3 мин.

Трэкшн в бороду, контроль в ребро

Сразу отметим, что констатации подлежат лишь факты, с настойчивой периодичностью обращавшие на себя внимание во время телевизионной трансляции. На единичные ошибки пока предпочтем закрыть глаза, тем паче, что природа помарок могла крыться и в иных плоскостях, например, в неверной настройке болида, проблемах с покрышками и т.д.

Главным неудачником уик-энда, по которому ударила отмена электронных помощников, на наш субъективный взгляд, является Фелипе Масса. Бразилец уже в квалификации продемонстрировал неспособность уверенно атаковать виражи в привычной манере. На выходе из скоростных поворотов гонщику приходилось активно работать рулем, чтобы удержать непослушный задок F2008 на траектории. Трудности в управляемости, усугубленные, как показалось, проблемами с настройкой баланса на воскресные состязания, вынудили представителя Скудерии отказаться от позднего торможения и избирать для прохождения виражей исключительно широкие траектории. Переходы на внутренний радиус моментально выходили Фелипе боком. Вспомним хотя бы прохождение первого поворота после старта, завершившегося спином ‒ южноамериканец, лихо устремившийся в «калитку», переборщил с ничем на сей раз не лимитированной прогазовкой и, проскочив точку торможения, закончил маневр бесславной встречей со стенкой.

Проблемы с управляемостью напомнили о себе и в довольно неоднозначном эпизоде столкновения с Дэвидом Култхардом. Можно с пеной у рта доказывать кретинизм одного и ангельскую кротость другого (распределение ролей, разумеется, не фиксировано!), но один факт кажется очевидным. Перед входом в поворот Масса сместился внутрь, совершенно верно рассчитав моментальный выигрыш в позиции. Однако он не предусмотрел последствия выхода на разгон при втоплении педали газа ‒ прежде лишь за счет активных маневров «баранкой» (операторы еще в субботу не раз «вылавливали» руки бразильца) спортсмен оставался в пределах трека и продолжал движение. В момент же аварии запаса пространства попросту не было ‒ шотландец шел параллельным курсом по внешнему радиусу…

На стремительно терявшем сцепные свойства «софте» без трэкшн-контроля непросто пришлось пилотам «БМВ-Заубера». Даже по природе предусмотрительный Ник Хайдфельд пару раз был вынужден сильнее обычного давить на педаль тормоза после усердных атакующих маневров (в следующих гонках обратите внимание на диаграмму, демонстрирующую работу газа и тормоза на болиде немца ‒ по сравнению с 2007-м пляска полосок стала куда более агрессивной). Благо немец довольно оперативно перестроил линию поведения, взяв в союзники характеристику трека. Поскольку «Альберт-парк» предусматривает наличие небольшой недостаточной поворачиваемости, Квик Ник начинал газовать чуть-чуть позже (либо менее агрессивно), нежели того требовала ситуация. В итоге, уроженец Менхенгладбаха в заключительной трети гонки вообще не вспоминал о заносах или о необходимости силовыми методами вести болид к апексу.

А вот для Роберта Кубицы, так и не обретшего общего языка с F1.08, затянувшийся процесс укрощения болида без трэкшн-контроля успехом не увенчался. Причем пилот дал серьезную промашку как в квалификации (по заверениям Марио Тайссена, ошибка стоила поляку поула), так и в гонке. Даже с учетом жары степень изношенности задних покрышек говорила о том, что поляк откровенно перебарщивает с жесткими торможениями ‒ прямым следствием того, как чрезмерное желание компенсировать недостаток темпа и мощности теряют смысл без электроники.

Приятно констатировать, что в пелетоне хватало и тех, кому отмена электронных помощников не помешала. К примеру, Рубенс Баррикелло на отнюдь не реактивном болиде выглядел настоящим молодцом, умудряясь не только идти по трассе в конкурентоспособном темпе, но и отбивать атаки, без страха и упрека перекрещивая траектории и агрессивно работая педалями, словно примочек на его машине вовсе никогда не существовало. Подтвердил репутацию народного очумельца Фернандо Алонсо, хоть и питавший слабость к электронным наворотам, но отказавшийся от них без ущерба для продуктивной работы ‒ проблемы испанца имели эксклюзивную природу исключительно по милости R28. Наконец, позитивно удивил уверенно проходивший виражи трека Нико Росберг. Чутье немца вкупе с мягкой техникой работы рулем напомнили лучшие моменты его карьеры в GP2. Правда, пилоту «Уильямса» значительно упростила жизнь новая подвеска ‒ та самая, что в Европе не позволяла оперативно прогревать компаунд, зато в условиях австралийской жары минимизировала деструкцию покрышек.