Реклама 18+

Арендная плаха

В «Формуле-1» наметился новомодный тренд. Едва ли не каждую неделю страны из различных точек земного шара объявляют о строительстве новых трасс для проведения этапа «королевских гонок». Сумасшедший географический разброс вкупе с масштабными тратами впечатляет даже стороннего от большого спорта наблюдателя. Однако уместны ли такие траты в мире современного автоспорта? Вместе с обозревателем Autosport Дитером Ренкеном Sports.ru проводит инспекцию нынешних площадных активов гоночной элиты. И приходит к неутешительным выводам…

За последний год количество проектов, нацеленных на привлечение «Ф-1» под эгиду того или иного государства, возросло с такой стремительной скоростью, что скоро стандартных 52 недель в календаре будет не хватать для удовлетворения организаторских прихотей. Нет, ну правда: разве что Вануату, Зимбабве и Сьерра-Леоне еще не расчистили какое-нибудь плато в недрах своей необъятной родины, чтобы зазвать туда на инспекцию верных опричников Берни Экклстоуна. Тогда как в остальном глобализация уже слилась в экстазе даже с теми сегментами рынка, что прежде казались непригодными для маркетингового «оплодотворения». Америка объявила о возвращении в Большие Призы, взявшись за поднятие техасской целины в Остине. Россия заключила многолетний контракт на прием гостей в хлебосольном Сочи. Индия протрубила во все слоновьи хоботы о приезде великих автоспортивных раджей... И ладно бы на этом все. Так нет, вслед за ними уже выстроилась очередь из страждущих причаститься к великому гоночному чуду. Причем, очередь разношерстная и разномастная: желающие тряхнуть стариной Южная Африка и Аргентина, отказывающаяся сходить со сцены Франция, экзотичные совдеповской стилистикой Болгария да Украина и совсем уж «отвязный» Таиланд. И их нисколько не смущает тот базовый капитал, что необходимо иметь за душой для выхода на мировую арену — только на постройку и оснащение арены обычно уходит порядка 140 млн фунтов стерлингов (в ряде стран и при ряде побочных обстоятельств сумму стоит удваивать)! Общие же затраты, учитывая ежегодную «барщину» промоутерам и вложения в развитие инфраструктуры окрестностей, реально достигают отметки в 2,5 миллиарда долларов.

Вопрос в другом: стоит ли овчинка выделки? Ведь все нынешние «шапито», принимающие с гастролями Большой Цирк, живут в колоссальный долг, или же сводят концы с концами в ноль, но исключительно благодаря поддержке властей и с помощью хитроумных систем заемов. Говоря словами Масяни, существуют по принципу «перезанять, чтобы переотдать…». Факт вроде бы сомнительный и кажущийся невероятным, поскольку в списке стран-участниц фигурируют весьма состоятельные делегаты. Но даже поверхностный финансовый анализ убеждает в том, что респектабельность внешняя не всегда коррелирует с благополучием изнутри. Так, даже один из новомодных этапов — Гран-при Абу-Даби— осенью не сумел отметиться аншлагом на 50-тысячных трибунах, хотя гонка обещала назвать имя победителя в противостоянии сразу четырех пилотов. Более того, пустоты на трибунах оказались столь зияющими, что операторам пришлось в пятницу спешно менять места дислокации, дабы общие планы не поражали унылостью. Впрочем, этот ход не скрыл проблемы арабов: спустя пару недель после гонки в прессу просочилась информация о масштабных сокращениях персонала трека в рамках акции по снижению трат и возвращению мероприятия в «нулевой» цикл. О прибыли речи не шло вообще.

Гран-при Абу-Даби не сумел отметиться аншлагом на 50-тысячных трибунах, хотя гонка обещала назвать имя чемпиона мира

В Австралии внешний долг этапа в марте грозит достичь 25 млн фунтов стерлингов — и администрация «Альберт-Парка» уже не скрывает невероятные размеры пропасти, что разделяют желание принимать «Ф-1» на Зеленом континенте и возможности это делать. Бахрейнские шейхи, напротив, стараются пустить пыль в глаза, утверждая: каждая гонка приносит в бюджет страны 350 млн фунтов. Правда, при этом не уточняют, как среднестатистический посетитель успевает во время варки в тамошнем котле Гран-при оставить в разного рода кассах около 9 тысяч фунтов. В свете же того, что еще ни разу на трибунах «Сахир Интернэшнл» более 40 000 человек не собиралось (несмотря на относительную дешевизну билетов), дыры в бюджете кажутся заштопанными белыми нитками.

«Не лучший способ сохранить лицо», — так и напрашивается мораль к фарсу, развивающемуся по бельгийской схеме. В Спа также длительное время корчили хорошие мины при плохой игре. А сегодня объявляют о свертывании проекта по истечении срока контракта (2012 год), так как размер расходов превышает все мыслимые и немыслимые пороги — предельная финансовая точка невозвращения превышена на 6 млн.

Бразилия и Канада также грозили кануть в лету, но их выручили финансовые влияния отцов городов, принимающих этапы. Так, мэрия Сан-Паулу авторитарным решением установила цену на билеты, сделав их едва ли не самыми дорогими во всей линейке чемпионата мира. Однако именно эти меры вкупе с мизером, что идет на обслуживание инфраструктуры (никогда не ловили себя на мысли, что паддоки на «Интерлагосе» мало чем отличаются от фавелл?), позволили организаторам хоть как-то сводить дебет с кредитом. Пусть помещения для работы команд напоминают эру зарождения автогонок, зато заемы здесь хотя бы выплачиваются в срок. Равно как и в Монреале, исключение из календаря которого в 2009-м по причине финансовой недееспособности заставило магистрат пересмотреть кредитную политику. Грамотная экономическая реорганизация, рекламные ходы и монополия на этап «Ф-1» во всей Северной Америке позволили хотя бы относительно и временно, но восстановить баланс сил. Как будет дальше — большой вопрос.

В Китае спасение утопающих выглядит делом рук самих утопающих. А также 50 млн фунтов, отягчающих их карманы. Ведь для обновления чемпионатной лицензии в Шанхае следует провести масштабную реконструкцию трека (привет мелиорации и вписыванию иероглифа «Шань» в топи бывших болот). Разумеется, если партия скажет «надо», жители Поднебесной возьмут себя в руки и даже пластмассовыми лопатами переделают полотно от и до. Вот только приказов сверху пока не поступало. Ведь ничтожная платежеспособность основной массы населения (опять же, исходя из цен на билеты) и трехмесячный срок, в который надо завершить работы, ничего, кроме боли в причинном месте, кормчим не сулит. Так зачем им еще дополнительные убытки?

Германия и Великобритания — великолепный пример нецелевого расходования средств

Германия и Великобритания — великолепный пример нецелевого расходования средств. Обе страны гонялись за двумя зайцами, вбухивая деньги в косметическую реставрацию автодромов, нуждавшихся в кардинальной перестройке. Найти точки соприкосновения и избрать объединяющую бюджеты базу для реконструкции в странах-передовиках так и не додумались. А потому колыбель автоспорта грозит остаться без наследия, сколько бы ей не благоволил Берни — что Сильверстоун, что «Донингтон-парк» застряли в полупозиции и без солидных инвестиций оттуда не сдвинутся. «Хоккенхаймрингу» же с «Нюрбургрингом» не помогло даже обилие немцев в пелотоне. Пока боссы делили право проведения этапа по четным и нечетным годам, стараясь выявить времена лучшего притока выручки, аудитория на трассах неукоснительно падала — с 200 тысяч в среднем до 60. Состояния, пущенные по ветру, теперь напоминают о себе лишь воем этого самого ветра в трубах. Куда в скором времени может вылететь и непосредственно немецкий Гран-при. О том же, что концентрация сил на одном треке лучше распыления усилий, европейским неудачникам можно было осведомиться у итальянцев. Те, после добровольно-принудительного «самоотвода» Имолы стабилизировали состояние гонки в Монце. Хотя ни для кого не секрет, что уход в прошлое доминирования «Феррари» больно ударил по посещаемости и обороту средств в ходе апеннинского Гран-при. Благо хоть идею с Гран-при Рима пока отложили в долгий ящик…

К слову, «смерть» соседней трассы (имеется в виду «А1» в Австрии) благотворно повлияла и на судьбу «Хунгароринга». Самая скучная гонка в чемпионате зачастую выезжала лишь за счет повышенной доступности для посещения выходцами из Восточной Европы. Сейчас боссы венгерского трека молятся на Роберта Кубицу, поскольку его харизма компенсирует потерю в фанатах, прежде приезжавших из всех стран Варшавского договора «потопить» за Шумахера. Увы, в последнее время не балуют автодром также и финны, близкие венграм по духу и языку: ранее горой стоявшие за Хаккинена и Райкконена, они теперь как-то слишком уж холодно относятся к выступлениям Хейки Ковалайнена.

Япония, разделив треки между конкурировавшими «Хондой» и «Тойотой», вроде бы нашла оптимальный баланс для поддержки в боевом состоянии обеих трасс. Все-таки именной престиж не должен был давать ни одной из корпораций спустя рукава относиться к детищу, которое в то же время представляло собой мощнейшую маркетинговую платформу. Однако последовательный уход из автоспорта обоих гигантов обрушил стройность местной автоспортивной системы. А потому многие болельщики, некогда стоявшие в очередях за билетами и через интернет бронировавшие места на Гран-при на годы вперед, нынче потеряли интерес к происходящему. Отсюда падение реальной прибыли организаторов, ряды пустых мест на трибунах и ужасающий дефицит бюджета, покрывать который пока никто не горит… Впрочем, поддержка автопроизводителя также не гарантирует успех, о чем не понаслышке знают боссы трассы в Корее. Проведшая, вопреки регламенту, дебютный этап в 2010-м развалюха в Йонаме нынче требует доведения до ума по всем статьям. В том числе и плат по заявочному взносу на следующий сезон. Кто возьмется подписывать чеки — тайна, окутанная мраком. Поскольку невыгодное месторасположение, раздутая до небес платежка и непаханое поле работ в сумме образовывают непрезентабельный проект, «отбить» деньги на котором, мягко говоря, сомнительно. Это прекрасно понимают и местные автомобильные гиганты (КИА, «Хендэ»), в долю вступать не спешащие. А без них-то в Корее каши не сваришь.

Проведшая дебютный этап в 2010-м развалюха в Йонаме нынче требует доведения до ума по всем статьям

В Малайзии компенсировать дефицит бюджета пробовали с помощью гибкой системы скидок ни билеты. Даже в автоспортивных журналах проводили специальные акции, по итогам которых счастливым обладателям квитков всего-то следовало раскошелиться на семь фунтов. Да вот беда: кресла на трибунах, не попадавшие в категорию дискаунтов, одним своим видом отпугивали клиентов. Перспектива отдать 41 фунт за посещение воскресного мероприятия (и это отнюдь не самые презентабельные места) уже навевала тоску на потенциальных гостей Гран-при, а 123 фунта в качестве ценника за квиток вовсе отбивали всякое желание соваться на автодром. Помните, как комментаторы Би-би-си задались вопросом: «где привычно горячий прием трибун на специфической азиатской трассе?» После обнародования цен ответ становится очевиден сам собой. Кстати, только чтобы покрыть «арендную» плату Берни Экклстоуну за право проводить этап «Ф-1» в Куала-Лумпур, организаторам необходимо в воскресенье привлечь на самые дорогие места… 240 тысяч зрителей!

Манящей антуражем гонке в Сингапуре проблем с наполняемостью трибун не понять. Скажем, на 53 процента посещаемости в Монако промоутеры ночного этапа глядят сверху вниз с издевательской самоуверенностью. Правда, когда они приходят в кабинет и получают жировки за свет, их лица моментально становятся грустными, а от налета лоска не остается и следа. Амортизация установок вылетает боссам в такую копеечку, что мысли о вызове Монте-Карло как самому гламурному этапу моментально сходят на нет.

Схожий облом год за годом переживает и Валенсия, задумывавшаяся как пафосный Гран-при, а на деле не получающая отдачи ни от зрителей, ни от рекламодателей. Не спасает даже алонсомания: по сравнению с серединой 2000-х пламенная любовь испанцев к Нандо и его успехам спала. Теперь даже на «Каталунью-Монтмело» приходит чуть больше 90 тысяч человек, хотя еще пару сезонов назад цифра приближалась к 140 тысячам. Также против жителей Пиренейского полуострова играет относительная близость треков: автодромы разделяет всего 300 км, а позволить себе роскошь посетить обе испанские гонки в году из-за дороговизны билетов местные жители не могут. Да и кризис в местной экономике месяц за месяцем берет свое. В общем, трудности положения не скрыть, даже если прибегнуть к методам организаторов Гран-при Турции. Несколько последних лет те грамотно скрывали черным драпом 30 тысяч пустующих кресел на автодроме, дабы при съемке с вертолетов провал промоушна не бил по глазам….

Организаторы Гран-при не смотрят ни на условия сделки, ни на размеры ежегодных выплат Берни Экклстоуну

Легко видеть, что стремящимся во что бы то ни стало присоединиться к «королевской» семье, очень быстро доведется столкнуться с финансовыми проблемами. Тем удивительнее, что они включаются в гонку, не просчитывая дальнейшие перспективы существования детища. Ведь только в стране «А», строящей базис для автоспортивного праздника, слышат, как соседи из страны «В» объявляют о запуске аналогичного проекта (подготовке места, создании инициативной группы, проектировании трассы на бумаге), как моментально начинается движение по как можно быстрейшему подписанию контракта с Берни. Спешащие не смотрят ни на условия сделки, ни на размеры ежегодных выплат, ни на перспективы содержания трека. Главное — опередить конкурентов и выиграть спор бренда или престижа страны. Да вот только настоящие проблемы начинаются у них именно тогда, когда подпись под документом уже поставлена. Экклстоуну-то все равно: в его списке потенциальных участников чемпионата мира бесконечное множество и банкротство очередного проекта он без укоров совести переживет. А вот то, что это окажется по силам недальновидным организаторам — далеко не факт…

0
Популярные комментарии
SergDrag
0
Я думаю, авторам нашего раздела спортс.ру пора сесть за статью на тему: «куда идут денежки, полученные за проведение ГП», потому что, похоже, большинство комментаторов твердо уверено, что все денежки прикарманивает «алчный старикашка» :)
starkom
0
Гыгы, смешно.
Например в США, Франции и Испании велоспорт намного популярнее, чем Формула-1.
Ответ на комментарий H8Red
//Страну можно разрекламировать, как Казахстан со своей велокомандой Астана//

смеетесь? казахстан если кто и разрекламировал, так это борат :D про астану в мире никто и не слышал, за исключением малочисленных фанатов велогонок, да и те воспринимают это не более как название команды, без всяких ассоциаций с казахстаном
H8Red
0
так спросите кого-нибудь во франции и испании, знают ли там, что такое астана :))) ответ вас должно быть удивит. про сша вообще молчу, там безусловно вспомнят, кто такой армстронг, но бьюсь об заклад, за какую команду он выступал назовут единицы.
Ответ на комментарий starkom
Гыгы, смешно.
Например в США, Франции и Испании велоспорт намного популярнее, чем Формула-1.
Написать комментарий 40 комментариев

Новости