5 мин.

Феномен Феттеля

Начнем с крамольной мысли, способной вызвать бурю негодования: если бы не коммерческий интерес «БМВ-Заубера», Феттель мог до сих пор отираться в младших гоночных сериях, ходя в «молодых и подающих надежды». Нет, талант парня сам по себе сомнений не вызывал – там, где нужно было давить на газ, рисковать, атаковать на пределе и бороться вплоть до последних метров дистанции, Себ чувствовал себя, как рыба в воде. Проблемы заключались в нелюбви/неумении держать оборону под плотным прессингом и трудностях при доведении покрышек до нужных кондиций в условиях несбалансированной машины. Собственно, в «Формуле-3» данные нюансы и выходили Феттелю боком. При сравнении с тем же Льюисом Хэмилтоном, ставшим чемпионом этой серии в 2005-м, бросалось в глаза, что британец чувствует машину тоньше, защищается искуснее и знает, чего требовать при настройке шасси для идеальной работы машины.

Феттель подобными навыками не обладал. Тем не менее, это не остановило Марио Тайссена, привлекшего соотечественника на должность тест-пилота после увольнения Жака Вильнева из «БМВ-Заубера». Расчет был меркантилен, но при этом взаимовыгоден. Баварцы получали молодого гонщика, соответствовавшего рекламной программе «немецкий пилот в немецкой команде» и неплохо котировавшегося на родине благодаря раскрутке в медиа. Кроме того, новобранец обладал потенциалом (знак качества «Формулв-БМВ» и «Ф-3» на тот момент еще хоть что-то да значил), при надлежащем развитии коего имел перспективу вырасти в интересную боевую единицу. Наконец, траты на воспитание вундеркинда были минимальны. А взяв Себа в аренду за бесценок, Тайссен «пробил» опцион в контракте юноши, согласно которому хинвильцы за определенную неустойку могли полностью выкупить права на пилота. При этом имели право «первой опции»: то бишь пожелай любая иная команда переманить воспитанника «Ред Булла» под свои знамена, Дитрих Матешиц в обязательном порядке обязан был сперва поинтересоваться у «бимеров», не желают ли они приобрести Феттеля. Лишь в случае отказа торг с «иноземцами» был уместен…

Что баварцы дали взамен Себу? Больше, чем можно представить навскидку. Взять хотя бы уникальный опыт работы рука об руку с Ником Хайдфельдом. Ни для кого не секрет, что качественной работе с мягкими составами покрышек юношу обучил соотечественник. Сегодня Феттель довольно уверенно чувствует себя на суперсофте и софте, хотя ранее куда спокойнее ощущал себя при на относительно твердых компаундах. Это легко видеть при пилотировании Себа в дождь – при низких температурах и небольшой деструкции резины немец чувствует себя как рыба в воде, за что многие уже поспешили окрестить парня новым «Человеком дождя». Тем не менее, сейчас даже самый придирчивый аналитик не найдет в работе Себа излишнего (даже можно сказать чрезмерного) пиетета к склонным к износу компаундам. Кроме того модели поведения Хайдфельда при защите позиции явно прослеживаются в нынешних оборонительных маневрах Феттеля. Не знаем, сознательно ли младший из немцев копировал приемы старшего, или же он просто перенимал лучшее и подгонял это под собственные лекала, но факт остается фактом. Согласитесь, в 2008-м Себ защищался довольно грамотно, хотя по-прежнему излишняя эмоциональность порой стоила ему потери мест в необязательных ситуациях.

Копнем глубже: кажется, благотворно отразилось на юниоре и сотрудничество с Кубицей. Особенно это проявляется в нахождении общего языка с машиной, страдающей от избыточной поворачиваемости. Поляк сам недолюбливает данное явление, посему в ходе тестов и гонок не устает изобретать новые и новые ходы по устранению диспропорции. Феттель же, с его великолепным качеством быстро усваивать материал, явно мотал на едва пробившийся ус славянские уроки мастерства. В результате среди всех подтвержденных участников чемпионата-2009 в его лице мы имеем третьего пилота (вместе с Нико Росбергом и Фернандо Алонсо), который не имеет ярко выраженных пристрастий к тому или иному виду поворачиваемости при настройке машины, но комфортно уживается с обеими из них!.. Некоторые из зарубежных коллег утверждают, что Кубица посодействовал пониманию Феттелем нюансов настроек подвески болида «Ф-1», однако документальных подтверждений этому моменту мы не нашли.

Наконец, именно «БМВ» позволил Феттелю окончательно сформировать собственный стиль пилотирования, заключающийся в осмысленной комбинаторике агрессии и плавности работы рулем и педалями. Заметьте, в скоростных поворотах Себ ведет себя довольно активно – четко бьет по газу, выворачивает руль точеным движением (а то и полудвижением), атакует поребрики с минимальной амплитудой. В то же время при входе в эски старается выдержать избранную траекторию, уделяет максимум внимания плавным махам «баранки», мягко оттормаживается, словно собирается осуществлять маневр в несколько стадий. Примечательно, что такой полярностью не может похвастаться никто из конкурентов Себа. Хотя мастеров в пелотоне предостаточно.

Кстати, долгое время недоброжелатели Феттеля называли его «тепличным пилотом», что, отчасти имело основания. В начале сотрудничества с «бимерами» немцу вменялось в обязанности в тестовом режиме проверять надежность узлов и собирать данные с машин, уже настроенных боевыми пилотами. При этом зачастую Себ пользовался новыми покрышками и использовал уровень топлива, ориентированный на прохождение быстрого круга либо краткосрочного отрезка. То бишь по умолчанию имел возможность показывать классные результаты на фоне остальных испытателей. Однако по ходу привыкания к команде, приобретения опыта и шлифования техники Феттелю стали доверять более ответственные задачи и нагружать столь же серьезно, как и Кубицу с Хайдфельдом. Тогда-то парень и начал удивлять общественность зрелыми выступлениями, вылившимися в скорый дебют, а затем и в начало блистательной самостоятельной карьеры.

Напоследок обратим внимание на «фишку» Феттеля образца-2008. Концентрация немца во время обгонов без преувеличений сравнима с собранностью представителей элиты королевских автогонок. Вспомнить хотя бы Гран-при Бразилии, под занавес которого Себ оставил не у дел старого знакомого – Льюиса Хэмилтона. Дважды выиграть у британца битву нервов, бесподобно оттормозиться на выходе из поворота, перекрестить линию контратаки – и все это сделать на одном дыхании! Согласитесь, задачка не для среднего ума… Да и в дождевых гонках нынешнего сезона немец умело держал темп, не позволяя даже секундной расслабленности выбить его из ритма на круге. Поверит ли сегодня кто-нибудь, что рыдающий паренек, протаранивший Марка Уэббера на Гран-при Японии-2007 и метеор, пронесшийся по Интерлагосу-2008 – одно и то же лицо?! А ведь меж тем так оно и есть!

Остается лишь задаваться вопросом, сколь далеко сможем пойти Себ, если продолжит устранять ошибки тщательной работой над собой и останется верен привычке перенимать лучшее из техники коллег. Следующая остановка – «Ред Булл»…