9 мин.

Театр одного актера

 Бристоль всегда был особенным местом для автогонок. На протяжении многих лет этот скоростной шорт-трек становился ареной ожесточенных баталий между самыми жесткими, принципиальными и неустрашимыми пилотами NASCAR. Длина в полмили, высокий бэнкинг, непередаваемая атмосфера – за счет этого ковалась слава одного из самых знаменитых овалов Америки. «Гонки, какими они должны быть», – гласит девиз Bristol Motor Speedway, и очень хочется согласиться с этим утверждением. Несколько лет назад телекомпания FOX в своей рекламной заставке сравнила этот трек с Колизеем, а гонщиков с гладиаторами, воплотив в жизнь сравнение, которое долгое время буквально витало в воздухе.

До августа 2007 года этапы в Бристоле действительно напоминали борьбу за выживание. Наличие только одной гоночной траектории провоцировало жесткую и контактную борьбу, что, в свою очередь, приводило к противоречивым концовкам, полным неподдельного драматизма. Жаль, но пару лет назад всему этому пришел конец. Владельцы трека затеяли смену покрытия, уложив прогрессивный бэнкинг, и Бристоль в одночасье поменял свой облик. Внешне все осталось по-прежнему, кроме одной детали – появления альтернативной траектории. И вместо уникального шорт-трека получилась уменьшенная копия овала в Довере, соответственно изменились и гонки на нем, причем тут не последнюю роль сыграло использование машин новой конфигурации со специфической аэродинамикой. Кто-то с восторгом принял нововведения, а кто-то (в основном ортодоксальные поклонники NASCAR), наоборот, – всячески критиковал инициативы ассоциации. Да, гонки стали чище, спокойнее, безопаснее, но нет теперь в Бристоле той изюминки, благодаря которой миллионная армия любителей автоспорта считала дни и часы до следующего этапа в «Долине грома». А назад пути уже нет, поэтому стоит принять все, как есть, тем более, что объективно гонки получаются очень даже неплохими. Scotts Turf Builder 300 и Food City 500, состоявшиеся в минувшие выходные – не исключение.

Своя победа

По традиции начнем обзор уик-энда с этапа младшей серии NASCAR – Nationwide Series. Двухнедельный перерыв после предыдущей гонки в Лас-Вегасе, запомнившейся большим количеством аварий, оказался для многих команд весьма кстати, так как необходимо было время, чтобы либо починить разбитые машины, либо подготовить новые. Судя по всему, старания малобюджетных организаций не пропали даром: в Бристоль приехали «знакомые все лица», а общее количество участников составило немыслимое по нынешним временам число – 51 машину! Жаль только, что на расклад сил это никак не повлияло: в субботней гонке правили бал звезды Sprint Cup.

Большую часть заезда на первой позиции провел Кайл Буш, решивший в этом сезоне побороться сразу за два титула. 157 кругов лидерства записал на свой счет талантливый гонщик, но победить ему все же не удалось. Всему виной стала ошибка механика на решающем пит-стопе за 46 кругов до финиша. Человек, ответственный за подачу колеса, выпустил его из рук, и оно ускакало прямо на середину пит-лейна. Принципиальный маршал не стал помогать команде Буша (судья вправе остановить колесо и предотвратить возникновение опасной ситуации), и вынес гонщику штраф, отправив в конец лидирующего круга. Что было делать Кайлу? Естественно, прорываться вперед. За победу в условиях цейтнота бороться уже не имело смысла, но на первую пятерку шансы еще оставались. Эпическая битва Буша с конкурентами отодвинула на второй план даже уверенное шествие к победе Кевина Харвика. Гонщик под номером «18» сделал все, что было в его силах – пробился на итоговое шестое место, едва-едва не сломив сопротивление Джастина Оллгайера и Мэтта Кенсета в борьбе за четвертое-пятое места, а после финиша...

А вот после финиша и началось самое интересное. Бросив по радио своей команде оскорбительное: “You all suck” (дескать, вы не механики, а отстой полный), Буш остановил машину возле третьего поворота и с достоинством удалился, в то время как бригада пита безуспешно дожидалась возвращения своей «Тойоты»… Этот эпизод стал достойным окончанием гонки, и немудрено, что на следующий день многие автоспортивные сайты с удовольствием обсуждали поведение Кайла. Чтобы понять, в чем причина такого резкого поступка Буша, необходимо понять его психологию. Для Кайла ничто в гонках не имеет значения, кроме победы. Неважно, в какой серии он выступает, кто его соперники и каково положение в общем зачете: этот человек не умеет и не желает ездить консервативно, на удержание, он нацелен только на успех. Особенно в младшей серии, где психологическое давление на него не так высоко. И вот по не зависящим от него обстоятельствам Буш лишился ожидаемой победы. Спокойно воспринять это ему было крайне тяжело. Можно по-разному относится к выходке Кайла, но согласитесь: без таких людей автоспорт был бы скучен!

За разговорами о Буше мы совсем забыли о победителе, а ведь триумфатор на этот раз был особенный. Впервые с 2007 года на Аллею победы вернулся Кевин Харвик, но что примечательно, это был его первый успех в составе собственной команды. Удивительно, но 33-летний гонщик одержал свою 33-ю победу в серии за рулем «Шевроле» под номером «33». Вот вам и магия чисел! Предыдущие 32 выигранные гонки пришлись на выступления Харвика за «Ричард Чилдресс Рейсинг», однако по окончании чемпионского сезона-2007 Кевин понял, что ему становится все тяжелее находить мотивацию для выступлений в Nationwide Series. Выход из сложившейся ситуации оказался прост: Харвик поставил своей целью привести к победе собственную машину. Прошлогодняя кампания окончилась для гонщика безрезультатно, зато в этом сезоне ему потребовалось всего четыре гонки, чтобы воплотить в жизнь заветную мечту. Неудивительно, что после завершения этапа в Бристоле Кевин был очень эмоционален: «Я по-настоящему счастлив. Мы с Деланой (супругой Харвика) создали эту команду буквально из ничего. Начиналось все как хобби, но постепенно переросло в нечто большее. Выиграть гонку за рулем этой машины стало для меня едва ли не первостепенной задачей».

Победа Харвика вывела его на второе место в общем зачете. На данный момент он уступает 114 очков Карлу Эдвардсу, финишировавшему в Бристоле вторым, но на следующем этапе в Техасе Кевин выступать не будет. Вместо него под номером «33» заявлен Тони Стюарт. Таким образом, у Эдвардса есть хорошие шансы через две недели упрочить свое лидерство в чемпионате.

Кайл непобедимый

Давать однозначную оценку увиденному во время главного события уик-энда – гонки Food City 500 – весьма тяжело, но для нынешнего Бристоля зрелище было весьма качественное. Небольшой ложкой дегтя можно назвать наличие доминирующей машины у Кайла Буша, но он-то в этом нисколько не виноват.

Вообще, Кайл держался в тени на протяжении всех сессий практики, позволив сражаться за высокие результаты своим соперникам. Квалифицировался он также невысоко – всего лишь 19-м, и потому его тотальное превосходство по ходу дистанции в воскресенье стало небольшим сюрпризом. Стоило ему вырваться на первое место, как тут же выяснилось, что реальных соперников в этот день у Буша нет. «Рауди» с легкостью отрывался на рестартах, с легкостью маневрировал в трафике круговых и с легкостью же отбивал робкие атаки конкурентов, случись им оказаться поблизости. Он настолько уверенно контролировал ход гонки, что сомнения в ее итоге начали отпадать задолго до финиша.

Последний проблеск интриги случился на 494 круге, когда из-за сгоревшего мотора на машине Джои Логано был вывешен желтый флаг. У судей в этой ситуации было два пути: остановить заезд и спокойно очистить трек от масла, дав возможность гонщикам решить спор за победу в спринте из 4-5 кругов, либо спокойно перейти к зелено-бело-клетчатому овертайму. Предпочтение было отдано второму варианту, хотя и принято считать, что овердрайв на таких овалах как Бристоль – просто фикция. Действительно, два заключительных круга пролетают за 30 с небольшим секунд, и лидер находится в заведомо выигрышной ситуации, так как у преследователей просто нет времени на организацию атаки. Если бы на рестарте вторую позицию занимал Джимми Джонсон, единственный пилот, который в тот день мог побороться с Бушем, то зрителей ждала бы напряженная развязка, но Джимми располагался на третьей позиции, а находящийся перед ним Денни Хэмлин неудачно встретил отмашку зеленого флага и без борьбы позволил Бушу забрать победу. Хэмлина можно было бы заподозрить в помощи своему товарищу по команде, но в послегоночном интервью он это опроверг, заявив, что просто не сумел хорошо разогнаться на рестарте. «Кайл и так выиграл слишком много», – заключил Денни. Очевидно, что если кто-то и согласится с гонщиком «Джо Гиббс Рейсинг», то явно не сам Буш.

В условиях доминирования «Тойоты» под номером «18», главный интерес представляли события, разворачивавшиеся за спиной Буша. В первую очередь стоит упомянуть о третьем месте действующего чемпиона NASCAR – Джонсона. В Бристоле Джимми почти постоянно пилотирует конкурентоспособное шасси, только вот отражения в итоговых протоколах это долгое время не находило. После предыдущего этапа в Атланте Джонсон и его команда решили, что нужно менять нехорошую тенденцию. Засев за работу на базе «Хендрик Моторспортс», гонщик и его крю-чиф Чад Кнаус обработали огромное количество информации и подобрали ориентир для оптимальных настроек еще до приезда на трек. Результатом плодотворной работы стала великолепная гонка. Джонсон на протяжении всех 500 кругов держался в первой пятерке, сохраняя некоторые шансы на победу до самого финиша.

Итоговое третье место Джимми назвать сюрпризом язык не поворачивается, зато попадание в топ-10 Хуана-Пабло Монтойи и Маркоса Эмброуза точно является неожиданностью. Оба пилота подтвердили свое право финишировать на высоких позициях уверенным и грамотным пилотажем на протяжении всей дистанции. Монтойя, правда, успел отметиться и со знаком минус, на 124-ом круге заправив в отбойник Джейми Макмюррея, но в целом его выступление оставило весьма приятное впечатление. Также необходимо заметить, что Эмброуз был вправе претендовать и на более высокое место, но до финиша австралиец добирался с одним неработающим цилиндром. Из числа остальных результатов стоит также выделить шестую позицию Марка Мартина, вновь стартовавшего с поула, и седьмую Райана Ньюмана, наконец-то прервавшего череду неудачных выступлений.

Если уж мы говорим о тех, кто отметился с позитивной стороны, то логично будет не пропустить и главных неудачников этапа, тем более и здесь есть о чем рассказать. Джои Логано, 18-летний парень, попавший в центр внимания благодаря своим успехам в Nationwide Series и тому факту, что он заменил в организации Джо Гиббса самого Тони Стюарта, вновь провалился. И дело здесь даже не в итоговом результате, так как Логано сошел из-за отказа двигателя. Недоумение вызывает то обстоятельство, что гонщик, которому многие прочат звездное будущее, выглядел очень бледно по ходу гонки, обретаясь в конце третьего десятка. Что это: трудности с адаптацией или же талант Джои оказался серьезно переоцененным? Однозначный ответ дать пока не представляется возможным, но определенные сомнения в перспективах юного пилота все укрепляются среди любителей NASCAR. Оно и понятно, учитывая тот ажиотаж, что нагнетался в прессе, когда Логано в прошлом сезоне демонстрировал фееричные выступления за рулем доминирующей машины «Джо Гиббс Рейсинг» в Nationwide Series.

Не менее печально пока выглядят перспективы Скотта Спида, как и Логано, борющегося за звание лучшего новичка. Ситуация как две капли воды напоминает ту, что сложилась с Эй-Джеем Оллмендингером в прошлом году. Тогда ждать прогресса от «Дингера» руководство «Ред Булл Рейсинг» не захотело и уволило гонщика. Ошибочность этого решения очевидна уже сейчас, и возникает вопрос, хватит ли терпения у RBR на этот раз? Думается, дважды наступать на те же грабли в команде не будут, только вот тем временем Спид едва не вылетел в общем зачете за пределы 35 лучших. Если и на следующей неделе в Мартинсвилле Скотт выступит плохо, то у него есть все шансы потерять гарантированное место на старте. Что ж, никто и не говорил, что в NASCAR будет легко.