия, где корректировка базовых настроек в зависимости от требований трека минимальна…

Теперь о самом неоднозначном состязательном эпизоде с участием Хэмилтона – столкновении с Фернандо Алонсо. При просмотре гонки в прямом эфире коллизия отменно вписывалась в общую канву помарок, допускавшихся британцем. Казалось, что на выходе из третьего поворота, в зоне разгона Хэмилтон не учел степени сноса задка после брэйкинга и вследствие раскоординированности при работе рулем и втоплении педали газа «поцеловал» заднюю часть «Рено» экс-напарника.

Однако покадровый анализ и расследование коллег издания Autosport могут существенно упрочить позиции защитников Льюиса. Дело в том, что инерционное движение МР4-23 в момент контакта, похожее на динамику хода при слип-стриме, стало следствием нарушения аэродинамической целостности машины, поскольку переднее антикрыло болида «Макларен» к тому времени было серьезно повреждено. Радикально же перестроиться под требования ослабленной конструкции пилоту банально не хватило времени.

Но в истории есть два темных пятна. Во-первых, чем была вызвана деформация? Думается, контакт, попавший в объективы телекамер, был вторым во взаимоотношениях МР4-23 и R28. Премьерная проверка на прочность, скорее всего, имела место в начальной фазе гонки, однако кто был инициатором столкновения и по какой причине (оплошность пилота, потеря концентрации, запоздалое торможение?), выяснить не удалось даже техническому комитету Гран-при. Во-вторых, непонятными остаются попытки британских журналистов, сновавших по паддоку, еще до финиша пелетона оправдать соотечественника утверждениями: мол, Алонсо специально замедлился, дабы напакостить вундеркинду. Эту версию пустил прахом технический директор французов Пэт Симмондз. Функционер предоставил в распоряжение СМИ телеметрию с машины испанца, из которой следует, что Фернандо ногу с педали газа в момент контакта не убирал. То есть, находясь на верной траектории, он был сосредоточен на разгоне, а не на блокировке... Зачем британцам было подставлять соотечественника, когда Мартин Уитмарш довольно оперативно высказал спасительно-оправдательную версию о деструкции переднего антикрыла, так и осталось загадкой…

Красота спасет мир

Напоследок о красивом. Не отметить обгон Кими Райкконеном Роберта Кубицы было бы грешно, поскольку успешная атака (одна из немногих в группе лидеров на бахрейнской земле) была совершенна с точки зрения эстетики. И вот почему – финну единственному из пилотов удалось в первом повороте оставить не удел соперника при атаке по внешнему радиусу. Причем аплодисментов заслуживает не столько расчет пилота «Феррари», сколько работа рулем при входе в вираж. Складывалось впечатление, что педаль тормоза и руль у чемпиона мира взаимосвязаны и взаимозависимы – столь плавно и синхронно сработал гонщик.

Тем, кто этого не видел, стоит попросить Кими повторить маневр на бис. Ближайший спектакль – через три недели в Испании…