5 мин.

Занимательная процессия

Гран-при Монако – уникальное событие в автоспорте. Почти незыблемое и незабвенное, доставляющее наслаждение только спортивным гурманам. Ну разве можно объяснить Казуки Накадзиме, в чем прелесть процессии из двадцати болидов? Как объяснить, что в Монте-Карло гонка – важная, но не самая главная составляющая предпоследнего уик-энда мая? Здесь важен сам дух событий, их близость к людям, которые создают атмосферу большого праздника. Он пропитывает буквально каждый участок трассы, несколько раз незначительно менявшейся, но при этом почти не утратившей свои стройные очертания.

Гонки в Монако непредсказуемы. Заранее совершенно ничего нельзя предугадать. Например, географическое положение княжества на Лазурном побережье предопределяет фактор погоды. Если дождя еще не было, то это не значит, что его не будет совсем – в 1982 году в этом убедился целый ряд пилотов, затеявших целое представление с передачей друг другу первого места в самом конце гонки. 

Но погода, естественно, не главное, хотя и весьма оживляющее уик-энд событие. Гонки по Монте-Карло часто сравнивают с самыми необычными вещами: «полетом на вертолете по собственной квартире» или «плаванием на танкере в ванной». Это неудивительно, ведь близость к трассе железных отбойников, манящих к себе болиды «Формулы-1» (ведь чем ближе машина к барьерам, чем полнее пилот использует ширину трассы, и тем больше у него шансов отыграть время на круге) и 78 кругов пусть и не самой длинной трассы таят в себе опасности, которые могут заставить пилотов совершить какую-нибудь глупость, или просто ошибиться на фоне усталости.

Например, в 1984 году, во время знаменитого дождевого Гран-при, когда весь мир узнал о двух героях – Сенне и Беллофе, в один прекрасный момент в лидеры гонки вышел пилот «Лотуса» Найджел Мэнселл. К тому момент усатый британец еще ни разу не поднимался на высшую ступеньку подиума, но явно намеревался добиться этого в ближайшее время. Увы, отбойник остановил черно-золотую машину. Монако не прощает ошибок.

И таких примеров в карликовом княжестве довольно много. Нужен более свежий? Пожалуйста! В 2004-м Фернандо Алонсо нарушил размеренный ход каравана, попытавшись обогнать кругового Ральфа Шумахера в самом неприличном для этого месте – в туннеле. Вполне ожидаемый в такой ситуации сход испанца «заразил» Михаэля Шумахера и Хуана-Пабло Монтойю. В злосчастном тоннеле, находясь за машиной безопасности, на тот момент шестикратный чемпион мира неожиданно ударил по тормозам, а «заснувший» за рулем «Уильямса» колумбиец слегка «боднул» красную машину. Еще через момент телекамера выхватила умопомрачительный момент – выезжающего из темноты Шумахера на трех колесах…

Гонка – лишь часть Гран-при. Это утверждение верно для любого этапа, но только в Монако этот факт ощущается очень остро. Результат на финише в 90 процентах случаев предопределяется еще в субботу на квалификации, ведь узенькая и коварная трасса просто не дает пилотам возможностей обгонять друг друга по ходу дистанции. Ох, сколько же будет жалоб на трафик в этом году! Ведь даже на более медленной машине можно очень долго сдерживать быстрого соперника. В 1992-м Сенна продемонстрировал это Мэнселлу, в 2001-м Бернольди – Култхарду, а в 2004-м Трулли – Баттону. А поул в Монте-Карло почти так же ценен, как и сама победа. И потому Михаэль Шумахер столь отчаянно пытался помешать соперникам в 2006 году – знал, что только так можно повторить вечное достижение Сенны.

Кстати, имя Сенны почти стала синонимом этого Гран-при, что, вероятно, даже не нужно объяснять. Хочется лишь отметить, что трасса в Монако была по-своему справедлива к великому бразильцу – дважды отобрав победы в 1984-м и 1988 году, она дала возможность Волшебнику выиграть гонки в 1992-м и 1993-м.

Еще одна принципиальная особенность Монако состоит в том, что в обычные дни по «трассе» ездят обычные машины. И белая разметка служит хорошим напоминанием об этом. И как бы ни переукладывали организаторы Гран-при асфальт, он все равно будет кочковатым. Все это предопределяет еще одну важную проблему для команд и гонщиков – отсутствие хорошего сцепления. Для решения данной проблемы команды всегда старались придумать что-нибудь эдакое из области аэродинамики, например, привозили диковинные антикрылья, размещавшиеся в самых необычных частях болидов. Однако в этом сезоне технический регламент запретил крылышки, закрылки и прочую мишуру, поэтому на нынешний Гран-при Монако команды подготовят минимум новинок, и в основном они будут касаться, конечно же, передних и задних антикрыльев. Хотя те, кто до сих пор не внедрил двойной диффузор, например, «Ред Булл», захватит эту конструкцию в Монте-Карло. Возможно, городская трасса с исключительными характеристиками – не лучшее место для подобных экспериментов, но Эдриан Ньюи напоминает, что при всей своей уникальности трасса все же не обделена довольно быстрыми поворотами, в которых пригодится значительно повышающий прижимную силу двойной элемент.

«Бриджстоун» на этот раз также порадовал. Ультрамягкий и мягкий составы резины – то есть, типы выбраны не через одну ступень жесткости – исключение из правил нынешнего года. Причина та же – командам нужно ликвидировать недостатки сцепления с трассой. Мягкие подойдут лучше всего, но предсказать, насколько они помогут командам, опять же, нельзя. Единственный шанс как-то изменить уровень сцепления – накатать гоночную траекторию за время практик.

Сама трасса, кстати, малоабразивна. Поэтому самой популярной тактикой в Монако, при условии, что на дистанции все спокойно, является одна остановка в боксах. К счастью, гонщики и погода не всегда дают скучать зрителям, поэтому довольно часто тактика трансформируется в два или даже три заезда для смены колес и дозаправки. 

Пилотам за пределами Топ-10 после квалификации все покажется простым – заливай бензина по горло и будь аккуратен. Там, глядишь, шальной пейс-кар или простое пересиживание соперников помогут сотворить маленькое чудо. Но вот гонщикам и командам, пробившимся в третий сегмент, придется пораскинуть мозгами: если залить мало топлива, то можно просто не успеть создать приличный отрыв и потом намертво застрять в самой середине пелотона. Или же наоборот, залить много топлива, и опять же застрять за медленным соперником. Да, на Гран-при Монако грамотная стратегия может предопределить исход гонки. И даже немного жаль, что у нас в пелотоне на десять Россов Браунов…

После гонки по улочкам вокруг Казино тоже все не так, как везде. Призы вручаются на импровизированном подиуме из рук самого князя Альбера II, (раньше эти занимался покойный Ренье III), а победитель сияет ярче блеска самого Монте-Карло. Еще бы, после всех перипетий победа кому угодно покажется самым важным событием в карьере. А традиционный душ из шампанского изредка напоминает какую-нибудь корриду – по такой же тесной улочке гонщик бегает с бутылкой за своими механиками. И вот, глядя на всю эту неподдельную радость людей, проникаешься духом Гран-при Монако. Иначе и быть не должно.