Реклама 18+

Уравнение со многими неизвестными

Гран-при Турции стал худшим для «Феррари» в сезоне-2010. Вместо ожидаемой борьбы за победы Скудерия потихоньку стала откатываться вглубь пелотона. В чем причины спада результатов команды? Sports.ru пытается выявить проблемы, окружившие конюшню из Маранелло.

Что было вчера, забыть мне пора…

Так уж сложилось, что «Феррари» традиционно числится в фаворитах перед каждым чемпионатом и, практически, перед каждой гонкой. Поэтому когда летом 2009 года руководитель Скудерии Стефано Доменикали объявил о том, что команда полностью переключилась на развитие болида образца 2010 года, для многих это оказалось крайне необычным решением, ведь, по существу, даже на старой машине можно было обкатывать какие-то элементы, которые затем могли перекочевать на новый автомобиль.

Несмотря на долгую разработку и подготовку к сезону-2010, «Феррари» F10 получилась консервативной, что для Скудерии неудивительно. Итальянская конюшня уже давно живет на старом багаже, и концепция ее болидов меняется редко.

Болид F10 не очень сильно смотрится на автодромах с высокоскоростными поворотами, требующими от автомобилей эффективной аэродинамики.

Тем не менее, поводов для критики, несмотря на мелькавшие в прессе слухи о «Б»-версии F10, машина не давала. На предсезонных тестах «Феррари» выглядела надежной и быстрой, а Гран-при Бахрейна стал прямым доказательством скорости алых машин.

Впрочем, как известно, тот успех, достигнутый после проблем Себастьяна Феттеля, до сих пор единственный для «Феррари» в этом году.

Возможно, конечно, что F10 подходят не все типы трасс. Алая машина не очень сильно смотрится на автодромах с высокоскоростными поворотами, требующими от автомобилей эффективной аэродинамики. Так было в Испании, так оказалось и в Турции. В то же время на городских трассах, и на автодромах со среднескоростными поворотами «Феррари» способна бороться за места в районе подиумов (если уж «Ред Булл» мы априори будем считать фаворитом везде). Если данная версия проблем «Феррари» верна, то она должна подтвердиться на трассах в Валенсии и Канаде, где F10 может оказаться вполне конкурентоспособной.

Троянский воздуховод

Впрочем, со стопроцентной уверенностью рассуждать об успехах в Монреале можно было бы в том случае, если бы расстановка сил в чемпионате была статичной. Но нет же, на беду «Феррари» соперники не сидят сложа руки, они активно развивают свои машины. Сама же Скудерия в этой области больших успехов пока не добилась.

Секрет проблем команды лежит в ее подходе к работе. Раньше, до начала 2009 года, то есть, до того момента, когда были запрещены испытания по ходу сезона, «Феррари» много времени уделяла обкатке новинок на тестах (частных, и общих), в то время как некоторые сильные соперники концентрировали ресурсы на работе в аэродинамической трубе, а также на активном развитии CFD-отделов.

С началом же запретов на испытания парни из Маранелло оказались в ловушке. Неспособность быстро перестроиться и начать эффективно работать в новых условиях привели к тому, что Скудерия стала готовить новинки для гонок не так регулярно, как соперники. Следовательно, прогресс развития F10 у «Феррари» оказался не таким стремительным, как у конкурентов.

Раньше «Феррари» много времени уделяла обкатке новинок на тестах, но с запретом на испытания команда не смогла перестроиться.

Более того, похоже, недостаток развития машины связан и с отсутствием хороших идей у конструкторов команды по возмещению прижимной силы, потерянной после серьезных изменений в регламенте. Возможно, поэтому руководство ухватилось за концепцию воздуховода, придуманного «Маклареном». Однако со стороны развитие собственной системы выглядит пустой тратой драгоценного времени, ресурсов и сил, ведь тесты запрещены, и проверка воздуховода возможна лишь во время пятничных тренировок и в CFD-отделе. Однако хуже всего то, что воздуховод – штука крайне своеобразная. «Макларен», разработавший эту систему, мало того, что имел достаточно времени на ее развитие и доводку, так еще и органично вписал ее в общую концепцию MP4-25: британская команда сознательно пожертвовала сцеплением в угоду максимальной скорости. О том, насколько полезной эта система может оказаться для F10, можно лишь гадать. Новинка, несмотря на свою простоту, оказалась непростой в плане внедрения и получения выгоды (поскольку командам приходится идти на компромиссы). Вот и получается, что воздуховод стал для соперников «Макларена» эдаким «троянским конем» – в то время как конкуренты диву даются этой штуке, пытаются ею воспользоваться в свое благо, и теряют время и ресурсы, инженеры британской конюшни активно развивают собственную машину.

Валим все на Кими!

Пока пилоты не обладают машиной, способной побеждать в чемпионате, у гонщиков возникают проблемы: Алонсо за рулем F10 старается слишком сильно, допускает серьезные ошибки, которые приводят к потере очков, а выступающий на среднем уровне Масса просто неспособен навязать борьбу лидерам. Кроме того, у бразильца существуют проблемы с прогревом резины, да и нельзя забывать о прошлогодней травме. Поэтому пилоты сейчас, вроде как и не являются источником больших проблем в команде, но в то же время от них не чувствуется настоящей помощи.

Подобная ситуация была и в прошлом году, однако руководство с помощью прессы выкрутилось перед болельщиками, избрав стратегию, которую многие назвали «валим все на финна». Действительно, нордический характер Кими Райкконена активно высмеивался итальянской прессой, чемпион мира 2007 года был обвинен в том, что оказался неспособен сплотить команду, а вся надежда была возложена на Фернандо Алонсо…

Но что мы видим сейчас?

В прошлом году «Феррари» всю вину за неудачи возложила на Кими Райкконена.

На этот раз, похоже, руководству «Феррари» не удастся повторить свой номер.

Не стоит забывать и о том, что к слабым результатам имеет отношении и процесс итализации конюшни. Когда команда один за другим избавляется от важных или ключевых фигур коллектива, начиная от Росса Брауна и заканчивая недавно ушедшим Джоном Айли – это не может не повлиять на стратегию разработки и развития машины.

Завышенные ожидания?

А может быть, все так и должно быть? Вспомните, «Феррари» побеждала много лет. Крепко сжатый в кулак коллектив под руководством Жана Тодта и Росса Брауна давал высокие результаты, но удерживать крупную структуру в тонусе постоянно невозможно, ведь даже лучшие специалисты, рано или поздно, уходят, устают. Команда неспособна бесконечно ковать победы. Приходят времена перемен, в которые часто наблюдается спад в работе…

Возможно, более мягкий в сравнении с Тодтом Стефано Доменикали дал небольшое послабление своим людям, что немедленно вылилось в расхлябанность и ошибки в гонках. Теперь же в Скудерии нужно заново пересобрать весь коллектив, полностью перебрать структуру команды, начать устранять одну за другой накапливающиеся проблемы. Возможно, до определенной поры Доменикали и будет руководить процессом вывода команды из кризиса, но, вполне возможно, что это будет лишь до того момента, пока Лука ди Монтезмоло не найдет нового человека, который и дорешает уравнение «Феррари» со многими неизвестными.

Популярные комментарии
eai
0
Зря вы так про японские автоконцерны.
Ответ на комментарий doctor.morge
А вот про турбо движки заговорили. Подумаешь, цилиндров меньше и объем, ну, топливо новое. Так ли необходимо будет под новый двигатель точить новую платформу?
\\
А вот это действительно будет нововведение. Там все придется делать с нуля. И это на лет так 5 определит нового лидера. Ну и с учетом опыта в маленьких турбомоторах...Фольксваген?
А потом, что укорять меня, что в авто технологии уже стабильны даже на фронтире?

Кстати, вот те же японцы:) Я для себя сделал вывод, что у них сейчас в развитие традиционных автотехнологий не вкладываются как в первоочередную цель, знаю компанию, которая даже была бы рада продать свой глобальный автобизнес. Потому что цели сейчас биотехнологии ( с фокусом на фармацевтику - ибо богатое и старое население), энергетические технологии (от экологических способов производства и транспортировки до энергосбережения, здесь солар фото генераторс...как это по-русски, неважно, водородные технологии, экономичные светодиоды..), компьютерные технологии где-то уже на третьем месте, а авто где-то далеко. В общем, единственное, зачем нужны глобальные автобизнесы японским многопрофильным компаниям, это из-за каналов сервиса и сбыта, если получится создать машины с водородными или электрическими энергетическими технологиями, то здесь они выстрелят, и все эти корейцы и американцы окажутся снова в технологической яме. Да и половина европейцев.

А просмотр... Я тут друзей-то раз в неделю хорошо если вижу:) Турцию и то смотрел в записи. Где уж тут, в следующие выходные опять в путь-дорогу...
Да и человек я нелюдимый, характер тяжелый:)
SchumBuh
0
Рано списываете Феррари, Дмитрий. Мне кажется, что это пока локальная неудача. В Канаде Феррари будет бороться за самые высокие места, это не вызывает сомнений, т.к. резина будет «их» - СС и М, как в Монако + со скоростью на прямых у них полный порядок.
ЮРИЙ1946
0
Достойная теория и не менее достойный ответ:)
Хотелось бы верить и в достойное воплощение вашей теории
Ответ на комментарий FurForIt
1) Москва не сразу строилась.
2) На безрыбье и Алонсо - итальянский пилот. :)
Написать комментарий 87 комментариев

Новости

Реклама 18+