6 мин.

Господа прозаседавшиеся

Заседание Совета выдалось довольно затяжным и утомительным для всех, кто с нетерпением ждал вердикта Федерации по делу о применении «Феррари» командной тактики. Ждать пришлось долго. Особенно тем, кто находился не в уютных теплых помещениях возле своих компьютеров, а на передовой событий, – тем, кто в прохладную осеннюю парижскую погоду с тоской смотрел на двери здания ФИА, в котором заседали спортивные чиновники.

Уже был вечер, а обещанного еще днем объявления вердикта так и не было. Кто-то замерз, кто-то начал сердиться и жаловаться.

«Надо было остаться дома» – говорил коллегам из Reuters продрогший репортер The Times.

Так что, в итоге, можно понять разочарование некоторой части публики, когда Федерация вместо серьезного и обстоятельного пресс-релиза родила простенькое заявление о том, что «Феррари» может спокойно отправляться домой.

Правовое бессилие

«Во времена царствования Макса им бы крепко досталось», – говорили бывалые.

И действительно, главная причина, почему ФИА отказалась преследовать Скудерию за командную тактику – чисто процедурная. Ведомство, которым ныне управляет Жан Тодт, пусть и осталось несколько неповоротливым, но оно уже не пытается давить на команды «Формулы-1» своей массой и авторитетом. Если Мосли в прошлые годы мог просто игнорировать отсутствие прямых доказательств вины конюшен и заставлять Совет принимать те решения, которые были угодны именно ему, то сегодня Тодт, действующий согласно букве закона, так поступить не может.

Возможно, кто-то скажет, что вчера нужно было действовать именно в духе Макса и показательно наказать Скудерию, но на деле нынешняя позиция ФИА (нет прямых доказательств – нет наказания) – является правильной для «Формулы-1». Ведь именно узурпаторские замашки Мосли привели, в конце концов, к острому кризису в отношениях между руководящим органом и командами. Тодту же не очень хочется развязывать новую войну, тем более что до добра подобные конфликты не доводят.

В итоге было принято решение дополнительно Скудерию не наказывать. Отменить действия стюардов в Хоккенхайме ФИА было неудобно – по сути, это означало бы признание собственной неправоты. С другой стороны – все понимали, что «Феррари» командную тактику применила, хоть доказать это и нельзя. Вот и вердикт получился каким-то половинчатым, мол, Скудерия вроде что-то нарушила, и в то же время пусть идет с миром.

Причина этого – в несовершенстве регламента. Чтобы кого-то можно было наказать и не прибегать к силовому давлению, ФИА нужно серьезно изменить правовые основы «Формулы-1». И на попытки исправить ситуацию в этой области четко указывают вчерашние решения Совета. Например, для руководящего персонала конюшен будет введена система лицензирования, которая поможет предотвратить такие истории, как выигранный изгнанником Флавио Бриаторе суд. Если руководители команд будут работать по лицензиям, которые выдаст Федерация, то появятся возможности законного устранения тех, кто серьезно нарушает регламент. Без криков и размахивания плеткой в стиле Макса.

То же касается и командной тактики. Если нельзя доказать ее применение, значит ее нужно или легализовать, или указать в регламенте дополнительные условия применения, а также штрафные санкции. Сейчас же единственное упоминание о командных приказах присутствует только в пункте 39.1 спортивного регламента «Формулы-1», который гласит: «применение командной тактики, влияющей на результаты гонки, запрещено». А вот о штрафе за ее использование, например, и о том, что такое сама командная тактика – нет ни одного слова, и единственное, чем вчера могла бы пригрозить ФИА – это знаменитой статьей о вреде имиджу спорта из Спортивного кодекса.

Так что теперь командная тактика должна быть пересмотрена, и очень хочется узнать, что же придумает Спортивная рабочая группа, которой Федерация и поручила решение вопроса. Возможно, появятся какие-то дополнительные условия, вроде возможности применения командных приказов только в заключительной трети сезона, или на основании серьезной разницы между напарниками по очкам. В общем, в этой области найдется простор для фантазии.

Самый долгий сезон «Формулы-1»

Вчера ФИА не только думу думала о судьбе «Феррари» и командной тактике, но и приняла ряд решений, вроде подтверждения календаря «Ф-1» на сезон-2011, объявила о том, как должны вести себя автогонщики на дорогах общественного пользования, а также закрыла щекотливый для Жака Вильнева вопрос о тринадцатой команде.

Что касается календаря, то здесь, в общем, слишком больших изменений в сравнении с нынешним чемпионатом нет. Появится Гран-при Индии (и календарь расширится до рекордных для «Ф-1» 20 гонок) – этап пройдет в конце октября – это сделано, разумеется, для того, чтобы организаторы успели вовремя закончить строительство трассы.

Сам сезон стартует 13 марта в Бахрейне – не слишком радостная для болельщиков новость, но с точки зрения логистики и отправки грузов команд – решение правильное.

Европейская часть чемпионата стартует в Турции с кратким вылетом в июне в Северную Америку – Гран-при США вернется в календарь в 2012 году, а пока мы снова увидим только гонку в Монреале. Кроме того, вновь будет месячный перерыв между этапами в Венгрии и Бельгии – несмотря на то, что некоторым болельщикам эти каникулы «Ф-1» не по душе, у журналистов и персонала команд опять будет время для небольшого отдыха. В конце концов, август – пора отпусков, и Берни хорошо знает, что в это время года зрительская активность сильно снижается.

Наконец, заключительная, выездная часть чемпионата начнется в Сингапуре и завершится в Бразилии в конце ноября. По современным меркам – достаточно поздно, но в рамках «Формулы-1» это не рекорд. В 60-х годах были случаи завершения сезона в декабре.

В общем, пока к календарю больших претензий ни у кого нет. Единственное, что может оказаться под вопросом – это разница в днях между отдельными гонками, ведь важно, чтобы команды чисто физически успевали перевозить оборудование от одного этапа к другому. Наконец, могут возникнуть вопросы с гонкой в Индии, но сегодня там рапортуют о больших успехах и прогрессе, так что есть надежда, что таких же сомнений, как сегодня с Кореей, ни у кого не возникнет.

Решение ФИА по гонщикам тоже понятно. Забавная история с Льюисом Хэмилтоном, который в Мельбурне вспомнил о том, что он еще молод, а потому можно «позажигать» на «Мерседесе», у большинства людей понимания не вызвала. Мало того, что никто не любит, когда богатые и известные совершают чудачества и нарушают ПДД, но тут еще все вылилось в то, что Льюис – посол, представитель своего спорта, чемпион мира и все такое.

В общем, отныне зоркие глаза чиновников ФИА будут пристально следить за тем, как ведут себя спортсмены, и в случае серьезных нарушений не остановятся даже перед тем, чтобы отобрать суперлицензию. Федерация очень серьезно относится к своей программе по поведению на дорогах, тем более что это был один из предвыборных пунктов в программе Тодта…

Ну а то, что подобное решение ФИА возникло после происшествий Хэмилтона, не вызывает ничего, кроме улыбки: в конце года англичанин наверняка получит приз лучшего «бета-тестера» «Формулы-1».

Наконец, Федерация закрыла вопрос с тринадцатой командой. Официальная причина: несоответствие потенциальных участников предъявляемым требованиям. Полуофициальная: ФИА в этом году пришлось сильно краснеть, глядя на мучения на трассах таких команд, как «Хиспания» и «Верджин», поэтому допустить еще один подобный коллектив в очень серьезные гонки, и смотреть на то, как тот будет проигрывать по 3-4 секунды вчерашним дебютантам – это выше сил Жана Тодта. Если кто-то хочет прийти в «Формулу-1» – пусть объединяется с одним из нынешних новичков. Уже лучше иметь одну не слишком быструю, но финансово обеспеченную конюшню, чем две таких же медленных и на ладан дышащих команды.

Наконец, существует и третья, очень далекая от официальной, версия: ФИА хотела бы увидеть в «Формуле-1» какой-нибудь серьезный коллектив, выставленный автопроизводителем, либо одну из сильнейших команд молодежных гоночных чемпионатов. Но поскольку ни «АРТ», ни какой-нибудь «Фольксваген» пока в «Ф-1» прийти не готовы, Федерация решила не забивать единственное вакантное место первым попавшимся коллективом, а оставить место вакантным до лучших времен…

Как видим, решений вчера было много. Нельзя сказать, что все они понравились общественности, но сейчас важно, чтобы позиция Федерации по таким вопросам, как командная тактика, осталась стабильной, а действия – последовательными. А уж в конце года посмотрим, что там напридумывает Спортивная рабочая группа.