9 мин.

Такие разные гонки

Не день для сюрпризов

Для начала отправимся на средний Запад, в Канзас. Третий этап серии «Индикар», состоявшийся на полуторамильном скоростном овале, носящем имя штата, вопреки надежам и согласно прогнозам, не принес неожиданностей. Даже больше – гонка получилась такой же серой, как и тучи, повисшие над треком в воскресенье. Кстати говоря, погода едва не вмешалась в ход заезда; мощный дождевой фронт принес осадки в субботу, да и на следующий день прогноз был неутешительным. К счастью, ничего переносить и сдвигать не пришлось, а основные беды выпали на долю серии NASCAR Truck Series, пятый этап которой стал гонкой поддержки «Индикара». В субботу гонка пикапов была остановлена после 52 кругов из-за дождя, затем перенесена на понедельник, но и вчера старт заезда пришлось переносить не один раз. Однако, не об этом речь.

Не так давно, буквально несколько лет назад, гонки на «Канзас Спидвей» дарили зрителям просто умопомрачительные концовки. Вспоминаются дуэль Бадди Райса и Витора Мейры в 2004 году и победа Тони Канаана год спустя, после которой бразилец обронил свою знаменитую цитату: «Побеждает тот, у кого нос больше». Что ж, другие времена, другие технические спецификации и, соответственно, другие гонки. Победа Скотта Диксона в отчетном заезде получилась спокойной и будничной, а итоговый отрыв от Хелио Кастроневеша в 0,714 секунды наглядно демонстрирует преимущество «Чип Гэнасси Рейсинг». Возможно, свою роль сыграл и порывистый ветер, который не позволил гонщикам принимать рискованные решения, так как многие пилоты пожаловались на непростые погодные условия.

Новозеландец с первых кругов обосновался в числе лидеров. Уже на восьмом он сместил с первой позиции обладателя поула Грэма Рейхола и до середины дистанции возглавлял пелотон. Проиграть гонку Скотт мог на пит-стопе под желтым флагом, пришедшемся на 98 круг. Скотт вернулся на трассу третьим и после рестарта достаточно долго пытался достать нового лидера – Райана Бриско. Позиции австралийца были сильны, но он пал жертвой невезения. Едва Райан отправился на плановую дозаправку на 151 круге, как позади него в аварию попал Дарио Франкитти. Дарио перед третьим поворотом свернул на апрон, чтобы также заехать на пит-стоп, но едва не уткнулся в Рэйхола. Шотландец резко нажал на тормоз, вывернул вправо и тут же потерял контроль над своим болидом, который кинуло в отбойник. Желтый флаг отбросил Бриско на четвертое место, а Диксон вернулся в лидеры, опережая Кастроневеша и Канаана.

До финиша ситуация в борьбе за победу не поменялась. Первые четыре машины встретили клетчатый флаг в том же порядке, в каком ушли на рестарт, и лишь во второй половине первой десятки шло интересное выяснение отношений.

Победа Диксона стала третьей подряд для «Чип Гэнасси Рейсинг» в Канзасе, но если первые два успеха связаны с именем Дэна Уэлдона, то сейчас пришла очередь действующего чемпиона. Можно сказать, что судьба вернула долг новозеландцу, который год назад, обладая доминирующей машиной, пал жертвой несвоевременного коушена и лишился шансов на победу после заключительного пит-стопа. На этот раз в аналогичной ситуации оказался главный соперник Скотта, который может утешаться лишь тем, что в общем зачете он занимает пока второе место, отставая от первого на символическое одно очко.

Бросается в глаза, что первые шесть мест в гонке заняли представители трех объективно сильнейших команд чемпионата. Такой расклад был предсказуем, но все равно немного обидно, что никому из середняков не удалось сотворить хотя бы небольшую, но сенсацию, и разбавить представительство «большой тройки». Лучшие шансы на попадание в топ-5 имела «Ньюман/Хаас/Лэниган Рейсинг», пилоты которой стартовали с первого ряда, но Рэйхол явно не мог развивать должный темп и оказался седьмым, а его напарник Роберт Дорнбос пал жертвой наказания за нарушение на пит-стопе и финишировал на 12-м месте.

Если вернуться к фаворитам, то, безусловно, стоит выделить второе место Кастроневеша, который быстро набирает форму после долгого отсутствия за рулем гоночного болида. Началась гонка для бразильца неважно. Стартовав с конца пелотона, Хелио запомнился тем, что отправил в стену Витора Мейру, но повреждения, полученные в результате этого инцидента, не помешали ему быстро прорваться наверх. Кастроневеш постепенно улучшал свою позицию и оказался вторым по итогам дистанции. Естественно, что гонщик был очень доволен.

В общем и целом, интересных событий в гонке было не так много. До старта существовали опасения, что непростые условия приведут к большому количеству аварий, но этого не случилось. Жаль, но то же самое нельзя сказать про заезд младшей серии – Indy Lights, в котором принимал участие россиянин Сергей Мокшанцев. Несмотря на короткую дистанцию, в гонке случилось несколько серьезных инцидентов, в одном из которых поучаствовал и Сергей. Результатом жуткого столкновения с Родриго Барбозой на 13 круге стало сотрясение мозга… Пожелаем Сергею скорейшего восстановления и удачи в следующей гонке.

Лотерейный билет №09

Рестрикторные гонки всегда были, есть и будут изюминкой NASCAR. Плотная борьба колесо в колесо на протяжении всей дистанции, зрелищные аварии и невероятные концовки являются отличительными чертами этапов в Дайтоне и Талладеге. После перехода на машины новой конфигурации ко всему этому добавился фактор полнейшей непредсказуемости. Предгоночные расклады и результаты практик теперь едва ли могут дать пищу для размышлений, так как слишком многое зависит не от гонщика, и даже не от его машины, а от элементарного везения. Или, если хотите, от умения оказаться в нужный момент в нужном месте.

Прошедшая Aaron’s 499 безусловно займет почетное место в истории NASCAR. Итоги этой гонки обсуждают практически на всех автоспортивных форумах, о них спорят, ну а события, развернувшиеся на последнем круге, многие болельщики называют едва ли не самым захватывающим и драматичным моментом за последние несколько лет. Добро пожаловать на «Талладега Суперспидвей»!

Условно прошедшую гонку Aaron’s 499 можно разделить на две далеко не равные части: решающие 20 кругов, и все то, что им предшествовало. А предшествовало многое: завал на 7 круге, в котором пострадали такие именитые гонщики, как Джефф Гордон, Кевин Харвик и Марк Мартин, несчетное количество смен лидера и очень красивые эпизоды борьбы в драфте. Три с лишним часа дух захватывающего зрелища.

И вот, когда все узнали возможности друг друга, когда самые невезучие оказались не у дел, и когда до клетчатого флага оставалось всего ничего, тогда-то и началась самая интересная и напряженная часть гонки. На первый план вышло удержание позиции в числе лидеров, ведь теперь времени, чтобы отыграться, просто не было. Первым свидетельством того, что борьба в гонке перешла в иную плоскость стала авария Кайла Буша на 172 круге. Возглавив левый ряд, Кайл принялся блокировать и остальные два, за что и поплатился, получив толчок от Джеффа Бертона. К счастью, дело обошлось только разворотом на апроне после неудачной попытки удержать машину на трассе. Следующий звоночек прозвенел через пять кругов после рестарта. Денни Хэмлин, только-только протащивший в лидеры Райана Ньюмана, слишком агрессивно повел себя в плотной группе машин, толкнул в задний бампер Хуана-Пабло Монтойю и невольно стал инициатором завала, в который попало более десяти машин, семь из которых не смогли продолжить гонку. Однако все это померкло после того, как за четыре круга до финиша судьи дали рестарт.

К этому моменту Ньюман сохранял первую позицию. Неплохой разгон на отмашке зеленого флага и помощь драфтом от Дейла Эрнхардта-мл. мгновенно разрядили ситуацию в пелотоне. Сразу организовывать второй ряд никто не стал, а дуэт лидеров тем временем потихоньку отрывался от другой пары, наладившей сотрудничество – Курт Буш и Бертон. Опасность для Ньюмана пришла оттуда, откуда ее вряд ли можно было ожидать.

25-летний Брэд Кезеловски, проводивший свою пятую гонку в Sprint Cup, уже успел по ходу дистанции отметиться умением дать отменный бамп-драфт: так на 134 круге он вывел в лидеры Эллиотта Сэдлера, да и вообще «Шевроле» под номером 09 был быстр и стабилен. За три круга до финиша Брэд решил уйти наверх, неплохо разогнавшись в одиночном ряду. Все надежды Кезеловски были связаны с тем, чтобы найти гонщика, который согласится идти с ним в драфте, и такой человек нашелся! Карл Эдвардс образовал великолепный тандем с Брэдом, и две машины, развив потрясающий темп, в считанные мгновения оказались фаворитами в борьбе за победу. На полную ли давил Ньюман, или же он сдерживал Эрнхардта для финального рывка, ответ на этот вопрос знает только сам Райан, но факт остается фактом: на последний круг лидером уходил уже Эдвардс, к заднему бамперу которого словно приклеился Кезеловски. Третий поворот… четвертый… финишная прямая… Ньюман с Джуниором уже отыграны и вот он решающий момент гонки!

Сценарий последних метров дистанции был написан в октябре прошлого года. Тогда точно в такой же ситуации оказались Тони Стюарт и Рэган Смит. Рэган имитировал попытку обгона справа, заставил Тони сместиться немного наверх, а сам юркнул в образовавшееся пространство между желтой линией и «Тойотой» лидера. Стюарт поступил просто: вытеснил своего неопытного соперника за линию и одержал победу, хоть и пересек финишную черту вторым, позади Рэгана, решившего завершить маневр. Обгон Смита, как и ожидалось, был признан нелегальным. В минувшее воскресенье Эдвардс и Кезеловски до определенного момента повторяли эту драму. Но, в отличие от Смита, Брэд четко представлял себе, как поступать в случае блокировки. Перекрывая траекторию, №99 был обречен. Кезеловски не стал тормозить, или уходить в сторону, он просто-напросто развернул своего соперника, открыв себе дорогу к победе. Машину Эдвардса подняло в воздух, а приземлялся «Форд» уже на пути Ньюмана, который ошибочно решил, что после контакта Карл останется на инсайде. Ужасный удар отправил Эдвардса в полет, завершившийся столкновением с заградительной сеткой. Ограждение выдержало, хотя обломки и поранили несколько зрителей, да и гонщик не пострадал, несмотря на полностью разрушенную машину. Карл даже повторил сцену из фильма Talladega Nights, решив, подобно главному герою Рики Бобби, пересечь финишную черту на своих двоих только вот засчитать это как финиш судьи не могли даже если бы очень хотели.

Ну а что Кезеловски? После финиша он сразу извинился перед Эдвардсом, но отметил, что Карл не оставил ему выбора: «Ему было решать, вытеснять меня за линию, или нет. Он выбрал первый вариант, но я не собирался поступать так, как Рэган в прошлом году, я держал свою линию. Извиняюсь за то, что все это окончилось аварией с пострадавшими из числа зрителей, но ситуация была в рамках правил». Карл также признал, что ошибся сам, а также выразил свои опасения касающиеся безопасности гонок. «Мы будем так гоняться, пока кто-нибудь не погибнет, и NASCAR не внесет изменения в правила».

Действительно, авария Эдвардса уже успела поднять вопрос о том, насколько опасны рестрикторные гонки в их нынешнем виде, когда борьба за победу приводит таким последствиям. Зрелищность ценой безопасности, или же наоборот? Вновь дадим слово Кезеловски: «В гонках должен быть элемент опасности. Именно этого ждут болельщики, они ждут контактной борьбы. Если вы мне скажете, что спорт может быть привлекательным и без этого, я вам не поверю». Что ж, решение остается за NASCAR, а фанаты будут смаковать последние круги этой Талладеги еще долгое время.