4 мин.

В борьбе с воздухом

Первыми отличились специалисты по аэродинамике из «БМВ-Заубера». Сразу после презентации в Мюнхене баварцы отправились в Валенсию на частную тестовую сессию, где провели обкатку инновационной модели F1.08, во время которой фотографы зафиксировали необычные вертикальные элементы перед боковыми понтонами. А через неделю болид, который по числу крылышек, вероятно, удерживает первое место в пелетоне, обзавелся еще парочкой.

В то время как авто многих команд для упорядочения потоков воздуха вокруг кокпита несут на носу пару небольших горизонтальных плавников (на «Уильямсе» FW30 в правый оригинально вмонтирована камера), в «БМВ-Заубер» не брезгуют нестандартными идеями -- их аэродинамические элементы взгромоздились на нос сверху. Имея вытянутую форму, они напоминают, скорее, не крылья, а оленьи рога, уменьшенную копию тех, что красуются на заднем обтекателе F1.08. Последние, как известно, служат для перераспределения попадающего на заднее антикрыло потока воздуха и создания дополнительной прижимной силы в хвостовой части болида. Аналогичную роль выполняют вертикальные плоскости рожек на носу. Кроме того, их горизонтальная часть, напомнившая уши слоненка Дамбо, тестировавшиеся, но так и не попавшие в гонки, «Хондой», помогает воздушному потоку пройти над выросшей боковой защитой головы гонщика. Поскольку лобовое сопротивление этого нового требования регламента достаточно велико, изобретение баварских инженеров имеет смысл.

Если помните, немецкие конструкторы два года назад уже экспериментировали с аэродинамикой носовой части болида. Тогда на F1.06 появились «башни-близнецы» � пара высоких вертикальных стоек, которые ФИА быстро запретила из соображений безопасности. Сейчас в «БМВ» настаивают, что «оленьи рога» ниже впавших в немилость «башен», расставлены они шире и обзору пилота не мешают. Следовательно, и угрозы безопасности не представляют. Думается, однако, что эти сомнительной красоты детали могут вскоре исчезнуть за ненадобностью, как пропали рога с «Макларена» MP4-22, когда команде удалось заставить заднее антикрыло работать эффективнее.

До вчерашнего дня новшество баварцев считалось главной сенсацией, однако в первый же день тестов в Барселоне эстафету принял «Ред Булл». RB4, раскритикованный за малочисленные отличия от предшествующей модели, вышел на трассу с кожухом двигателя совершенно необычной формы. Все команды в последний год стараются увенчать кожух острым, горбатым плавником, который все растет в сторону заднего антикрыла. Новинка от Эдриана Ньюи вышла далеко за рамки скромных приращений по миллиметру � верхушка RB4 на максимально дозволенной правилами высоте тянется от отверстия воздухозаборника почти до самого крыла. Дизайн вполне повторяет форму хвоста изображенного на болиде красного быка.

Фанаты немедленно разразились ехидными комментариями � мол, теперь на обтекателе сподручнее рисовать логотип владельца команды, того самого, что окрыляет. Однако на самом деле плавник появился вовсе не в погоне за дополнительным местом для спонсорских наклеек. Его основная функция � обеспечение боковой устойчивости болида при входе в виражи. Совсем не лишне в свете отмены торможения двигателем и трэкшн-контроля.

Удивительно, но эта находка Ньюи и его команды также пришла из прошлого. Похожие очертания кожуха двигателя (с дополнительным крылышком на верхушке) имел спроектированный еще без участия гения аэродинамики «Макларен» MP 4/10, вышедший на трассу в 1995 году. Схема эта оказалась неудачной, и в Уокинге от нее быстро отказались.

Кстати, «серебряные стрелы» недавно также представили важную новинку, которую, однако, заметили лишь специалисты. В Валенсии на передних колесах автомобилей британской команды наконец-то появились модные ныне статические колпаки. Однако колпак колпаку рознь. У команд, последовавших оригинальному дизайну «Феррари», они имели наклонный вырез, направленный вниз и назад. А вот у «Макларена» волнообразное отверстие «смотрит» вниз и вперед. Это техническое решение при всей своей парадоксальности для обывателя отлично работает: горячий воздух по внутренним каналам проходит в направлении движения колеса и выбрасывается наружу. Благодаря такой конструкции каналов сам колпак стал более плоским -- он выступает за пределы колеса гораздо меньше, чем у конкурентов. Срезанные лишние миллиметры позволили уменьшить лобовое сопротивление и тем самым сделать аэродинамику болида чуть более совершенной. Как известно, в «Формуле-1» для победы часто не хватает как раз этого «чуть»�