Норрис теперь точно чемпион «Ф-1»? Вот все сценарии шансов Ферстаппена и Пиастри
В «Формуле-1» чемпионат мира подъезжает к развязке – осталось три этапа. Титульная интрига еще жива, но выглядит уже довольно призрачно:

● Ландо Норрис опережает Оскара Пиастри на 24 очка (Это очень много: в основных гонках очки зарабатывают первые 10 пилотов по модели: 25-18-15-12-10-8-6-4-2-1. Для спринта расклад проще: 8 пилотов получают очки – от 8 за победу до 1 балла за восьмую позицию. То есть задел – почти одна полная победа при сходе конкурента).

● Макс Ферстаппен рискует потерять теоретические шансы после этапа в Лас-Вегасе.
● Букмекеры оставляют Пиастри и Ферстаппену 11% на двоих.

У такого насыщенного событиями сезона ожидался яркий финал с живой чемпионской интригой на заключительном этапе в Абу-Даби – теперь такой сценарий значительно менее вероятен, чем досрочное чемпионство Ландо Норриса в Катаре. Неужели по цифрам и правда все так грустно?

Расклады на финал: Норрис может всегда уступать Пиастри, Ферстаппену желателен сход конкурента
Энтузиасты засыпали социальные сети различными вариациями итоговых турнирных таблиц. Отметим ключевые точки:
● В розыгрыше остается 83 очка.
● В календаре остался только один спринт – в Катаре.
● Ферстаппену нужен серьезный сбой у Норриса до Абу-Даби.

Очень важный сигнал для Ландо – чемпионство возможно без побед. Норрису можно сосредоточиться на вторых позициях – тогда даже четыре (!) победы подряд от Оскара ситуацию не перевернут. На финише между гонщиками останутся два очка.

Интрига в борьбе за титул доживет до заключительного этапа, если разрыв между двумя лидерами не увеличится к моменту старта Гран-при Абу-Даби и останется на уровне 24 баллов.
Одно маленькое исключение: теоретически может возникнуть ситуация, при которой у Ландо будет на 25 очков больше, чем у австралийца – например, если где-то лидер финиширует десятым, а №81 сойдет. В таком случае шансы тоже сохраняться: при равенстве смотрят на количество побед – и сейчас между Пиастри и Норрисом ничья 7:7.
Это актуально только при равенстве по победам. Если вдруг гонщики дойдут до заключительного этапа с разницей в 25 очков и соотношением побед 8:7 в пользу Ландо, то британец – точно чемпион за счет преимущества по количеству вторых мест (сейчас соотношение 8:3).
Заголовки про нового чемпиона «Формулы-1» с большой долей вероятности увидим во время Гран-при Катара: именно до основной гонки официально из числа претендентов может вылететь Макс Ферстаппен. В Лас-Вегасе нидерландцу нужно не отпустить Норриса на 58 очков, чтобы сохранить шансы на титул до спринта в Катаре. Перед основной гонкой в Лусаиле интервал жизни сократится до 50 – сейчас 49.
Самый простой способ для Норриса гарантированно выключить Макса до заключительного этапа – оформить два подиума в больших гонках и один в спринте. В таком случае Ферстаппену не помогут даже три победы.
Впрочем, поклонники статистики и фанаты Макса верят в чудо. Например, вот в такое. Возможен и подобный сценарий.

(Норрис сходит в Вегасе, замыкает подиумы в Катаре и заканчивает вторым финальный заезд)
Тогда трое претендентов наберут по 424 очка, но Макс всех обойдет за счет количества побед в больших Гран-при (8-7-7 – таким будет соотношение).
Прогноз на Лас-Вегас: Пиастри почти отвалится – сомнения даже по подиуму

Фиксируем исторические изменения в линиях у букмекерских компаний перед Гран-при Лас-Вегаса. Очень высоко оцениваются шансы именно «Мерседеса». Джордж Расселл стоит на одном уровне с Оскаром Пиастри (6.50). Андреа Кими Антонелли – четвертый (13.00). В прошлом сезоне Расселл смог финишировать первым. Коэффициент на подиум для Пиастри – 1.70 – то есть без гарантий. Если переводить в проценты – 60%. Еще недавно на попадание в топ-3 для Пиастри давали котировки в диапазоне 1.10-1.30.
Явного фаворита нет – по 2.75 получили Ландо Норрис и Макс Ферстаппен. Собственно, такой предварительный расклад – контрольный выстрел по интриге.
Правда, появится дополнительная – борьба за второе место. Пока Ферстаппен отстает от Пиастри на 25 очков.
Кому подойдут финальные трассы?
Объективно – шансов отыграть настолько большое отставание у Ферстаппена нет. У «Макларена» не ожидается глобальных провалов – на подиум Норрис сможет претендовать в любой гонке. В Лас-Вегасе для Ферстаппена станут угрозой даже пилоты «Мерседеса» – букмекеры осмысленно понижают коэффициенты на Расселла и Кими Антонелли.
● Гран-при Лас-Вегаса: для «Макларена» самый трудный из оставшихся этапов. Ночной характер заездов означает невысокие температуры воздуха и трека – условия не позволят MCL39 воспользоваться своими сильными сторонами, а на длинных прямых оранжевая машина в основном страдает. Это трасса «Мерседеса». В прошлом году «серебряные» взяли тут очень уверенный дубль. Хотя из-за большого количества прямых не стоит списывать и «Ред Булл» – сбалансировать болид под Вегас не так сложно, и на похожем этапе в Саудовской Аравии Ферстаппен мог сражаться за первое место, если бы не проиграл старт, а в Баку и вовсе выиграл. Исторически этап в Лас-Вегасе не слишком удачен и для Пиастри, и для Норриса. Оскар трудно переваривает треки с низким механическим сцеплением, а заезд в «городе грехов» по негоночному асфальту как раз ожидается именно таким. В предыдущих сезонах Оскар даже на обновленных машинах приезжал здесь 7-м и 10-м. У Ландо похожие проблемы: ему негде реализовывать пилотажный стиль, а при ненавистных для №4 резких порывах ветра трек превращается в каток и ведет к ошибкам. Именно в Вегасе состоялся единственный за весь 2023-й крэш Норриса, а в 2024-м он приехал только 6-м.
● Гран-при Катара: «Лусаил» – скоростной трек со множеством скоростных и среднескоростных поворотов. А еще здесь не так много жестких торможений. Вероятно, здесь «Макларен» будет упорно бороться с «Ред Булл». Причем нельзя забывать, что это конец сезона — многое может решить психологический фактор, который в данном случае усложнит жизнь команде из Уокинга. C другой стороны, жара и сложные повороты выглядят как территория «Макларенов», а еще это место первого триумфа Пиастри.
● Гран-при Абу-Даби: в целом трасса хорошо подходит «Макларену». Несмотря на пару прямых, тут очень важен средний уровень прижимной силы из-за нескольких среднескоростных поворотов. За «Ред Булл» играет как раз скорость на разгонах и ровных отрезках. В техничных секторах здесь одна гоночная траектория, и атаковать реально только на прямых – звучит как приговор для «Макларена», если Пиастри или Норрис проиграют квалификацию. Но если оранжевые возьмут поул или первый ряд – выбить их с подиума станет практически невыполнимой задачей, и тогда титул заберет тот, кто подошел к финалу с преимуществом в очках. И этот трек больше подходит Норрису по подходу к пилотажу.
В предыдущий раз судьба чемпионата решалась в заключительной гонке в 2021-м, когда и началось доминирование Ферстаппена после очной победы над Льюисом Хэмилтоном. Повторится ли сейчас такая же эффектная концовка?

Фото: Gettyimages/Buda Mendes / Staff, Peter Fox / Stringer, Lars Baron / Staff
















