4 мин.

Скрытое и явное

Нельзя утверждать, что местный автодром прямо-таки идеально подходит болиду RB7; да, на трассе есть несколько высокоскоростных поворотов, которые «Ред Булл» благодаря более высокой, чем у соперников, прижимной силе проходит очень уверенно, – но дело не только в этом.

Во-первых, в этом году трасса не слишком хорошо подходит второй по силе команде пелотона – «Макларену»: у MP4-26 длинная колесная база, и в медленных поворотах (которых тут тоже хватает) Хэмилтон и Баттон теряют драгоценные доли секунды.

Во-вторых, в Турцию бригада Кристиана Хорнера привезла более эффективные новинки, чем коллектив из Уокинга – если не считать новенькую выхлопную систему, единственный экземпляр которой Феттель разбил в пятницу, – больше всего это касается нового заднего антикрыла «быков», позволяющего лучше реализовывать потенциал системы снижения лобового сопротивления болида (DRS). То есть, в квалификации, во время которой регулировать антикрыло можно на любом участке трассы, «Ред Булл» спокойно нивелирует преимущество «Макларена» на прямых.

Говорят, на болидах Хэмилтона и Баттона тоже появились кое-какие изменения, улучшающие DRS, но никто специалистов сейчас не оспаривает мнение, что в работе над этой системой на сегодняшний день конструкторское бюро Эдриана Ньюи вырвалось вперед.

Но если все это так, и если «Макларен» действительно вторая команда по чистой скорости в сезоне-2011, то почему Хэмилтон и Баттон сегодня оказались лишь четвертым и шестым?

При плотной борьбе часто бывает так, что стоит только одному из коллективов сделать недостаточно большой шаг в развитии, а другому привезти удачные новинки, как тут же происходят перемены в расстановке сил.

Сегодня на третье место вырвался Росберг, но не стоит переоценивать гоночную форму «Мерседеса». В Турции для W02 многое складывается почти идеально – нет технических проблем, сама машина довольно юрко преодолевает медленные повороты (вспомним, что колесная база болида очень короткая, особенно в сравнении с «Маклареном»), наконец, в Стамбуле прохладно – температура воздуха не превышает 20 градусов по Цельсию. Прохладный воздух больше «нравится» «Мерседесу», чем жара – мотору не нужно дополнительное охлаждение, а мягкая резина не разрушается через полкруга, как происходит на горячих трассах.

Но при этом шины – по-прежнему слабое звено W02. В гонке «Пирелли» на автомобилях Росберга и Шумахера сотрутся намного быстрее, чем у «Макларена», и, вполне возможно, Нико отправится на смену резины среди лидеров одним из первых.

Чуть подобралась к лидерам «Феррари», и Фернандо Алонсо смог вклиниться между двумя «Макларенами» – помогла первая партия новинок для болида (вторая запланирована на этап в Испании). Как выяснила на днях немецкая пресса, неудачный старт сезона Скудерии был связан с неверными показателями, которые давала аэродинамическая труба: при подготовке к сезону-2011 конюшня из Маранелло увеличила продуваемую копию болида с 50 до 60 процентов, и в расчеты вкрались завихрения воздушных потоков, которые возникли из-за отражений от стен тоннеля. Парням Николаса Томбасиса пришлось обратиться к выручай-трубе «Тойоты» и с ее помощью откалибровать собственную.

Разумеется, аэродинамические проблемы Скудерии на старте сезона помешали развитию болида, но теперь, по идее, «алые» должны прогрессировать.

Однако несмотря на обнадеживающие новости для тифози, ощущения, что в ближайшее время «Феррари» догонит «Ред Булл», нет. Возможно, тому виной постоянные мелкие проблемы красных болидов – в Турции на автомобиле Алонсо возникли перебои в работе гидравлики, на машине Массы и вовсе сменили двигатель… Кроме того, команда до сих пор не может помочь своему второму гонщику разобраться с прогревом резины – прохладный «Истанбул-Парк» вновь напомнил о трудностях Фелипе: неравномерный прогрев привел к скольжению болида, попыткам Массы вернуть 150-ю «на путь истинный» судорожными движениями руля и, как следствие, к загубленной попытке в третьем сегменте… Теперь Фелипе может утешать себя лишь сохраненным комплектом мягких шин.

В Топ-10 сегодня прошли и парни «Лотус-Рено» – это хорошая новость для болельщиков Виталия Петрова и Ника Хайдфельда, однако если судить по прошлым гонкам, то главное вовсе не субботний темп, а правильные тактические действия в воскресенье. Завтра узнаем, сделали ли стратеги конюшни верные выводы из Гран-при Китая.

Совсем немного не хватило до попадания в десятку лучших Рубенсу Баррикелло – «Уильямс» пока еще не решил всех проблем, но, как и обещал, добился определенного прогресса. Чуть позади «Форс-Индия» и «Заубер», причем форму швейцарской конюшни мы так и не узнали – лидер коллектива Камуи Кобаяси из-за неполадок с двигателем стартует с последнего ряда стартового поля.

«Торо Россо» ожидаемо погружается вглубь пелотона – у команды нет возможностей так же стремительно развивать автомобиль, как соперники, а вот кто порадовал – так это гонщики «Лотуса» и Витантонио Лиуцци. Первые все ближе к опытным конюшням, в то время как итальянец сумел вклиниться между двумя «Маруся-Верджинами», и с учетом штрафа Жерома Д’Амброзио будет стартовать 20-м…

Прогноз погоды на воскресенье примерно такой же, как сегодня: не жарко, переменная облачность, без осадков. Это значит, что желающим остановить «Ред Булл» надо надеяться только на себя и нестандартную тактику, или на ненадежный KERS «быков», который в Шанхае уже подвел Феттеля на старте.

Впрочем, похоже, что парни из Милтон-Кейнса подготовились к любым неожиданным ходам конкурентов – сегодня капитанский мостик «Ред Булл» принял мудрое решение сэкономить мягкую резину (ничего неспортивного тут нет, кстати), и в гонке сможет выбрать тактику с большим количеством пит-стопов. Однако хуже всего для соперников то, что никто не знает, каков истинный темп RB7. Опасения Дженсона Баттона о том, что австрийская конюшня пожертвовала субботней скоростью в угоду воскресной, могут оказаться вполне обоснованными. И если это действительно так, то завтра может вообще состояться разгром.

Однако забегать вперед рано, тем более что над Стамбулом витает призрак прошлогоднего Гран-при. Все, о чем можно с уверенностью говорить сегодня – о статистике. А она такова: Себастьян выиграл пятый поул подряд, четвертый в сезоне-2011 и 19-й в карьере (между прочим, обогнав по этому показателю Льюиса Хэмилтона). Победы? Разговор о них будет завтра.