«Поль-Рикар» и еще шесть автодромов для Гран-при Франции
Владельцы трассы в Ле-Кастелле готовы к возвращению престижной гонки в календарь «Формулы-1». Блог «Финишная прямая» вспомнил все главные французские треки.
22 июня 2008 года состоялся последний на данный момент Гран-при Франции. Разговоры о возвращении этапа в календарь «Формулы-1» начались практически с момента завершения той гонки, но конкретных шагов не предпринимают ни потенциальные организаторы, ни правительство страны, ни Берни Экклстоун.
В январе 2016 года на трассе «Поль-Рикар» прошли тесты дождевых шин «Пирелли» – первое с 2008 года официальное мероприятие «Формулы-1» на территории Франции.
Уже на следующий день после окончания заездов руководство автодрома заявило о готовности принять и заезды Гран-при, в случае возвращения последнего в календарь.
Гран-при Франции проводился 58 раз, и до 2008 года оставался в ряду самых постоянных участников – с момента старта первого чемпионата мира гонка не проводилась только в 1955 году, когда соревнование было отменено из-за трагедии на «24-х часах Ле-Мана». Французский этап проходил на семи различных трассах, каждая из которых была не похожа на другую.
«Реймс-Гу», Реймс
В 1950 году в первом в истории чемпионате «Формулы-1» французский этап прошел на трассе «Реймс-Гу», где соревнования Гран-при проводились еще в довоенное время. Гонку уверенно выиграл Хуан-Мануэль Фанхио, выступавший на «Альфа-Ромео».
Изначально трек имел форму треугольника и пролегал по дорогам общего пользования между деревнями Тиллуа и Гу, к востоку от города Реймс. В 1952 году схему трассы изменили, конфигурация стала более скоростной, а длина составила 8302 метра.
Последний раз гонка в Реймсе проводилась в 1966 году – ее выиграл Джек Брэбэм, которому тогда удалось стать первым человеком, одержавшим победу в Гран-при на болиде, названным его собственным именем.
Примечательно, что трибуны и зоны пит-лейн по сей день сохранились по обеим сторонам дороги D27, через которую пролегала трасса «Реймс-Гу».
«Руан-лез-Эссарт», Руан
На протяжении многих лет право проведения Гран-при Франции с «Реймс-Гу» делила другая трасса, проложенная по общественным дорогам – «Руан-лез-Эссарт». Трек длиной 5,1 км был открыт в 1950 году, для этого специально были построены трибуны и гаражный комплекс. Первая гонка «Формулы-1» прошла в Руане в сезоне-1952, а перед следующим Гран-при, через три года, протяженность трассы была увеличена до 6,5 км.
Многим пилотам этот трек запомнился благодаря наводящей ужас секции расположенных под уклоном скоростных эсок «Six Freres», следовавших сразу после стартовой прямой. Именно на этом отрезке трассы в 1966 году в смертельную аварию попал Жо Шлессер, после чего гонки «Формулы-1» на «Руан-лез-Эссарте» больше не проводились.
«Шараде», Клермон-Ферран
Трасса в Клермон-Ферране, также известная как «Шараде», принимала этапы «Формулы-1» четыре раза, и считалась одной из самых требовательных к пилотам в календаре чемпионата. Трек протяженностью более 8 километров пролегал вокруг потухшего вулкана, возвышавшегося над городом. Небольшое количество прямых, множество узких поворотов, мелкие камни вулканического происхождения, создававшие угрозу проколов – все это ожидало гонщиков в Клермон-Ферране.
Первая гонка прошла в 1965 году, ее выиграл Джим Кларк, Гран-при Франции также проводился здесь в 1969-1970 годах. Последний раз «Формула-1» приехала в Клермон-Ферран в 1972 году. В той гонке камень, вылетевший из под колес болида Эмерсона Фиттипальди, пробил шлем Хельмута Марко – результате полученной травмы австриец потерял левый глаз и вынужден был закончить карьеру пилота.
«Бугатти», Ле-Ман
Гран-при Франции приезжал в Ле-Ман всего один раз, в 1967 году. В то время для большинства гонок использовались длинные трассы, однако для проведения этапа «Формулы-1» была выбрана не главная конфигурация – 13-километровое кольцо «Сарта», а недавно построенный автодром «Бугатти», длиной всего 4430 метров. Решение себя не оправдало – трек никого не впечатлил, гонку посетили всего 20 000 человек и после дебютной гонки «Формула-1» сюда больше не возвращалась.
«Поль-Рикар», Ле-Кастелле
«Поль-Рикар» занимает второе место в списке автодромов, чаще других принимавших Гран-при Франции. Первая гонка прошла в Ле-Кастелле в 1971 году, ее победителем стал Джеки Стюарт. Изначальная длина трассы составляла 5861 метр, из которых 1,8 км приходилось на прямую «Mistral Straight», которая заканчивалась скоростным правым поворотом «Signes».
Последний раз полная конфигурация трека использовалась в 1985 году, когда гонку выиграл Нельсон Пике на «Брэбэме». Годом позже во время тестов на «Поль-Рикаре» в смертельную аварию попал Элио де Анджелис. После этого происшествия схема трассы претерпела существенные изменения – сразу после выезда с пит-лейн гонщики уходили направо и возвращались на старый трек в середине прямой «Mistral». В таком виде автодром принимал гонки «Формулы-1» с 1986 по 1990 год.
«Дижон-Пренуа», Дижон
Первый опыт проведения Гран-при Франции на трассе «Дижон-Пренуа» в 1974 году получился неудачным. Трек длиной 3289 метров совершенно не подходил болидам «Формулы-1» – время прохождения круга составляло меньше минуты, что привело к огромным проблемам с трафиком. Гонки вернулись на трассу после реконструкции, когда ее протяженность увеличилась до 3,8 км, и это позволило автодрому в Дижоне стать одним из культовых мест проведения Гран-при Франции.
Одним из самых ярких моментов в истории трассы стала борьба Жиля Вильнева и Рене Арну за вторую позицию на последних кругах гонки на «Дижон-Пренуа» в 1979 году. После этого трасса приняла еще два Гран-при Франции (последний прошел в 1984 году), а также Гран-при Швейцарии-1982.
«Маньи-Кур», Невер
Самое большое количество французских этапов проводилось на «Маньи-Куре» – с 1991 по 2008 год «Формула-1» приезжала в Невер 18 раз подряд. Все гонки прошли на примерно одинаковой конфигурации, незначительные изменения осуществлялись лишь дважды.
В 2003 году перестройке подверглась финальная секция и заезд в боксы – создать новое место для обгонов не получилось (большинство маневров так и происходили в шпильке «Аделаида»), но пит-лейн стал настолько коротким, что в 2004 году Михаэлю Шумахеру удалось выиграть гонку, используя тактику четырех пит-стопов. В конце 2008 года трасса исчезла из календаря «Формулы-1», как и сам Гран-при Франции.
Источник – F1i
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson
В Маньи-Куре было много интересных секций, в симуляторе играть было интересно.
Дождевой ГП Франции 1999 года вообще блеск. А какова там была квала! 17 лет прошло, а до сих пор помню.
Проблема Маньи-Кура всегда была ровно одна. Находится это место в такой глуши, что гламурная Ф-1 просто такое неприемлит. Прикиньте, что ГП России проводился бы Якутии. По этой же причине своей гонки лишилась Корея.
На трасса «Маньи-Кур» в последние годы прохождения этапов Формулы-1 гонки были не очень интересными и было мало обгонов. Мне бы хотелось, чтобы вернулся в календарь «Поль-Рикар», но вряд ли это скоро произойдет. Для модернизации трасс и проведения соревнований нужны немалые деньги, у той же Монцы с трудом находятся деньги (при том, что она платит меньше чем новые автодромы). К тому же условный Катара всегда имеет возможность перебить предложение и быстрее оказаться в календаре чем у любой европейской трассы.
Понятно, что туда Ф-1 не приедет, так что если выбирать из Маньи-Кура и Поль-Рикара, я бы предпочел первый автодром. Многие считают его скучным, но не я. А вот перестроенный Поль-Рикар с этими размалеванными зонами безопасности неинтересен, по крайней мере когда там ездила Мировая Серия Рено
*смахнул слезу*