4 мин.

Атипичная Испания

Испания � потрясающая страна. Край имен, длинных как Гвадалквивир, страна, где политические партии создаются за утренней чашкой кофе и распадаются к вечерней паэлье, место, где каждый мужчина обязан носить маску «а-ля Зорро», шляпу, плащ, уметь играть на гитаре и танцевать фламенко, а женщины знают семнадцать танцев с кастаньетами и способны одним взглядом примирить фанатов «Реала» и «Барселоны». Страна, в конце концов, где рутинное в других местах приготовление говядины на ужин состоит из красочного и смертельного поединка.

И вот такая страна имеет целых две гонки, унылых как лицо Алонсо после схода. Ну, с Барселоной все понятно: трассу строили с нуля и при этом не хотели повторения фатальных аварий прошлого. Но Валенсия-то как получилась скучной?! Ведь когда трасса только готовилась принимать гонку, организаторы довольно потирали руки: «Эй, мучачос, у нас будет свой Гран-при Монако!». Не, ну а что � порт есть, вода и корабли в нем присутствуют, гонка по городу. Легко было не заметить, что порт большого европейского города не похож на гламурненькую пристань Монте-Карло, а вместо яхт стоят скучные лайнеры и сухогрузы. Хотя вру, последний факт заметили и в прошлом году пригнали к берегу � прямо к трассе � какой-то древний испанский галеон. Не хватило только одноглазого пирата, который бы выскакивал на палубу при проезде машин и кричал «Каррамба!».

И можно долго рассуждать о безопасности, о стремлении соблюсти все стандарты, плюнуть в сторону Тильке (дедушка привык, ему все равно), если бы не появившаяся позже трасса в Абу-Даби. Трасса, которую валенсийцы смело могут назвать «Мы тоже так хотели, но ни черта не вышло». И это если еще не вспоминать, что рядом с Валенсией есть давно действующая трасса имени Рикардо Тормо, где команды довольно часто тестируются зимой. Сложно сказать, какие бы там были гонки, но сам факт прокладки трека по городским улицам, когда под боком стоит готовая трасса, вызывает удивление. Особенно учитывая, что трасса-неофит не радует нас зрелищными гонками. Справедливости ради стоит сказать, что таких гонок было всего две и репутация трассы еще может измениться.

Дебютировала Валенсия в 2008-м году, и первая тройка финишировала в таком же порядке, в каком и стартовала. Подобное можно было бы распространить и на всю пятерку, но Райкконен сошел. В тот раз хет-трик сделал Фелипе Масса. Шанса защитить звание победителя гонки бразилец пока не имел � в прошлом году он пропускал Гран-при Европы из-за травмы. А победил в 2009 году тот, пружина с чьей машины и попала в шлем Фелипе, � Рубенс Баррикелло. Примечательно, что Льюис Хэмилтон оба раза был вторым.

Если взглянуть на конфигурацию трассы, сразу бросится в глаза, что это усредненный вариант современного европейского автодрома: вот тут у нас прямая, вот тут поворотики, где обгонов будет ух как много. Что? Говорите, повороты так искорежили трассу, что гонщики будут больше заботиться о своем вестибулярном аппарате, чем об обгонах? Ну да это не наши проблемы, зажрались ваши гонщики, им волю дай, они бы весь сезон по Спа и Монце колесили бы. В общем, сложно сказать, чего добивались архитекторы, на пяти с половиной километрах втискивая 25 (!) поворотов, но такое ощущение, что своей цели они не достигли.

Прямая старт-финиш вообще небольшая (нельзя же допустить сравнения с Барселоной!) � на первом круге пилоты так и вовсе не успеют нормально разогнаться до первого поворота (по непонятной традиции последних лет повороты не имеют имен собственных, только цифровое обозначение, скоро и трассы будут называть не International Circuit, а «Изделие № �»). Весь первый сектор напоминает недавнюю гонку в Монреале. Не очень удавшийся вариант, но очевидно, что организаторы хотели быстрых разгонов на коротких отрезках, а затем резких торможений � и ну там как начнут обгонять! Получилось, прямо скажем, не очень: разгоны существуют � перед седьмым поворотом скорость достигнет 300 км/ч, но сами повороты позволяют пройти их одновременно быстро и аккуратно, несмотря (опять ассоциация с Канадой) на относительную близость ограждений.

Связка восьмого и девятого поворотов открывает путь на мост и второй сектор трассы. Стоит признать � сама идея проложить трассу по мосту оригинальна, но опять подкачали «детали» � данный мост не является архитектурным шедевром, равно как и элементом примечательного участка трассы. Если бы не мегалитические формы моста, его бы вообще мало кто заметил, включая гонщиков и зрителей.

Второй сектор состоит, по сути, из двух разных отрезков � здесь и длинная прямая вдоль залива (в конце ее скорость будет около 315 км/ч), и цепочка медленных поворотов, которые плавно перетекают в третий сектор. Среднескоростные, они дают мало шансов для обгонов. Возможно, организаторы возлагали определенные надежды на 17-й поворот � на короткой прямой до него болиды опять приблизятся к 300 км/ч, а потом быстро сбросят скорость до 75. Но так как после 17-го следует три виража на очень коротком участке, шансов втиснуться мимо соперника и тут будет минимум.

Как любая не самая интересная трасса, Валенсия позволит победить обладателю лучшей машины. К таковым на данный момент, конечно же, можно причислить «Макларен» и «Ред Булл». Говорят, подходит трек в Валенсии и обновленной «Феррари» в F10. А еще итальянская команда будет очень стараться добиться успеха потому, что этот Гран-при будет вторым домашним в сезоне-2010 для лидера Скудерии Фернандо Алонсо.

Что касается погоды, то несмотря на прогнозы синоптиков, пообещавших жару и малую облачность, списывать капризы погоды со счета тоже нельзя. Если вдруг в гонке пойдет дождь, то тогда заезд может получиться вполне ничего себе. Ведь так хочется, чтобы высшие силы помогли трассе в Валенсии и ее организаторам. Ребята они, в сущности, неплохие, им бы десяток бульдозеров для рихтовки своего детища � и будет гонка веселая, как вся остальная Испания.

Круг по трассе