4 мин.

Тодт, да не тот…

Путь уроженца французского Пьерфорта в мир высоких скоростей был извилист и тернист. Мимолетное увлечение молодости (Тодт поневоле заинтересовался автомобилями во время одной из поездок с другом на отцовском Mini Cooper S, склонном к поломкам) переросло в профессиональное занятие. К 35 годам будущий гуру «алых» принял участие в уйме раллийных состязаний, однако предпочитал пребывать не на ведущих ролях, а в качестве штурмана.

По завершении карьеры Жан получил предложение от «Пежо» – команды, честь которой он защищал в гонках, – попробовать себя в ипостаси функционера. Уверенность в организационных способностях «новобранца», отличавшегося прагматичностью и расчетливостью ума, а также невероятной оперативностью при принятии решений, оказалась столь высока, что ему сразу же предложили пост технического директора. Нашему герою вменялось в обязанности контролировать проектирование и конструирование модели 205 Turbo 16, ориентированной на выступление в WRC 1984 года. Первый блин вышел комом, однако правки, внесенные специалистами под чутким руководством француза, позволили машине через год стать лучшей в пелетоне. В 1986-м ситуация повторилась. Однако покорением раллийных вершин (его машины обставляли конкурентов даже в Ле-Мане!) Тодт не довольствовался. После серии безуспешных уговоров боссов «Пежо» включиться в погоню за чемпионским титулом в классе «Формула-1», «мушкетер» оставил родные пенаты и перебрался в Италию, где влился в состав Скудерии.

Безусловно, одного из величайших успехов в роли менеджера Жан добился в 1996 году, переманив под алые знамена Шумми-М, стратега Росса Брауна и конструктора Рори Берна. Получив едва ли не идеальную вертикаль власти, отвечавшую интересам пилота-фаворита, Скудерия на долгие годы стала доминирующей силой в Больших призах. При этом француз постоянно держал руку на пульсе событий как внутри, так и за пределами коллектива. Немудрено, что в 2004-м, когда слухи об отставке Макса Мосли муссировались на каждом углу, именно непревзойденного аналитика и твердохарактерного руководителя Тодта называли преемником президента ФИА. Заслуги нашего героя в развитии отдельно взятой команды оказались столь впечатляющи, что на родине было принято решение о присвоении ему звания кавалера Почетного легиона. Да и за пределами Франции Жана почитают не меньше. К примеру, в Малайзии он удостоен титула «Датук Сери», аналогичного по смыслу британскому рыцарскому званию.

Тем не менее обилие регалий и непререкаемый авторитет внутри конюшни не уберегли француза от конфузов спортивной жизни. После очередной – второй за последние два года реорганизации внутри маранелльской конюшни – наш герой оказался смещен со своего поста. Оставив Жана на должности СЕО корпорации (Chief Executive Officer — номинально, человек, определяющий стратегию и принимающий решения на высшем уровне, реально – исполнитель представительских обязанностей, поскольку совет директоров «Феррари» никто не отменял), власть внутри формульной дружины была передана «конкурирующей фирме».

Чем же не угодил Тодт Скудерии? Как кажется, проблема в Стефано Доменикали. Бывший спортивный директор, ныне потеснивший француза и занявший кресло главного управляющего директора гоночного отделения «Феррари», давно не скрывает антипатий к так называемому «британскому блоку». Разделение, в конце 90-х имевшее чисто номинальное значение – вслед за Брауном из «Бенеттона» перешли несколько ведущих специалистов-соотечественников, а затем под кураторством Тодта под имя и репутацию Росса переманивались его бывшие коллеги по «Уильямсу» и «Эрроузу», – с приходом во власть Доменикали обрело размах межрасовой войны. «Британцы» не скрывали негативных эмоций по отношению к спортивному директору, ведь, согласно их версии, именно закулисные интриги Стефано вынудили Брауна взять годичную паузу, а также инициировали передачу конструкторских полномочий их рук Бирна Альдо Косте.

Причем здесь Тодт? Просто по инициативе Жана соскучившегося по глобальным свершениям британца выдернули из отпуска и провели с ним несколько раундов переговоров на предмет возвращения. По слухам, Брауну даже предложили два черновых варианта контракта: первый – кооперация на прежних условиях (то есть на посту технического директора), второй – отдельная штатная единица, эдакий «вольный стрелок», которому позволено концентрироваться исключительно на узкоспециальных вопросах конструирования и доводки болида взамен глобального патронирования проекта. Однако переговоры неожиданным образом были свернуты по инициативе работодателя, а в скором времени на британского специалиста с кошельком, полным щедрот, вышла «Хонда»… Естественно, утверждать то, что Доменикали способствовал расколу было бы наивно (спортивный директор – мелкая сошка для принятия столь глобального решения), однако его авторитет внутри Скудерии явно велик. Ведь именно его, а не Марио Алмондо или Жиля Симона предпочли в качестве преемнику Жана Тодта на посту «Гестиона Спортива».

Кстати, итальянские СМИ очень живо откликнулись на новость о повышении Доменикали. Тональность оценок – исключительно положительная, что лишний раз подчеркивает апеннинскую доминанту Скудерии и курс на «национализацию» обновленной дружины. В схожем ключе высказываются и специалисты с полуострова, подчеркивающие прогресс команды за вторую половину сезона. При этом заслуги Стефано превозносятся не в пример больше объема работ, проделанного Тодтом.

Французу остается коротать время с семьей. Вполне возможно, Тодт наконец-то озаботится связать себя узами брака с подругой Мишель Ео. Известная актриса, сыгравшая роль девушки Бонда в фильме «Завтра не умрет никогда», уже дважды получала предложения о помолвке, но так и не ответила согласием. Равно как урожденная китаянка опровергла слухи о тайном бракосочетании, по мнению журналистов, имевшем место в марте нынешнего года. Но полностью от событий в мире «Ф-1» Жан вряд ли отстранится. Хотя бы потому, что его сын Николя, являющийся довольно известным менеджером (среди его клиентов Фелипе Масса), остается в структуре «Феррари». Возможно, вслед за пилотами Тодт-младший найдет новое место работы и отцу?