4 мин.

Ближе к дому

Во-первых, именно к этой гонке команды приготовили широкомасштабные обновления машин. Оценив свои возможности на фоне скорости конкурентов, технические директора получили возможность уточнить и, при необходимости, скорректировать первоначальный вектор развития болида, придав импульс всему сезону. Примеры «Ред Булл»-2009 или «Феррари»-2010 наглядно демонстрируют, что отыграть техническое отставание по ходу сезона – вполне реальная задача. Таким образом предстоящая гонка станет первой проверкой на прочность технических штабов команд.

Вторым важнейшим элементом гонки станет восьмой поворот трассы. Из-за высокой скорости и протяженности поворота, перемещения центра тяжести внутри автомобиля становятся столь критичными, что основной задачей инженеров становится подбор настроек к этой части трассы. Ошибка в этом компоненте будет стоить потерей в скорости – а длина поворота составляет более десятой части всей трассы, что повлечет за собой менее эффективный выход на последующую прямую и соответствующую потерю времени на сниженной динамике разгона.

Но наиболее критичной потерей в результате натянутых отношений с восьмым поворотом станут шины. Большая часть веса машина на этом участке трассы уходит на правую переднюю покрышку, повышенный износ которой приведет не только к недостаточной поворачиваемости, но и к дисбалансу между передними правым и левым колесами. Другими словами, «убитая» в восьмом вираже шина испортит поведение автомобиля настолько, что гонщику будет казаться, будто правые повороты он проходит на одной машине, а левые – на другой. Добавьте к этому высокую абразивность асфальта «Истанбул Парка», и получите настоящее раздолье для стратегов.

Неожиданный прорыв Марка Уэббера в Китае стал неожиданностью и для самого австралийца, и для всей «Формулы-1». Самым важным моментом произошедшего стала наглядная демонстрация двух фактов. Во-первых, стало очевидно, что лишний пит-стоп, проведенный в нужный момент, даст огромную прибавку в скорости, которая оставит далеко позади тех, кто решил дотянуть на разрушенных консервативной тактикой покрышках. А второй момент заключается в том, что хорошая квалификация может лишь испортить гонку – Хэмилтон победил в Шанхае во многом благодаря сэкономленному в квалификации комплекту «софта». Англичане намеренно сдали соперникам субботу, но превратили проигрыш в преимущество в воскресенье.

По этим причинам никто из инженеров команд не может даже приблизительно предсказать тактику на гонку. «Ничего нельзя знать наверняка, пока мы не окажемся на трассе. Работа с резиной будет ключевым фактором в Турции», – заявил технический директор «Заубера» Джеймс Ки.

С этой точки зрения интересно взглянуть на работу команд на прошлом этапе. Необходимо сразу понять – в Стамбуле нагрузка на шины будет в разы серьезнее, чем в Шанхае. Но необходимость в значительной мере использовать аэродинамику для конкурентоспособного прохождения поворотов не позволит инженерам снизить нагрузку на покрышки выворачиванием антикрыльев. Речь идет о том, что, так же как и в Шанхае, возможностей для компромиссов не будет.

Три недели назад выдающимся чутьем в ракурсе работы покрышек отметились в «Мерседесе» – Нико Росберг по ходу гонки был серьезным претендентом на подиум. При этом стратеги «Макларена» – в случае с Льюисом Хэмилтоном – с самого начала знали, что идут на достаточно агрессивную тактику, а вот «Ред Булл» проявил себя излишне консервативно. Если принять непопулярную точку зрения и допустить, что провал Уэббера в шанхайской квалификации действительно стал результатом ошибки команды, складывается ощущение, что стратеги «Ред Булл» чуть ли не беспомощны в работе с резиной – да, австралиец совершил блестящий прорыв, но если бы не грубейшая ошибка в субботу, этого прорыва бы не было, так как не было бы сэкономленной мягкой резины. А «Макларен», напомним, с самого начала выбрал для Хэмилтона ту тактику, благодаря которой Льюис завоевал победу.

«К нам приходит много положительных отзывов о том, как проходят гонки. И если мы будем продолжать в том же духе, то нас ждет великолепный сезон», – как бы издеваясь над стратегами заявил Пол Эмбри, руководитель автоспортивного отделения «Пирелли». Благодаря покрышкам, разрушающимся в самый неподходящий момент, силы первых шести команд чемпионата выровнялись. Хотя, конечно, до полнейшего равенства и демократии еще далеко, но разница в силе команд – одна из ключевых особенностей автоспорта вообще и «Формулы-1» в частности.

В период с 2006-го по 2008-й годы Фелипе Масса выиграл три Гран-при Турции подряд – это действительно уникальное достижение, так как кроме бразильца никому не удалось победить более чем в одной гонке в Стамбуле. В 2009-м на первую ступень подиума поднялся Дженсон Баттон, а в прошлом году – Льюис Хэмилтон, когда пилоты «Ред Булл» устроили «показательные бодания» прямо перед своими соперниками. Интересно также, что Масса доминирует и по средней стартовой позиции – он единственный пилот, чей усредненный квалификационный результат выше пятой строчки. Но конкурентоспособность пилота «Феррари» будет напрямую зависеть от того, решил ли он свои проблемы с прогревом и эффективным использованием покрышек. Впрочем, конкурентоспособность всех остальных гонщиков, машин и команд будет напрямую зависеть от эффективного использования шин.