6 мин.

Великолепная восьмерка

Журналистам, пишущим о Гран-при Японии, нет нужды вспоминать о местном колорите: гейшах, самураях, ниндзя и саке. Трасса «Сузука» настолько интересна и так часто была ареной решающих гонок, что можно просто сосредоточиться на деле и забыть весь этот туристический антураж. В самом деле, никто же не вспоминает о гейшах, рассказывая про бомбардировку Хиросимы.

Когда-то японский этап действительно был экзотикой, но сейчас, когда гонки «Формулы-1» проводятся ночью и вечером, в пустыне и в порту, визит «Большого Цирка» на Дальний Восток не выглядит чем-то особенным.

При этом, в свое время, «Формула-1» проникала в Страну Восходящего Солнца (все же нельзя удержаться от банальностей) подобно европейским мореплавателям: с трудом, преодолевая местное неприятие и рискуя получить катаной по шее. Первая гонка «Формулы-1» прошла на автодроме «Фудзи» (Фуджи � для тех, кто хочет подарить звук «жэ» японскому языку, которого там нет) в 1976 году. И запомнилась она не только победой Андретти, но и уникальным достижением местного героя: Масахиро Хасеми на «Кодзима» проехал быстрейший круг в гонке. Таким образом, Хасеми остается единственным пилотом «Формулы-1», установившим быстрый круг во всех гонках, в которых участвовал (понятно, что гонки в Индианаполисе в пятидесятые не учитываются). Считается, что подобного достижения Хасеми добился не столько благодаря таланту, который успешно скрывал всю карьеру, или знакомству с трассой, сколько особенной резине «Данлоп», давшей возможность ехать быстро, но недолго � из-за дополнительного пит-стопа японец проиграл лидеру 7 кругов.

На следующий год Джеймс Хант одержал здесь свою последнюю победу, но снова в центре внимания было другое событие. «Тиррелл» Петерсона, вылетев с трассы, убил нескольких зрителей, что автоматически поместило «Фудзи» в черный список «Формулы-1».

Прошло долгих 10 лет, японцы сами стали приходить в европейские гонки в виде автоконцернов, спонсоров и пилотов. И в год, когда машина с двигателем «Хонда» выиграла оба зачета, прошел третий Гран-при Японии. На сей раз местом действия была выбрана Сузука. Два года это был всего лишь еще один Гран-при. Расположение в конце чемпионата (японский этап был предпоследним), конечно, закручивало интригу, а борьба на трассе была особенно острой, но чего-то сверхнеобычного не происходило.

Пока в 1989 году заклятые друзья и пилоты команды «Макларен-Хонда» великие Прост и Сенна не решили несколько расширить список способов, позволяющих добиться победы. Столкновение на 46-м круге разбиралось судьями, журналистами, болельщиками, и каждый видел то, что хотел. По факту, Сенна остался на трассе, но был дисквалифицирован, что принесло победу в чемпионате Просту. Потом было много интересного: обида Сенны на профсоюз гонщиков, который его не поддержал, протест Рона Денниса в пользу одного своего пилота против другого, многочисленные повторы на телевидении�

И ровно через год ситуация повторилась! Сенна столкнулся с Простом, теперь пилотом «Феррари», в ситуации, когда обоюдный сход был выгоден бразильцу, а не французу, и вернул себе титул. Оба раза, кстати, в гонках побеждал пилот «Бенеттона» � в 1988-м свою единственную победу одержал веселый итальянец Наннини, а годом спустя умудренный опытом Нельсон Пике (сейчас, наверное, надо добавлять слово «старший»).

Понятно, что после таких баталий гонки в Сузуке каждый раз проходили под ностальгические вздохи «А вы помните, как Айртон и Ален�». Сузука, меж тем, перестала быть трассой, где определяется чемпион. И причина была не в перемещении по календарю, а в более предсказуемых чемпионатах. Но Сенна не был бы Сенной, если бы и тут не сумел отметиться. В 1991-м он великодушно подарил победу Бергеру, чем австриец, кстати, был сильно недоволен.

В конце 90-х борьба за титул вновь пришла на «Сузуку». И не только на трассу, но и в судейские комнаты: дисквалификация Вильнева, финишировавшего пятым в 97-м, сделало возможным таран Шумахера в Хересе. А год спустя уже сам Михаэль, заглохнув на старте, смотрел, как испаряются его шансы на титул.

Перепалка между Райкконеном и Шумахером в 2003-м, великолепный победный обгон Кими на последнем круге в 2005-м также украсили и без того богатую историю трассы. Что не помешало коммерческим соображениям переместить Гран-при на новую старую «Фудзи». Поначалу планировалась ротация этих двух автодромов в календаре чемпионата, но сейчас, видимо, все пришло к тому, что гонка будет постоянно прописана на «Сузуке». Чему можно только порадоваться.

Привлекательность трассы в том, что она была создана в золотое время для автодромов. Сейчас треки-аксакалы либо вынуждены постоянно отбиваться от обвинений в несовременности, неэкологичности и прочих «не», а детища девяностых похожи друг на друга как клоны. А необычная конфигурация «Сузуки» ни разу не подверглась капитальным изменениям и при этом остается одной из трасс, позволяющих атаковать и обгонять.

Длинная (почти 6 километров) трасса насчитывает 18 поворотов, но большая часть из них � скоростные. Почти без шпилек и шикан. Первый поворот (так и называющийся � First Curve), хоть и довольно резкий и находится после не самой длинной стартовой прямой, все же, проходится на скорости 260 км/час. В остальном, первый сектор не слишком быстрый, хотя пилоты вынуждены поддерживать достаточно высокую скорость и правильно выбирать траекторию прохождения поворотов, так как здесь важно правильно стать в «лыжню» и пройти всю связку на одном дыхании. Второй сектор более быстрый и начинается с поворотов Degner, после которых гонщики проходят под мостом, что, впрочем, не так хорошо видно на телекартинке � это, все-таки, обычный мост, а не туннель в Монако.

Самый медленный поворот Hairpin («Шпилька»), в котором болиды разворачиваются почти на 180 градусов, вынуждает гонщиков снижать скорость до 64 км/час. После вновь идут быстрые повороты во главе со знаменитой «Ложкой» � виражом с двумя апексами. Въезд на мост � это начало третьего сектора и самый сложный участок трассы. Скорость здесь максимальная � 312 км/час и почти не падает даже на съезде с моста. При этом сразу на съезде следует поворачивать влево (знаменитый поворот 130R) и идти в следующий разгон. Завершится он шиканой и развилкой в боксы, после чего пилоты вновь отправятся на новый круг.

Аэродинамика и мощь двигателя здесь вновь будут играть важную роль. В то же время тормоза изнашиваются не очень быстро: из-за отсутствия резких торможений и из-за прохладной осенней погоды. Погода � это, кстати, весьма важный фактор. Будь гонка в окрестностях Фудзиямы, можно было бы уверенно прогнозировать дождь. В Сузуке все более мирно и сухо, но шанс, если не на ливень, то на влажный асфальт, есть.

Сейчас гонщики не знают, будет ли проведен Гран-при Кореи, и поэтому не могут сказать, сколько гонок осталось до финиша чемпионата. А, значит, ценность победы в Японии возрастает еще больше. Чемпион здесь, в любом случае, не определится, но плотность результатов среди пятерки фаворитов будет очень большой. Можно предположить, что ни одна из трех топ-команд не получит преимущества над соперниками и выигрывать гонщикам придется на собственном горбу. Из главных претендентов на победу в сезоне-2010 на «Сузуке» по разу побеждали лишь Алонсо и Феттель (Хэмилтон и тот же Алонсо также выигрывали на «Фудзи»). И вообще, в нынешнем пелотоне нет гонщика, который значительно чаще остальных добивался успехов на знаменитой трассе. Кроме Шумахера, конечно. Но сегодня шесть побед Михаэля � лишь очередная соль на раны его болельщиков.

Круг по «Сузуке»