8 мин.

Чокнутый профессор

Внедрение искусственного дождя во время гонок

Устав от обвинений в адрес детища, обедневшего на обгоны, седовласый миллионер в начале марта предложил радикальный метод по увеличению зрелищности. Мол, если на современных трассах при сухой походе существует всего одна оптимальная траектория для прохождения максимальной скорости, то нет ничего плохого в том, чтобы создать ей альтернативу искусственным методом. Например, обильно оросив гоночное полотно водицей в самый неожиданный момент. Ведь дождевые Гран-при, как показывает практика, приносят наиболее непредсказуемые результаты и дарят самые бескомпромиссные сражения. «Давайте делать это в середине этапа. Или хотя бы за десять кругов до его окончания — эдак на треть часа», — поразил коллег по цеху Берни умом и сообразительностью. После чего с барского плеча великодушно сделал скидку пилотам: так уж и быть, за две минуты до контрастного душа вас предупредят. Видимо, чтобы при радиообменах никто не орал: «О, тепленькая пошла!» и не просил следом гоночных инженеров потереть спинку во время пит-стопа и смены резины.

Введение медальной системы

Это ж насколько надо было в детстве не любить математику, чтобы сохранить к ней неприязнь аж до седых волос?! Упорно игнорируя цифровые формулы выявления победителя, уже несколько лет Экклстоун, словно Леонардо ди Каприо в «Начале», пытается внедрить в умы окружающих идею перехода на медальный зачет. Оставив очки на откуп конструкторам, Берни ратует за награждение гонщиков «кругляшами» по примеру Олимпийских игр. Мол, куда приятнее получать по итогам Гран-при золото на шею, нежели десять виртуальных баллов в столь же иллюзорную таблицу. Кроме того, эта система, по мнению автора, позволит избежать тактики доездов в решающих сражениях, когда финиш, к примеру, на шестой-седьмой позициях обеспечивает спортсмену, проведшему ровный, но небогатый на победы сезон титул. «Кто чаще выигрывает и стремится к победе, тот и достоин звания», — уверяет Берни, считая, что шесть викторий Фелипе Массы в 2008-м были достойны титула больше, нежели победителя по очкам Льюиса Хэмилтона с пятью триумфами.

«В 2007 году Хэмилтон лидировал в чемпионате задолго до того, как выиграл первую гонку. Аналогично в 2008-м какое-то время лидировал Кубица, хотя Хэмилтон, Райкконен и Масса выиграли больше гонок. Льюис и Роберт оба невероятно талантливы, но не думаю, что такой результат имеет право на существование. Не должно быть даже возможности выиграть чемпионат без победы в Гран-при», — еще один из опусов Берни на эту тему, нивелирующий стабильность пилотирования и четкость выработанных стратегий как таковых.

Снижение эффективности тормозных систем

Наслушавшись ворчаний сэра Джеки Стюарта, Берни выступил с идеей, по его мнению разом лишающей смысла всех претензий ветерана. Не нравится малое количество обгонов? Считаете зону торможения непозволительно сократившейся — с 200 метров в 1970-е до 50 метров в наши дни? Недовольны расширенными зонами безопасности, которые позволяют пилотам даже после грубейших ошибок не просто оставаться в деле, но и продолжать борьбу за место под солнцем? Давайте снизим надежность тормозов!

«Узел сейчас слишком эффективен. Возможно, я не прав, но если бы знал, где, сам мог бы тормозить так же поздно, как и гонщики», — резюмировал англичанин. И опять же поставил в пример все того же Стюарта, который в свое время активно обгонял при торможениях в начальной стадии прохождения поворота. Сейчас же жесткий поздний брейкинг — отличный контраргумент против подобного маневра…

Забавно, что Экклстоуна при этом нисколько не смущает конфликт интересов инновации и политики ФИА, которая искренне ратует за безопасность спортсменов. Ослабление же надежности системы непременно приведет к росту числа аварий, особенно авторства неопытных спортсменов на технически требовательных трассах. Особенно если на трассах появятся секции, официально одобренные к срезкам — еще одна идея-фикс Экклстоуна…

А впрочем, чего пилотов-то жалеть? Их же много, а вот обгонов не хватает.

Увеличение стартовой решетки до 26 машин

Супремо бросается из крайности в крайность. То восхищается задумкой Макса Мосли сделать из коллективов с мизерными бюджетами реальных конкурентов грандам — и тянет в «Ф-1» всех, кто способен заполнить заявку и прислать по электронной почте название будущей команды. И неважно, что многие из них попросту не доживают до крэш-тестов или вместо болида собирают тостеры — главное же, что движуха началась!..

Затем, убедившись в жесточайшей неконкурентоспособности новобранцев (даже при введении потолка трат), Берни метнулся на другой конец тонущего идейно «Титаника». И уже оттуда возвестил о планах привлечь на старт третьи машины от автопроизводителей. «А что? Если они способны поставлять моторы конкурентам, значит, и еще одно шасси для Больших Призов соорудят», — подчеркнул Экклстоун. Хотя про повышение при этом потолка расходов и словом не обмолвился. Видимо, дополнительные кары должны будут собираться из ненужных деталей, оставшихся после доведения до ума основных моделей.

«Хочу, чтобы на старт выходили 26 болидов, из которых хотя бы 16 были конкурентоспособными», — заявил Экклстоун изданию Autosport…. Кхм…Может, кто-нибудь намекнет Берни, что в минувшем сезоне без конюшен-новобранцев процент добротных машин как раз бы и приблизился к оптимальной цифре?

Отказ пускать на стартовую решетку физиотерапевтов

Умиляет аргументация, которой Берни обосновал идею накануне прошлогоднего Гран-при Австралии. Мол, на поле находится одновременно слишком много людей, что осложняет работу (правда, так и осталось непонятым, кому и как). Видимо, Экклстоун возжелал таким образом улучшить телекартинку: рассадив тренеров по физподготовке на пустеющих из-за роста цен на билеты трибунах, вполне можно было ряд-другой VIP-мест заполнить… Маразму крепчать не позволили сами гонщики, пригрозившие бойкотировать воскресные старты, если вето продолжит иметь силу. Выступление единым фронтом принесло плоды. И навело на мысль: вот бы так принципиально спортсмены объединяли усилия во всех вопросах, касающихся будущего «Ф-1».

Идея посадить в кокпит женщину-пилота на постоянной основе

Сложно сказать, что двигало Берни больше при оглашении идеи: то ли скука по женскому обществу после развода со Славикой, то ли желание заработать на эпатажном сотрудничестве. Тем не менее фраза «легко могу представить себе женщину в «Формуле-1» через 3-5 лет» на самом деле слетела с его уст на полном серьезе. При этом Берни нисколько не смутили ни нагрузки, которые выпадут на хрупкий организм дамы в течение 20 гонок, ни психологический прессинг, которому героиня подвергнется, ни отсутствие кандидатки с должным уровнем гоночного и технического образования. Реверансы в сторону, скажем, Данники Патрик, конечно хороши. Но даже они не позволяют без скепсиса смотреть на женский рынок труда сквозь призму «Ф-1». Ведь в «королевском классе» даже закаленным минорными сериями суровым мужикам зачастую приходится очень непросто — особенно на трассах типа «Сепанга» или «Шанхая». Что уж говорить о прекрасных дамах, которые даже в тестовых условиях испытывают определенный дискомфорт за рулем болида.

Впрочем, нисколько не удивимся, если ради эффекта от пиара Берни все-таки затащит в кокпит кого-либо из женщин. Если уж он не остановился перед тем, чтобы использовать свое избитое после ограбления лицо в качестве лида на рекламном постере, наверняка его уже ничто не смутит.

Напоследок представим трэш-список самых ядреных цитат Экклстоуна за последние годы.

5. «Ничего и никогда не совершал ради денег. Деньги — это побочный продукт того, что я делаю. С самых первых лет в бизнесе», — разоткровенничался Экклстоун в беседе с представителями официального сайта «Ф-1». После чего, думается, миллионы болельщиков по всему миру умилились и пустили скупую слез от восторга, что их спортом управляет столь бескорыстный человек.

4. «Если перевернуть корону, то наверняка там будет написано «Сделано в Китае!» — ответ Берни президенту Венгрии Палу Шмитту после того, как политик продемонстрировал бизнесмену гордость страны — 1000-летнюю корону местных королей. Дело происходило во время празднования 25-й гонки на «Хунгароринге».

3. «К сожалению, Айртону Сенне не повезло. Но резонанс в мире, произведенный его смертью… В общем, положительно сказался на «Формуле-1». Было очень жаль, что мы потеряли бразильца, но так случилось. Он был очень популярным. Однако трагическая гибель заинтересовала многих далеких от этого спорта людей, она усилила интерес к «Ф-1», — Берни при общении с бразильскими журналистами, рассуждая о безопасности в гонках и связанных с нею эффектах.

2. «Мне все равно, кто будет гоняться. Было бы здорово видеть в «Ф-1» темнокожую женщину-еврейку» — реплика Берни журналисту «Марки» в ответ на вопрос об идеальном пилоте в «королевском классе». По мнению Экклстоуна, он остроумно намекнул на успешных пилота-еврея Джоди Шектера и гонщика c темным цветом кожи Льюиса Хэмилтона. Тема женщины, как видим, для супремо вновь актуальна.

1. «Наверное, это прозвучит ужасно, но Гитлер мог управлять людьми, добиваться своих целей. Конечно, все это вышло из-под его контроля и привело к последствиям, которых он, вероятно, не желал. Гитлер был не лучшим диктатором, в конце концов, он проиграл. Тем не менее, демократия никому не принесла ничего хорошего», — Берни в интервью «Таймс», рассуждая о наиболее эффективных системах управления.