4 мин.

Первая ночь Берни

Фото: flickr.com/ babymtham

Сингапурская ночь

С легкой руки Берни Экклстоуна «Формула-1» последние десять лет медленно, но верно мигрирует из старушки Европы на восток, где крутятся большие деньги, и живут не избалованные крупными мировыми первенствами зрители. Гран-при на известных «А1-Ринге», «Нюрбургринге», в Имоле, Индианаполисе, а иногда и Спа уступают место в календаре Большим призам Малайзии, Китая, Бахрейна, Турции и Сингапура. На подходе – Индия и Объединенные Арабские Эмираты, Корея и, возможно, Россия… Но у «марша на восток» помимо положительных сторон, выражающихся новыми рынками и солидным потоком дензнаков, есть неприятный побочный эффект. Для европейского зрителя прямая трансляция с проходящего на Дальнем Востоке этапа начинается ранним утром, что не может не сказаться на объеме аудитории, а значит, и стоимости размещения рекламы. Словом, FOM и лично Берни теряют деньги. А этого, как известно, никто не любит.

Решить данную проблему и призваны ночные гонки, трансляции которых жители Старого света смогут смотреть в «нормальное», как выражается Берни, время. То есть сразу после ленча. Однако о переносе Гран-при на темное время суток гораздо проще рассуждать, нежели воплотить таковой в реальность. Например, Макс Мосли весной прошлого года прямо заявлял, что ФИА не одобрит проведение ночных гонок, пока не получит гарантии их безопасности. Только после серии испытательных заездов с участием Бернда Майлендера за рулем машины безопасности в Индианаполисе и Нельсона Пике-младшего за рулем болида GP2 на «Поль-Рикаре», Федерация получила ответы на свои вопросы и утвердила расписание первого и, можно сказать, полностью ночного Гран-при Сингапура. Не только воскресная гонка, но и вторая пятничная практика, а также квалификация стартуют в 20.00 по местному времени.

Цена приключения

Ночные гонки – удовольствие недешевое, но, разумеется, оплачивать их подготовку будет отнюдь не Берни Экклстоун. Все расходы по превращению ночи в день ложатся на организаторов этапов. Боссы Гран-при Сингапура не называют точных цифр в долларах или евро, однако размах работ, которые проводит итальянская фирма Valerio Maioli S.p.a., впечатляет.

Как рассказали в интервью официальному сайту «Ф-1» специалисты-осветители, к гонке по улицам мегаполиса будет смонтировано 240 стальных пилонов, которые вознесут над трассой 1600 прожекторов по два киловатта каждый. Их питание обеспечат 108 423 метра кабеля, который потянется вдоль трассы от 12 мощных двойных генераторов, упрятанных в контейнеры со звукоизоляцией. Для их обслуживания будет выделена отдельная группа техников, а общий пульт расположится в диспетчерской в пит-комплексе.

Потребляемая мощность энергии у всей этой иллюминации будет просто огромной – более трех мегаватт, а освещенность составит три килолюкс! Для сравнения, в обычном рабочем офисе вы можете наблюдать что-то около 0,3 клк, а на стадионах (согласно международным нормам) освещенность должна составлять не менее 0,8 клк. Итого, городская трасса в Сингапуре осветится как минимум в четыре раза лучше, чем любой стадион. Но даже при таком щедром освещении сингапурская ночь не станет настоящим днем – как подсказывает Wikipedia, в безоблачный полдень солнце создает примерно 100 клк.

Все прожекторы, кстати, будут установлены только с одной стороны трассы – с той же, где расположатся телевизионные камеры. Так задумано во избежание бликов во время телетрансляции, а, кроме того, двустороннее освещение в «Ф-1» оказалось избыточным. Ведь высота болидов не превышает одного метра, и инженеры рассчитали положение и угол наклона прожекторов таким образом, чтобы отбрасываемые ими – болидами – тени были минимальными. Между прочим, и направление светового пучка рассчитывали так, чтобы не слепить пилота даже в том случае, если его развернет против движения. В частности, чтобы гонщик не терял контроль, зоны безопасности будут освещены слабее, чем гоночное полотно.

Организаторы утверждают, что их система абсолютно безопасна: если один из генераторов откажет, или, например, произойдет обрыв кабеля, питание будет немедленно переключено на резервные системы. Кроме того, соседние лампы будут подключены к различным источникам питания.

Дальше – везде?

Если прикинуть стоимость установки и отладки подобной системы освещения даже в постоянном варианте (а в Сингапуре комплекс будет демонтироваться после каждого Большого приза), можно понять организаторов этапа в Австралии. Они уже несколько месяцев ведут переговоры с Берни Экклстоуном, который грозится вычеркнуть гонку в Альберт-парке из календаря, если та не станет ночной.

Возможно, однако, что боссу Большого цирка не придется долго упрашивать упрямых австралийцев. Интерес к переносу заездов на более позднее время проявляют хозяева Гран-при Малайзии и Бахрейна, и вполне может случиться, что плюсы этой затеи в итоге перевесят. Например, в самом маленьком арабском королевстве проведение заездов в темное время суток позволило бы избавиться от проблемы удушающей дневной жары, а заодно и привлекло бы больше зрителей. Дело в том, что воскресенье там – обычный рабочий день.

Если эксперимент в Сингапуре окажется удачным – а иначе вряд ли может случиться, ведь в американских гоночных сериях зрители вот уже несколько лет принимают подобные состязания «на ура», – мода на ночные гонки может перекинуться на Китай, Японию, а затем стать неотъемлемым атрибутом любого нового восточного Гран-при. «Формула-1» меняется и, возможно, через несколько лет даже европейские этапы станут проситься на вечер.