5 мин.

Хвост, который виляет собакой

Дабы упредить обвинения в голословности, сразу объяснимся, откуда черпался материал для анализа. Тщательно перелопатив информацию с тестов, проштудировав «железные» положения пресс-релизов (например, те, где конкретно указывались узлы, над которыми велась работа, и отведенный для этого блок испытаний), заявления гоночных стратегов, инженеров и руководителей команд, мы получили довольно объемную базу данных. Сделав скидку на разницу в программах обкаток, погодные условия и особенности поведения машин до и после технических «апдейтов» вывели схематичный расклад, более-менее соответствующий реальному раскладу сил. «Оживить» же оные попытались собственными наблюдениями, копившимися на протяжении межсезонья. И вот что получилось в результате…

10 место. «Форс-Индия»: Адриан Сутиль / Джанкарло Физикелла. Оценка межсезонной работы – 7 из 10. Отдадим должное: нынешнее межсезонье подопечные Виджая Малльи провели весьма продуктивно. В актив занесем хотя бы приобретение движка «Мерседес», по общему мнению паддока являющегося наилучшим силовым агрегатом сезона-2009. Он безотказно работал, что на МР4-24, во многом ретушируя дисбаланс уокингского шасси, что на VJM002, позволив аутсайдерам на порядок сократить отставание от общей группы. Кроме того увольнение Колина Коллеса и Майка Гаскойна явно пошло дружине на пользу. Собрав болид за 108 дней с чистого листа («Именно столько времени прошло между решением сменить поставщика двигателей и первым выездом на трассу», – утверждает главный операционный директор Саймон Робертс), «Форс-Индия» испытывала традиционные для былых времен глобальные проблемы с надежностью лишь первую неделю. Да и то обошлось без серьезных последствий – большую часть нестыковок механики устраняли в боксах. Новая команда, собранная Малльей по крупицам, довольно оперативно научилась корректировать баланс и учитывать аэродинамические тонкости, а заодно продемонстрировала высокую обучаемость. Тесный контакт со специалистами «Макларен» помог адаптировать «материнские» мотор, коробку, гидравлику и KERS к шасси с минимальными трудностями.

Увы, с ходу дать бой соперникам вряд ли получится. Судя по последним прикидкам, ближайшим конкурентам из «Торо Россо» индусы проигрывают 0,2 секунды, а их собратьям из «Ред Булл» вдвое больше. При этом в ближайших Гран-при команда не собирается использовать KERS, потому как присутствие агрегата на борту повышает степень износа шин – куда выгоднее играть с балластом.

9 место. «Торо Россо»: Себастьян Бурдэ / Себастьян Буэми. Оценка межсезонной работы – 5,5 из 10. Смешные все-таки ребята работают в Фаэнце! В начале марта, сразу после презентации STR4, технический директор Джорджио Асканелли считал своим долгом на каждом углу твердить об уникальности новой модели. Мол, построенное шасси – плод интеллектуальных трудов местных конструкторов и никоим образом не пересекается с RB5 Эдриана Ньюи. Видимо, на поиски достойных аргументов убеждения масс, а заодно на выдумку кодовых имен для различений пилотов (обоих зовут Себастьянами, у них одинаковые инициалы, оба говорят на французском и имеют второе имя Оливье) и ушли все межсезонные усилия тех персонала. В противном случае как объяснить беспомощность персонала при столкновении с возникавшими на болиде проблемами, хотя те словно под копирку были срисованы с дефектов RB5? Например, «Торо Россо» крайне нестабильно вел себя на длительных отрезках и страдал от дисбаланса вследствие повышенного износа шин. Парадокс, но сделать выводы из трудностей в семействе «старшего» брата, не говоря уже о попытках упредить ЧП, никто не удосужился. Думается, недавним проблемам с передней подвеской никто из любителей королевских автогонок не удивился…

Отставание от «Ред Булла» рискнем объяснить дефицитом мастерства пилотов. Буэми только-только начал постигать азы работы на высшем уровне, тогда как Бурдэ, на наш взгляд, пока трудновато приспособиться к новым требованиям трасс. Ныне избыточная поворачиваемость возникает куда чаще – особенно в медленных поворотах – нежели раньше. Недостаток сцепления шин с трассой вкупе со свойственным пилоту жестким торможением вынуждают страховаться при атаке виража, посему потеря времени видится неизбежной. Также в качестве ремарки на полях упомянем о разнице в силовых агрегатах – обслуживать двигатель «Феррари» нынче в Фаэнце решили собственными силами без советов из Милтон-Кейнса. Вполне возможно, и в этой области без косяков не обошлось…

8 место. «Ред Булл»: Себастьян Феттель / Марк Уэббер. Оценка межсезонной работы – 6 из 10. При определении высшего рейтинга в паре «быки» — «Уильямс» мы отдали приоритет дружине сэра Фрэнка. Причина? В Гроуве хотя бы знают, что надо доводить до ума, чтобы машина ехала быстрее, тогда как в Милтон-Кейнсе тупо ждут «что же сломается следующим». Кажется, сочетание «мелкие механические проблемы» в отношении британцев коллеги-журналисты, присутствовавшие на последних тестах, употребляли чаще всего. Причем не сговариваясь. Неровен час, «детские болезни» начала сезона, традиционно выводящие из строя модели Ньюи и, соответственно, лишающие очков его команды, вновь испортят «быкам» стартовый отрезок чемпионата. При этом немного непонятна бравада главы технического отдела Йена Моргана, уверявшего после тестов в Барселоне, что команда довольна уровнем надежности. То, что новая задняя подвеска, сооруженная по революционной конструкции, не дала сбой еще не значит, что весь механизм работает аки часы!

Отдельным абзацем выскажем крамольную мысль. «Ред Булл», как и «Форс-Индия», одним из последних выставил машину на публичное обозрение и провел открытые испытания. То бишь данное шасси не только меньше всего будет подвержено дальнейшей доводке на начальном этапе чемпионата. Логичный вывод: прибавить команде за счет инноваций будет практически невозможно. Добавьте сюда недостаточную «закаленность» машины в «полевых» условиях (возможно, еще не все проблемы проявились) и скромный нынешний ход на длинных дистанциях – все указывает на то, что ведомству Дитриха Матешица пока не приходится рассчитывать на серьезные свершения, даже с учетом феноменального Себа Феттеля за рулем.

Кстати, о паре пилотов – в ней тоже пока не все безоблачно. Если молодой немец сумел наметать черновые настройки для укрощения RB5, то Марк Уэббер явно находится в стилевой прострации. «Переднюю ось сильно трясет, и сцепление выше на задних колесах... Еще не уверен, что приспособился к новым шинам. В первой фазе торможения все идет, как раньше, но затем колеса внезапно блокируются. Не чувствую этот момент», – намедни заявил австралиец. С такими проблемами в квалификации далеко не уедешь, а ведь субботний успех «Ред Булла» в прошлом сезоне во многом зависел именно от Уэббо. Парадокс, но стратеги не торопятся устранять конфликт интересов. Любопытно, во что это выльется в сезоне…