12 мин.

Себастьян Феттель: «Все еще тяжело поверить в происходящее»

– «Сегодня был особенный день. С утра я встал и пытался не думать о предстоящей гонке, избегать лишних контактов с людьми, сконцентрироваться на работе. Я знал, что мне остается одно – постараться выиграть гонку, выложиться на 100 процентов. Машина была просто великолепна.

Должен поблагодарить многих за свой успех, уверен, кого-то обязательно забуду. Прежде всего, спасибо команде, всем механикам, инженерам. У нас отличный, очень профессиональный коллектив, работающий в полной гармонии. Ребята на базе в Милтон-Кейнсе все время напряженно трудятся над доработкой машины. Уверен, они рады победе в личном зачете так же, как и завоеванию Кубка конструкторов.

В этом году вместе с «Ред Булл» мы проделали невероятный путь, у нас были взлеты и падения. То, что я завершил сезон на первом месте – просто невероятно. Могу только поблагодарить всех, кто сделал эту победу возможной. Кроме того, хочу сказать спасибо всем, кто работал со мной в картинге. Кто-то из этих людей сейчас здесь, кто-то болел за меня в Керпене, кто-то – в моем родном Хеппенхайме, так что я просто хочу всех поблагодарить.

На данный момент я почти полностью опустошен. Не знаю, что сказать. Разумеется, я мог бы бесконечно говорить, ведь случившееся – просто невероятно. Гонка сложилась совершенно неожиданным образом. Машина вела себя превосходно на каждом круге, так что я могу лишь поблагодарить команду. Команда «Рено» также сыграла серьезную роль в этом Гран-при, задержав моих соперников в борьбе за титул.

Почему-то мне все еще тяжело поверить в происходящее. Я спрашивал Льюиса и Дженсона, как они себя чувствовали, выиграв чемпионат, испытывали ли они столь же странные ощущения. Думаю, постепенно эмоции спадут, но, вероятно, я смогу спокойно уснуть лишь завтра днем.

- Себастьян, как вы себя чувствуете?

– Хорошо.

- Только хорошо?

– Просто превосходно. Не знаю, что сказать. Я все еще опустошен. Не могу поверить в произошедшее. Когда пересек финишную черту, не был уверен в том, достаточно ли победы для завоевания титула. Весь уик-энд я старался не думать о ситуации в личном зачете. Мы просто хотели выиграть гонку, полностью выложиться, все остальное зависело от конкурентов.

Я следил за «Формулой-1», будучи еще ребенком. Перед стартом думал о том, как много болельщиков приехало в Абу-Даби, чтобы посмотреть гонку, как много зрителей с интересом ждало развязки чемпионата. Уже быть частью этого Гран-при, этой борьбы за титул – большая честь для меня.

Не хочу философствовать, но весь год мы путешествуем по всему миру, бываем в стольких странах, встречаем разных людей. Я счастлив, что могу заниматься работой, приносящей мне столько удовольствия. Говорил себе, что, независимо от хода событий в гонке, я провел хороший сезон, особенно если учесть все возникшие проблемы и препятствия.

Но в какой-то момент я все равно начал думать о положении в чемпионате. Очень хотелось изучать информацию на дисплее, но я не делал этого, так как мой гоночный инженер на протяжении последних 10 кругов держал меня в курсе событий, сообщал об отрывах и о темпе. Думаю, ни в одной из прошедших 19 гонок он не был столь активен, как в течение этих 10 кругов. Я уже начал задумываться о том, что же на самом деле происходит, иногда смотрел на дисплей и видел, что Льюис идет следом за «Рено», что Алонсо тоже преследует одного из гонщиков французской конюшни. Но я попытался забыть об этом и сконцентрироваться на своем выступлении.

Как я уже говорил, эмоции, которые я испытывал на круге почета, во время церемонии награждения и пресс-конференции… Они должны постепенно уложиться, но пока этого не произошло. Не знаю, что сейчас сказать. Я очень горд.

У нас в команде есть сотрудник, который знает всех чемпионов «Формулы-1», начиная с 1950 года. Если сказать ему любой год, он скажет вам имя гонщика. То, что теперь и я буду в этом списке, среди таких пилотов, как Айртон Сенна, Михаэль Шумахер, – даже не знаю, как описать это чувство.

- Себастьян, в какой-то момент гонки вы сказали команде, с вашим радио возникли проблемы. Что это были за проблемы?

– Кажется, у меня отключился левый наушник – не выпал из уха, просто перестал работать. Я просто проинформировал команду и попросил: если они захотят сообщить мне что-то важное, то лучше продублировать это и на информационном табло.

Радио работало, иначе я не смог бы говорить со своим гоночным инженером на протяжении последних десяти кругов. Он не сообщил бы мне, что мы выиграли титул. Звук в левом наушнике просто барахлил. Я пытался как-то это исправить, и на последних пяти кругах он заработал.

- Себастьян, если вы спросите Дженсона, одним из его ярчайших воспоминаний о завоевании титула 2009 года стало то, что он очень рано лег спать, так как был полностью вымотан. Знаю, что спать еще рано, как вы планируете праздновать? Вряд ли вы последуете примеру Баттона?

– Пока не знаю. Прежде всего, хочу отпраздновать с командой. Все верили в меня… думаю, атмосфера в коллективе была просто замечательной. Даже несмотря на то, что в определенный момент кто-то пытался внести раздор в коллектив, мы смогли сосредоточиться на работе и не отвлекаться на сторонние разговоры. Но, возвращаясь к вопросу о праздновании, я пока не знаю.

Вряд ли лягу спать рано, это будет просто невозможно, ведь сейчас уже поздно. Когда Дженсон в прошлом году стал чемпионом в Бразилии, ему было проще, времени на веселье было больше, поскольку впереди был вечер.

- Может быть, вы знаете, Себастьян, что Виталий Петров на протяжении всей гонки сдерживал Фернандо Алонсо. Можете ли вы подтвердить, что в следующем сезоне станете его официальным спонсором?

– Мне нужно будет подробнее изучить ход гонки. Вы знаете, как она прошла, но для меня, по большей части, все было просто – я был сосредоточен на своей задаче, своем выступлении. Видел информацию на дисплее, знал, что Роберт долго шел на втором месте. Видел, что Льюис преследует машину «Рено», и подумал: «Надо же, Льюис ведь прекрасно умеет обгонять». Кроме того, у «Макларена» отличная скорость. Но, с другой стороны, воздуховод «Рено» очень эффективен.

Думаю, Льюису есть, что рассказать об этой борьбе. Также я видел красную машину, преследующую другую «Рено», и понял, что это Виталий. Так что я очень благодарен ему. Надеюсь, в следующем году он останется в «Формуле-1».

- Себастьян, вы практически повторили ситуацию в сезоне-2007 с Кими Райкконеном, который завоевал титул в последней гонке. На ваш взгляд, что сыграло большую роль в этом успехе – гоночное мастерство или удача? Знаете ли вы, как «чемпион мира» звучит по-фински?

– Не знаю. Кажется, когда-то я знал, но сейчас не могу вспомнить. Кажется, это универсальное международное слово. Если в Германии вы скажете «чемпион мира» по-английски, люди вас поймут. Думаю, в Финляндии и во всем мире ситуация та же.

На самом деле, сегодня я вспоминал о том сезоне и о Кими. Думаю, в наших ситуациях есть нечто похожее. Разумеется, перед началом уик-энда находился в более выгодном положении. Но, в итоге, те, кто знает Райкконена, знакомы с его основным преимуществом – ему на все наплевать, он просто делает свою работу. Именно так я и подходил к этому уик-энду. Разумеется, его достижение трехлетней давности было особенным. Думаю, никто из нас не верил в то, что его успех возможен. Кими доказал, что мы ошибались, но это случилось благодаря удачному стечению обстоятельств. То же самое случилось и сегодня. Кто бы мог подумать, что «Феррари», стартуя с третьего места, обладая хорошим темпом, финиширует седьмой? Но такое иногда случается. Как я уже говорил, я просто рад, что вписал свое имя в списки чемпионов.

- Себастьян, если оценить этот сезон, кажется, что после гонки в Спа вы немного изменили свой подход, стали более раскрепощенным, хотя до этого были напряжены. Что стало причиной такого изменения?

– После Спа я сразу же извинился перед Дженсоном. Позвонил ему вечером после гонки. Думаю, Именно так и должно быть. Мы все уважаем друг друга, и, на самом деле, я очень рад, что оказался на подиуме с Льюисом и Дженсоном, они сделали этот момент еще более ценным. Даже когда они проехали мимо меня на круге почета, то, как Льюис поприветствовал меня, показывало, что он искренне рад. Мы знакомы уже очень давно, вместе гонялись в «Формуле-3». Тогда я постоянно серьезно ему проигрывал. Теперь мы вместе выступаем в «Формуле-1» – это просто фантастика. Он поздравил меня, и всегда приятно, когда видишь, что поздравления идут от чистого сердца.

Но, возвращаясь к вопросу, скажу, что сезон я начинал с четкой целью – выиграть чемпионат. Я был очень сконцентрирован, напряженно работал. Не думаю, что потерял концентрацию, вероятно, напряжение действительно было излишне велико. Учитывая ход чемпионата и гонок, было тяжело восстанавливаться после таких моментов, как в Спа. Думаю, то был гоночный инцидент, меня догоняли другие гонщики, а гонку нужно было выигрывать. Льюис начинал отрываться, а мой темп в тот момент был выше, чем у Дженсона, но возникли проблемы с передним антикрылом. Кроме того, начинало немного моросить. Дженсон защищал позицию. Я хотел…

Дженсон Баттон: «Не нужно снова все объяснять, все в порядке».

– Я попытался его обойти. Потерял управление и выбил Дженсона из гонки. Вот я все и объяснил. После этого инцидента в прессе было много негативных отзывов. Этот период был тяжелым, многие осуждали нас и пытались выбить команду из колеи. Именно в такие моменты понимаешь, кто на самом деле является другом, кто по-настоящему поддерживает тебя.

В итоге в какой-то момент я принял тот факт, что иногда все идет не так, как хочется. Но, думаю, есть некая высшая справедливость, и сегодня, на мой взгляд, эта теория подтвердилась.

- Себастьян, вы написали на балаклаве слово «Монца». Была ли она той самой, двухлетней давности, верите ли вы в эффективность подобных талисманов?

– Прежде всего, это другая балаклава – та лежит у меня дома. На самом деле, слово «Монца» на ней написал мой гоночный инженер.

В какой-то момент сезона он спросил меня, какое слово делает меня счастливым. Пару дней спустя я сказал ему, что это слово «Монца». Он спросил почему, и я объяснил, что это именно там я одержал первую победу. Такие моменты не забываются.

Я удивился, когда увидел это слово на балаклаве.

- Себастьян, вы уже сказали, что год был непростым. Чему вы научились в этом сезоне? Какой урок стал самым полезным?

– Думаю, в каком-то смысле это те эмоции, через которые мне пришлось пройти после гонок в Венгрии и Спа. Думаю, очень важно быть самим собой и не пытаться копировать кого-то еще. Часто, когда спортсменов спрашивают, что самое важное для победы, они отвечают, что душевное равновесие. Но на деле, совсем не просто сохранять спокойствие, когда все вокруг паникуют.

Как я уже говорил, есть группа людей, которым стоит доверять, в которых стоит вкладывать энергию, потому что потом она к тебе вернется. С другими могут случиться неприятные истории, которые могут выбить из равновесия, но, думаю, это актуально не только для спорта, а для всей жизни. Я просто рад тому, что выступаю с лучшими пилотами в мире – Дженсоном, Льюисом, Фернандо, Марком… Наверное, я многих еще забыл, все они имеют возможность делать то, что любят, и быть среди них – просто фантастика.

- Себастьян, вы стали самым молодым чемпионом в истории. Удивлены ли вы? И Льюис, вы уступили этот рекорд, стало ли это неожиданным для вас?

– После победы Льюиса в 2008 году я сомневался, что кто-то, кто моложе его, сумеет выиграть титул. Но если уж вспоминать, то в прошлом году я лишь одно очко недобрал до того рекорда. Об этом можно спорить, но все рекорды существуют для того, чтобы их бить.

Многие гонщики задают очень высокую планку, но я уже отметил, что размышлял о Льюисе, о таких спортсменах, как Михаэль Шумахер, которые, кажется, побили все рекорды. Но сейчас это не самое важное. И не уверен, что через полгода этот факт будет иметь какое-то значение.

Льюис Хэмилтон: Это именно так: завоевать титул и поставить рекорд просто здорово, наслаждайся моментом. Сколько ты пытался стать чемпионом, два года? Через два года кто-то другой может стать самым молодым чемпионом.

- Себастьян, вы упомянули, что в сезоне были как положительные, так и отрицательные моменты. Сомневались ли вы в том, что сможете выиграть чемпионат?

– Сложный вопрос. Я верил в себя и в команду, окружающие заряжали меня позитивной энергией, я знал, что они тоже верят в меня. Это помогало. Разумеется, в такие моменты, как в Корее, понимаешь, что осталось еще две гонки, и ты не можешь изменить произошедшее, но можешь повлиять на будущее.

Я был в отличной позиции, когда сломался мотор, так что, конечно, был разочарован, но в тот момент говорил себе, что самое важное – видеть в ситуации положительные стороны. Отправляться в Бразилию было сложно, но, думаю, провал в Корее снял с нас определенное напряжение, и команда смогла просто сконцентрироваться на своей работе.

- Себастьян, вы изменили имидж «Формулы-1», сейчас много молодых людей следят за чемпионатом. Могу с уверенностью говорить о том, что именно такая ситуация сложилась в Индии, многие молодые люди всерьез думают о карьере в автоспорте. Хотите ли вы что-то сказать этим людям? И второй вопрос, смог ли «Ред Булл» оправдать свой слоган и дать вам крылья в этом году?

– Отвечу сначала на второй вопрос. Машина в этом сезоне была феноменальной, в каком-то смысле она стала настоящим произведением искусства. Конечно, в некоторых областях нам необходимо еще поработать над ней, были гонки, в которых мы могли бы добиться лучшего результата. С другой стороны, мы часто ходили по грани между успехом и провалом. К примеру, на старте Гран-при Великобритании Льюис очень плотно атаковал меня и задел мою заднюю покрышку, из-за чего случился прокол. Он сделал это не специально, но такое иногда происходит. Вместо того чтобы добиться дубля, мы финишировали достаточно далеко от подиума.

Думаю, всегда здорово, когда твоя машина дает возможность бороться с лучшими командами и гонщиками, завоевывать поулы и победы. Так что, да, «Ред Булл» действительно окрыляет!

Что касается первого вопроса, думаю, здесь можно дать пространный ответ, но я и так уже давно говорю, поэтому постараюсь быть кратким. Думаю, очень важно найти дело, которое приносило бы тебе радость, будь то автоспорт или футбол. Если находишь занятие, которое позволяет отвлечься от всего остального и наслаждаться, это – главное.

- Хотелось бы, чтобы вы прокомментировали ситуацию в Бразилии. Многие не поняли, почему на «Интерлагосе» команда не попросила вас пропустить Уэббера. Он отставал бы лишь на очко от Алонсо. Если бы вы это сделали, то ни вы, ни он не стали бы чемпионом после этой гонки.

– Думаю, мы поступили правильно. Знаете, пост-фактум всегда просто рассуждать и оценивать события. «Феррари» много критиковали после случившегося в Германии. Иногда в таких случаях очень тяжело решить, что делать, но, в итоге, вам нужно каждое очко. Перед Бразилией моя ситуация была хуже, чем перед Абу-Даби, а завершилось все просто фантастически.

Думаю, это типичный пример того, что никогда не знаешь, что будет дальше. В каком-то смысле это хорошо, некоторые обстоятельства мы просто не в силах контролировать. Кто-то может назвать это судьбой, другие же всему ищут объяснения.