5 мин.

Большой туризм

Отделившись от гонок спортивных машин в 60-е, ГТ развился в одну из самых привлекательных дисциплин автоспорта. В истории Гран Туризмо были и грандиозные взлеты и больные падения, например, из-за вмешательства господина Экклстоуна с последующим снижением зрительского интереса. Но сейчас стараниями Стефана Рателя ФИА ГТ, в котором соревнуются исключительно частные команды, набрал небывалые обороты, и главное – совсем скоро нам представится возможность понаблюдать за сражениями «Феррари», «Порше», «Ламборгини» на новейшей российской трассе «Евразия-Автодром-Домодедово». Пришло время подготовить почву для надлежащего приема гостей и разобраться, что к чему в королевстве господина Рателя.

Итак, по классификации ФИА существует четыре класса автомобилей Гран Туризмо.

ГТ4 – практически серийные автомобили с минимальными доработками, касающимися, в основном, безопасности. Участвовать в гонках могут только непрофессиональные пилоты.

ГТ3 – основа национальных чемпионатов. Машины уже довольно серьезно дорабатываются – специально готовятся подвеска, антикрылья, но возможностей по настройке гораздо меньше, чем у полностью профессиональной техники. В этом классе неимоверное разнообразие представителей: «Феррари», «Порше», «Астон Мартин», «Додж», «Шевроле», «Ламборгини», «Форд», «Морган», «Альпина», «Аскари», «Ауди». Здесь уже могут выступать профессиональные пилоты, но, чтобы уравнять шансы экипажей, введена так называемая медальная система. Все гонщики обладают статусом от бронзового (непрофессионалы) до платинового (экс-пилоты «Ф-1»), и в одном экипаже могут выступать либо обладатели «серебряных медалей», либо пилоты с «бронзовым» и «золотым» статусом. Гонки категории ГТ3 – одни из самых динамичных и захватывающих из всех классов, а широчайшее разнообразие автомобилей, представленных на стартовой решетке стоит того, чтобы хотя бы раз увидеть эти соревнования. А шанс у нас будет – в 2010 старт сезона намечен в России!

ГТ2 – серьезно модифицированные серийные автомобили. Экипаж уже может быть полностью профессиональным, за что приходится «платить» лишними 35 килограммами балласта. Эта категория сейчас встречается только в чемпионате ФИА ГТ, и на основе технических требований этого класса с 2010 года будет проводиться первенство Европы.

ГТ1 – по существу, прототипы, имеющие с конвейерными сородичами лишь общий блок цилиндров. Эти 600-сильные монстры по средней скорости на круге уступают лишь спортпрототипам и силуэтам ДТМ, а в экипажах – звезды ГТ, заполучить которых хотя бы на один этап мечтает любой национальный чемпионат. На основе технических требований ГТ1 с 2010 года будет проводиться чемпионат мира, но что для нас особенно важно – наряду с гонками в Бразилии, Австралии и Европе, ГТ1 приедет на этап и в Россию!

Какова же ситуация в ФИА ГТ на данный момент? К сожалению, многие на этот вопрос вряд ли смогут ответить, ведь чемпионат этот не пользовался в последнее время популярностью у российских СМИ, даже несмотря на то, что в нем выступали наши соотечественники.

Настоящей новостной бомбой межсезонья была «Ламборгини Мурчелаго» команды «ИПБ-Спартак» со знаменитым спартаковским ромбиком на багажнике. Но вместо сокрушающего удара получился лишь символический жест. Эта белая машина выглядит потрясающе и звучит не менее завораживающе, вот только ехать быстро отказывается напрочь. Может, завет Ферручо Ламборгини о том, что его машины никогда не будут гоночными, все еще в силе? Так или иначе, за весь сезон наша «Ламбо» могла лишь однажды претендовать на триумф – на этапе серии Ле-Ман в Спа, однако и тут победа ускользнула прямо из-под разбитого носа. Безусловно, гораздо ярче проявила себя младшая модель, «Гайардо» категории ГТ3: на ней Роман Русинов с Петером Коксом победили в паре гонок немецкого чемпионата, а Лео Мащицки чуть было не выиграл дождевую гонку британского первенства на «Рокингеме». Именно на младшую модель немецкий коллектив «Райтер», на основе которого была сформирована наша команда «ИПБ-Спартак», возлагает особые надежды. И если проект ГТ1 сейчас выглядит не самым перспективным, то «Гайардо» категории ГТ2 с нашим пилотом за рулем – вполне реальная идея.

Чемпионом по невезению в прошедшем сезоне, бесспорно, стала австрийская команда «Джет-Альянс». Именно их «Астон» считался фаворитом, и даже высокая цена была вполне оправдана не менее высокой скоростью машины. Но весь год у подопечных Лукаса Лихтнера-Хойера грандиозные успехи чередовались с периодами жуткого невезения. Например, на этапе в Адрии обе машины сошли из-за проблем с электрикой. А в Бухаресте экипажи пришлось снять с гонки из-за бракованных элементов подвески. Глава «Джет-Альянса» дожидаться белой полосы в жизни не стал и выставил на продажу оба английских шасси. Таким образом, первый этап 2009 года на «Сильверстоуне», скорее всего, пройдет без участия прославленной английской марки в старшем классе. Но любители ГТ могут утешать себя хотя бы тем, что на английской земле состоится долгожданный дебют «Ниссана» GT-R категории ГТ1.

Японская машина будет только вторым автомобилем в пелотоне-2009, построенным по правилам ГТ1 образца 2010 года. А пионером в этой области стал «Форд» GT швейцарской команды «Матек». Но ничего о потенциале машины сейчас сказать нельзя – новый прототип будет серьезно отличаться от того автомобиля, что навел шороху в ФИА ГТ3, хозяйничал в бразильском ГТ, разбил стройные ряды британского чемпионата и напоследок устроил мастер-класс во французском первенстве.

Пока не совсем понятно, на общих ли условиях будет выступать в наступившем году техника, подготовленная по техническим требованиям сезона-2010. А из всех остальных безусловным фаворитом сейчас выглядит немецкая команда «Витафон». Начав сезон-2008 не слишком убедительно (два вторых и два пятых места), черные «Мазерати» MC12 сполна отыгрались на 24-часовом марафоне в Спа, где система начисления очков позволяет заработать целых 20 баллов. На руку Михаэлю Бартельсу с Андреа Бертолини сыграли и неудачи основных конкурентов: обидная ошибка Карла Вендлингера из «Джет-Альянса», эффектные пиротехнические шоу в исполнении двигателей автомобилей «Шевроле Корветт» C6.R команды «Феникс» и две замены коробки передач у нашей «Ламборгини Мурчелаго». На остальных этапах «Витафон», машины которого были прилично загружены балластом за предыдущие успехи, умудрился контролировать ситуацию в чемпионате. По существу, все расставила по своим местам предпоследняя гонка в Зольдере, где будущие чемпионы победили, воспользовались очередными неприятностями «Джет-Альянса».

В зачете ГТ2 весь сезон бушевало красное море «Феррари» F430 GTC. Бельгийская команда «Проспид» стала единственной, кто на постоянной основе использовал «Порше», и, надо сказать, еще до старта сезона они были обречены на неудачу. Врожденную болезнь модели 911 GT3 текущего поколения – отвратительное сцепление шин задней оси с трассой – за зиму вылечить не удалось. Невероятными усилиями суперпрофессионалы в лице заводского пилота Ричарда Вестбрука и ветерана ГТ Эммануэля Коллара добыли-таки пару побед для немецкой марки, но тотальное преимущество армады «Феррари» подчас позволяло говорить о зачете ГТ2, как о своеобразной высшей лиге чемпионата «Феррари Челлендж». Впрочем, для «Порше» в целом и для «Проспид» в частности будущее видится безоблачным. Для спортивного прототипа «Порше» 9R6, более известного, как «Порше» RS Spyder, этой зимой планируется подготовить всего лишь небольшую аэродинамическую обновку, а будущий штутгартский прототип категории «Ле-Ман-прототип» скорее всего обкатывать будет «Ауди» (R15 TDI). Так что освобождается довольно много времени и инженерных ресурсов, чтобы, наконец, вплотную заняться 911-ой. В самом деле, не на одних же «Суперкубках» и «Кубках Каррера» выезжать!