5 мин.

День самурая

Для начала давайте расставим точки в той самой ситуации, что спровоцировала неразбериху. Для чего обратим внимание на обратную прямую и 12-й поворот: там рвавшийся отвоевывать потерянные после провального старта (выбор траекторий в паре начальных шикан просто безобразен!) и пит-стопа Марк Уэббер планировал слопать «Лотус» Хейкки Ковалайнена. Борьбу за 18-ю позицию телевизионщики выхватили, скорее, из вежливости – сравнение темпов конкурировавших шасси благим матом орало об обреченности северянина. Однако несколькими мгновениями спустя матом, и отнюдь не высокопарным, довелось изъясняться уже оззи. Он протаранил хвостовую часть зеленой машины, описал в воздухе сальто и приземлился в жесточайший стык с ограждениями из старых покрышек. К счастью, обошлось без травм, что в кои-то веки позволило вспомнить добрым словом Макса Мосли и его «повернутость» на безопасности пилотов… К поискам виновника аналитики пустились сразу же после выхода в эфира повтор – и признаться, по горячим следам так и подмывало всех собак повесить на Марка. Ведь именно он приблизился на непозволительное расстояние к визави, досрочно уверовав в успешность маневра – привычного страховочного зазора рассмотреть при показах с любой из камер не удастся. К тому же, именно Уэббер за секунды до контакта непонятно зачем сместился влево, точно повторив только-только выбранную «Лотусом» траекторию. Однако более вдумчивый анализ составляет пропорцию вины в соотношении 50/50. Прежде всего, потому, что сбитый с толку и откровенно запожаривший Ковалайнен предпринял экстренное раннее торможение – до нормальной точки сброса скорости при прохождении виража оставалось метров пятьдесят. Плюс Хейкки несколько раз дергался влево и вправо, то ли пытаясь угадать линию потенциального прорыва конкурента, то ли прикидывая более удобную линию атаки поворота для дальнейшего сохранения позиции. В общем, эта мелкая дрожь, названная впоследствии финном «защитой», его и погубила.

Теперь о более приятном. Знаете, после гонки в Валенсии весь вечер хотелось рассылать специализирующимся на «Формуле-1» коллегам-журналистам до боли простое сообщение: «А я ведь говорил! Говориииил!». Великолепное выступление Камуи Кобаяси, стартовавшего 18-м, но битых полтора часа державшегося третьим, подтвердило сентенции автора этих строк еще двухлетней давности. Если помните, тогда в компании читателей Sports.ru доводилось много рассуждать о потенциале – особенно оборонительном – японца. Мол, он и гонку читает неплохо, и машину чувствует, и агрессивным бывает с пользой для дела. Благодаря рекомендациям, ряд пользователей взял тогда еще пилота GP2 на заметку – и, думается, не прогадал. Ведь в Испании мы вновь увидели доказательство того, что этот парень и вправду не лыком шит. Кобаяси прекрасно разобрался в специфике трассы – и уверенно пресекал робкие полунамеки Дженсона Баттона посягнуть на бронзовую позицию в тех местах, где потенциально атака была возможна. Он не стал форсировать события во время массовой «переобувки» (пусть и с учетом определенной доли везения в виде «суперсофтового» напарника) – и верно настоял на сохранении твердого компаунда до конца гонки. Наконец, Камуи сотворил невероятное, оформив два самых красочных обгона уик-энда с разницей всего в круг. В меньшей степени восторга достойна атака на Фернандо Алонсо: свежие покрышки изначально давали самураю очень приличную фору перед испанцем на торможении. Но полностью списывать успех маневра на резину также не стоит, так как виражом ранее испанец ошибся именно из-за давления преследователя и едва не пропустил «Заубер». А в злополучном же вираже и вовсе ничего не успел противопоставить конкуренту уже в начальной стадии маневра.

Обгон же Себа Буэми вовсе стоит признать жемчужиной этапа – и не только потому, что он случился в последнем повороте дистанции. Посмотрите на технику движений. Как говаривала героиня «Гудзонского ястреба»: «Само совершенство»! Плавный нырок при входе в последний вираж с точеным торможением, затяжной, но аккуратный выворот руля на выходе, абсолютная синхронизация действий в процессе и разгон, выведший японца на седьмое место… Если вы скажете, что этот маневр нельзя пересматривать снова и снова, получая удовольствие, то станете кровным врагом автора этих строк – как минимум, до следующего Гран-при!

Пара пилотов оставила очень приятное впечатление работой в обороне. Речь, разумеется, о Рубенсе Баррикелло и Витантонио Лиуцци. При всех нюансах профиля трассы и характеристик болида «Уильямса», ему соответствующих, сохранение бразильских позиций в неприкосновенности никто не гарантировал. Во-первых, представители «Рено» по ходу уик-энда исключительно прогрессировали вместе с R26. А, во-вторых, Роберт Кубица уже не раз по ходу сезона демонстрировал умение прорываться сквозь плотные заградительные редуты даже на таких участках, где обгон вроде как по факту не уместен. Однако в воскресенье ветеран словно вспомнил лучшие годы карьеры – и где за счет механического сцепления машины с трассой, где за счет продуманного раннего торможения, где выгодным выставлением шасси на единственно верную траекторию прохождения виража сохранил нажитое непосильным трудом. Показалось, что в заключительной части гонки Роберт оказывал давление исключительно номинальное, поскольку уразумел – сегодня в битве с Рубенсом ему ловить нечего.

Лиуцци привлек к себе внимание с 19 по 24 круги, когда активно сопротивлялся домоганиям Фелипе Массы. Бразилец, казалось, готов уже на ходу вытянуться из кокпита и разобрать коробку передач «Форс-Индии» вместе с задним антикрылом, чтобы устранить маячившего впереди конкурента – столь велико было желание пилота «Феррари» одолеть итальянца. Однако тот скрипел, пыхтел, гнулся – но не ломался (параллельно державший удар под напором Алонсо Адриан Сутиль лишь подчеркивал настрой на борьбу «силовиков»). Когда гонка пошла на четвертый десяток кругов и оператор вновь показал неразлучную итальянско-бразильскую пару, у смотревших трансляцию друзей возник резонный вопрос: «Поют ли пилоты в кокпите, когда гонка становится скучна? Не все ведь время им с инженерами переговариваться». Видимо, поют, поскольку на 35-м круге перепробовавший все возможные варианты прессинга Фелипе сдался – и то ли от потери концентрации, то ли от безнадеги даже допустил ошибку, враз отстав от гордого Тонио на 1,6 секунды. На том и успокоился.

Наконец, пунктирно упомянем о самом противоречивом обгоне уик-энда, которым оказалась атака Льюиса Хэмилтона на Бернда Майлендера. Применительно к ситуации уместны две трактовки: спортивная и юридическая. Если исходить с позиций первой, то можно найти с десяток причин, позволяющих обелить британца. Здесь и увлеченность борьбой с «Феррари» (к примеру, смотрел в зеркала заднего вида, а не по бокам, а потому SC просто не видел!), и необходимость принимать решения в доли секунды (в результате стресса выжал газ, а не втопил тормоз), и стратегическая смелость (уж не за смелые авантюры ли мы любим «Ф-1» и ностальгируем по их отсутствию)… Если же разбираться исключительно в рамках закона, то Хэмилтон заслуживал строжайшего наказания не столько за обгон как таковой, сколько за умышленное попрание норм ФИА. Как видим, стюарды вынесли пограничное наказание, по принципу «и нашим, и вашим». Что вызывает опасения: как одну, так и другую крайность при надобности можно было оправдать, однако подобные прецеденты вердиктов чреваты еще большей неразберихой в дальнейшем. Скажем, где гарантия того, что в дальнейшем претенденты на победу в личном зачете не повторят подвиг Льюиса, если это поможет им сохранить позицию? И ведь иначе штрафовать провинившихся будет уже моветоном, а значит фактически будет иметь место легализация обходного пути закона…