4 мин.

Заплыв не состоялся

Перенос квалификации – не новинка для «Формулы-1». К примеру, в 2004 году, опасаясь страшного тайфуна «Ма-Он», организаторы этапа приняли решение перенести сессию на утро воскресенья, а через несколько часов после определения стартовой решетки прошла и сама гонка. И ничего, на изменения в расписании гоночного уик-энда никто не пожаловался.

Сегодня, вроде бы, тоже все было сделано верно: дирекция Гран-при раз за разом откладывала официальное объявление о переносе сессии, надеясь, что состояние трассы улучшится, но в итоге все получилось в бюрократическо-формальном духе Федерации. Прогноз погоды с самого утра обещал сильный дождь в квалификации, и в течение дня осадки только усиливались. Если бы Чарли Уайтинг доверился синоптикам, то промокших и замерзших зрителей, которые, просидев на трибунах с утра, так ничего и не увидели, можно было бы отпустить греться домой чуть раньше…

В отличие от самой трассы, где почти весь день было тихо, жизнь в паддоке не замерла. Гонщики и руководители команд раздавали многочисленные интервью и делились с журналистами метеосводками (после одной из них, обещавшей дальнейшие осадки, канал Би-би-си решил свернуть телетрансляцию), а механики смастерили несколько корабликов, которые затем весело проплыли вниз по пит-лейн. Что любопытно, парни из «Лотуса» построили простенькое одномачтовое судно, а вот «Ред Булл», как и полагается топ-команде, спустил на воду какую-то плавучую базу-тримаран. Себастьян Феттель, вооружившись фотокамерой, решил сделать несколько снимков в боксах команды, Тимо Глок и Лукас ди Грасси провели время, играя в покер, – в общем, сегодня получился выходной день.

Итоговое решение ФИА приняла, исходя из соображений безопасности – еще во время тренировки болиды на трассе совершенно не держались и аквапланировали, а те смельчаки, которые прошли больше одного круга, в радиоэфире сообщали командам, что пилотировать в таких условиях просто невозможно: Хайме Альгерсуари не мог удержать «Торо Россо» даже на прямой, а Льюис Хэмилтон, по его собственному признанию, словно плыл по реке.

Впрочем, говорят, перенос квалификации понравился не всем – в качестве альтернативы предлагалось определение стартовой решетки по положению в чемпионате, – ведь воскресенье в таком случае будет очень напряженным: в 10 утра по японскому времени (в 5 утра по московскому) начнется квалификация, а через пять часов – гонка. Причем, головные боли у инженеров вызывают еще и погодные условия: ночью и утром возможны осадки, что практически гарантирует нам борьбу за поул на мокрой трассе, или в подсыхающих условиях, а к гонке все машины уже придется переобувать в слики – трасса должна будет высохнуть полностью.

Это значит, что командам придется помучиться при выборе настроек: или попытать счастья в квалификации, а затем постараться удержать завоеванные позиции в гонке, или, напротив, настроить машину на сухую погоду и дать возможность более авантюрным соперникам стартовать впереди.

Чистым фаворитом на сухой трассе считается «Ред Булл». В прошлом году Себастьян Феттель лидировал от старта до финиша, и «Большого шлема» он не получил только из-за строптивого напарника, который, ни на что не претендуя, отобрал у Себа лучший круг в гонке; в этом году «быки» снова уверенно возглавляли пелотон на протяжении двух практик, привозя соперникам около полусекунды.

«Сузука» – трасса, весьма требовательная к прижимной силе и аэродинамике автомобилей, и уже первый сектор с «эсками» способен лишить гонщика нескольких сотых. Собственно, именно на этом отрезке трассы «Ред Булл» и имеет подавляющее преимущество, которое «Феррари» и «Макларен» не могут отыграть даже на неплохо подходящих им втором и третьем секторах.

А еще на «Сузуке» сложно обгонять, если только твоя машина не на пару секунд быстрее, чем у конкурента. Конечно, знаменитые обгоны Кими Райкконена и Фернандо Алонсо в 2005 году помнят все, но на деле реальных возможностей вырваться вперед соперника на этой трассе всего две-три: в конце задней прямой перед шиканой (самый вероятный вариант), на торможении перед первым поворотом (рискованно, но можно), и в «Шпильке» (и то, если соперник до этого допустил ошибку в «Дегнере»). К этому стоит добавить и тот факт, что зоны безопасности на «Сузуке» очень маленькие и узкие, и что лидеры чемпионата пять раз подумают, прежде чем рваться в атаку.

Так что завтрашняя квалификация имеет решающее значение. Если Уэббер и Феттель вновь разыграют поул между собой, существует большая вероятность того, что эта парочка так и финиширует впереди всего пелотона. Так что «Макларену» и «Феррари» надо лезть из кожи вон утром, или вырываться вперед на старте гонки, иначе потом шансов выиграть Гран-при не будет никаких. И, да, не стоит списывать со счетов Роберта Кубицу. «Рено» благодаря отличному механическому сцеплению выглядит на «Сузуке» просто потрясающе.

В общем, в воскресенье болельщикам лучше встать пораньше, чтобы не пропустить самое интересное.