7 мин.

Развод по-итальянски

Прошедший сезон для Скудерии был наполнен почти шекспировскими страстями. Сюжетных поворотов в нем хватило бы на пару-тройку лет любой команде поменьше – да что там поменьше, просто любой команде. Самое интересное, что итоги закончившегося чемпионата плавно перетекают в описание ожиданий от следующего. Все, чего «Феррари» добилась за 2009 год, стало лишь заделом на будущее, попыткой избавиться от оставленного предшественниками наследства и построить нечто новое. Но обо всем по порядку.

К старту чемпионата команда по обыкновению подходила с позиций одного из лидеров, претендента на всевозможные титулы и трофеи. Испытания, по заверению руководства и пилотов, прошли нормально, основным моментом, на котором акцентировалось внимание, была надежность – видимо, сказывался не самый удачный опыт сезона-2008. Тем не менее, на барселонских тестах Доменикали обратил внимание на нового неожиданного конкурента: «Не хочу, чтобы вы подумали, что ухожу от ответа про сравнение с соперниками, но сейчас действительно крайне сложно делать какие-то предположения. Всего несколько дней назад было достигнуто определенное равновесие между всеми командами. Вдруг появилась конюшня Росса Брауна, и характеристики их машины оказались совершенно неожиданными. За «Брауном» нужно внимательно следить». Опасения в связи с темпом бывшей «Хонды» выражал и Фелипе Масса.

Старт чемпионата для «Феррари» получился обескураживающим. Уже на первом Гран-при сезона стало ясно, что в Скудерии не зря волновались и за надежность, и за скорость болидов. Ни Райкконен, ни Масса не смогли добраться до финиша в Австралии, причиной неудачи Доменикали назвал низкий темп в сравнении с выстрелившими конкурентами. В последующих двух гонках опасения только подтвердились – команда действительно сильно отставала от новых лидеров. Среди причин неудач назывались технические проблемы, неверная стратегия на гонку, в конце концов, небезызвестные двойные диффузоры. Но основной идеей, которая чуть позже станет лозунгом всех интервью и пресс-релизов команды, было потерянное в борьбе за прошлогоднее чемпионство время. «Мы сражались с «Маклареном» в 2008 году и были полностью сконцентрированы на борьбе за титул. В этом отношении мы его завоевали. Естественно, это повлияло на нынешнюю ситуацию, ресурсы были ограничены. Нельзя получить все сразу. Мы бросили много ресурсов на доводку машины 2008 года», – оценивал ситуацию Доменикали.

Как бы то ни было, в первых трех гонках команда не набрала ни одного очка, коллективный протест против двойных диффузоров был отклонен, а конкуренты из «Брауна», «Ред Булл» и «Тойоты» очевидно не собирались сбрасывать темп. Пожалуй, единственным утешением могло послужить то, что «Макларен» также оказался в чрезвычайно тяжелой ситуации – вероятно, по той же, упомянутой Доменикали, причине. Примерно в это же время наметилось легкое расхождение в оценке положения пилотами – если Масса в тон руководству пытался оставаться оптимистичным, то Райкконен наоборот чаще говорил о проблемах и недостатках. Болельщики, разумеется, воспринимали эти интервью по-разному – кто-то поддерживал Массу в его оптимизме, кто-то говорил, что Кими просто реальнее смотрит на вещи. Но это, думается, было не самой серьезной проблемой «Феррари» на тот момент.

Тем временем, пока в «Формуле-1» начинал разгораться политический скандал, пока Макс Мосли вещал о том, как «этот спорт проживет и без «Феррари», команда начала постепенно идти на поправку. По три очка удалось набрать в Бахрейне и Барселоне, Вполне приличный результат в Монако – 3 и 4 места – позволял надеяться на дальнейший прогресс. Но кризиса доверия Доменикали избежать не удалось. Именно этот период стал для итальянца самым психологически сложным, больше всего ему пришлось отвечать на вопросы о том, не собирается ли он покидать свой пост, чтобы спасти положение. Определенную долю давления с руководителя Скудерии снимали постоянные взаимные выпады Луки ди Монтеземоло и Макса Мосли в прессе и только набиравший оборот слух о скором переходе Алонсо. Но напряженность в поведении Доменикали все же оставалась.

За всей закулисной борьбой результаты гонок как-то ушли в тень, вероятно потому, что результаты эти были достойны скорее крепкого середняка, а не команды, позиционировавшей себя претендентом на титул. Но отношение «Феррари» к собственным неудачам плавно поменялось – Фелипе Масса уже радостно сообщал о возможности финишировать в очках, Райкконен по-прежнему говорил о проблемах, но, кажется, положение уже не казалось ему столь безнадежным, а руководство конюшни уже начало смотреть в следующий сезон – Алонсо все настойчивее сватали в Маранелло, а Доменикали и ди Монтеземоло прямо говорили о скором начале работы над новой машиной.

После Гран-при Венгрии единственным новостным поводом «Феррари» на некоторое время стал Фелипе Масса. Тяжелая травма, полученная в квалификации, заставила бразильца пропустить всю оставшуюся часть сезона, а болельщиков изрядно поволноваться за его здоровье. Три недели, отделявшие Гран-при Венгрии от Гран-при Европы, кажется, вместили настоящую новостную бурю. Сразу после инцидента на «Хунгароринге», разумеется, посыпались различной степени правдоподобности предположения о том, кто же заменит Фелипе за рулем. Первым кандидатом в сменщики оказался, как ни странно, Михаэль Шумахер. Немец исправно поставлял поводы для всяческих дебатов на протяжении почти двух недель. Но так же внезапно было принято решение не рисковать чемпионским здоровьем и посадить в Валенсии за руль второго болида Луку Бадоера.

Вряд ли итальянец с теплым чувством будет вспоминать те два Гран-при, которые он провел в сезоне-2009, хотя у болельщиков определенно появилось много поводов для добрых и не очень добрых шуток в его адрес. Мало того, что вечный тест-пилот «Феррари» так и не смог приспособиться к машине и добиться какого-либо результата, он успел поучаствовать в паре достаточно забавных инцидентов, таких, как четыре раза превышенная скорость на пит-лейн в Валенсии или пропуск Хейкки Ковалайнена опять же на пит-лейн в Спа. Не выдержав, «Феррари» решила воспользоваться услугами более привычного к гоночной обстановке пилота и переманила Джанкарло Физикеллу из «Форс-Индии». Итальянец сразу же воспылал энтузиазмом – уж он-то точно сделает все возможное, чтобы помочь команде.

Но Физикеллу ждало то же разочарование, что и его соотечественника – начиная с Гран-при Венгрии очки Скудерии приносил только Райкконен. Что за метаморфоза произошла с финном после аварии Массы, сказать сложно. Факт в том, что за вторую половину сезона Кими набрал больше очков, чем вдвоем с Массой в его начале. Здесь кроется самое большое противоречие, которое не позволяет однозначно оценить проведенный командой чемпионат. Финн добился впечатляющих результатов, практически в одиночку завоевал для команды четвертое место в Кубке конструкторов (и лишь чуть-чуть ему не хватило для того, чтобы удержать ее на третьем), на машине, работа над которой встала в середине чемпионата. Не этого ли ожидала команда от чемпиона мира 2007 года, когда Доменикали на старте сезона говорил о будущем гонщика: «Кими выглядит мотивированным, он похудел на три килограмма. Он чувствует, что для него и как пилота, и как сотрудника «Феррари», это будет важный сезон. Этот год определит его будущее». Но в то время как Кими набирал обороты, выигрывал Гран-при Бельгии, который стал единственной победой обладателя последнего Кубка конструкторов, набирали силу и разговоры о том, что Фернандо Алонсо займет его место в следующем сезоне.

Сложно сказать, чем руководствовались в Маранелло, принимая решение о досрочном расторжении контракта с Райкконеном и приглашении Алонсо, но ясно одно: команда твердо встала на путь кардинальных перемен и реорганизации, а в такие моменты обычно приходится чем-то жертвовать ради достижения целостности картины. С уходом всех ключевых фигур, сделавших возможными прошлые успехи – Михаэля Шумахера, Росса Брауна, Рори Берна и Жана Тодта, попрощавшегося со Скудерией аккурат перед стартом сезона, необходимы были качественные перемены. И «Феррари» начинает все заново, строит абсолютно новый коллектив, о чем кроме всего прочего говорят и перестановки ключевых фигур по ходу чемпионата: перемещение Луки Балдиссерри на закулисную позицию, уход главного аэродинамика Джона Айли, замена Жиля Симона на Луку Марморини. С этих позиций прошедший год смело можно назвать переходным, и для переходного сезона «Феррари» выступила вполне достойно. Метания с гонщиками вполне объяснимы неопределенностью, царившей в паддоке и в самой команде. В итоге крайне неудачные выступления Физикеллы и Бадоера говорят о том, что болид изначально имел не самую удачную концепцию – не зря жалобы пилотов относились не к какой-то определенной области, а к общей нехватке скорости и разнообразным мелким проблемам.

Предсказывать возможную форму «Феррари» в следующем сезоне – занятие неблагодарное. Итальянская конюшня поставила на карту все, а открытое объявление о прекращении работы над болидом отрезало путь к отступлению. В будущем году оправдание недостатка скорости нехваткой времени из-за борьбы за чемпионство по очевидным причинам не сработает. Несмотря на свою конкурентоспособность, пара пилотов Алонсо – Масса по определению не является самой спокойной, и, хотя проблем может и не возникнуть, с той же вероятностью может произойти что-то неожиданное. В конце концов, Доменикали совсем не доказал свою состоятельность в качестве руководителя команды, и «Феррари», возможно, придется сделать и его жертвой на пути к былым успехам.