6 мин.

На две половинки

Подведение итогов сезона-2009 для «БМВ-Заубера», как и для некоторых других команд, можно совместить с подведением итогов всей кампании немецкого автоконцерна в «Формуле-1». Но сказать, что прошедший чемпионат стал отражением всего, что происходило с командой с момента покупки ее «БМВ», к сожалению, не получится. Сезон, со всеми его непредсказуемыми поворотами, не стал логическим продолжением прошлого, а внес заметную путаницу в восприятие «Заубера» болельщиками и, судя по всему, советом директоров автоконцерна. По сути, решение о продаже команды разделило ее сезон на две части, рассматривать которые нужно под разным углом.

Кампания «БМВ» в «Формуле-1», в отличие от тех же «Хонды» и «Тойоты», проходила достаточно успешно и уверенно. Подиум в первом сезоне, уверенные выступления в лидирующей группе во втором, за этим пришла и первая победа. Если вспомнить чемпионат-2008, команда практически до последней гонки сохраняла шансы на титул. Разумеется, ожидания от сезона-2009 были как никогда высоки. Пара опытных, быстрых пилотов, поддержка автоконцерна, обнадеживающие результаты прошедших чемпионатов – казалось, у «БМВ-Заубера» было все, что только может потребоваться для, по меньшей мере, борьбы за чемпионство.

Начало сезона сложилось не совсем в соответствии с планами конюшни, но и поводов для паники не возникало. В то время, пока руководство пыталось спорить с ФИА относительно двойных диффузоров, используемых конкурентами, гоночные результаты, казалось бы, вот-вот должны были прийти. В Австралии Кубица претендовал на победу, но попал в досадный инцидент с Себастьяном Феттелем, и вынужден был сойти с дистанции. Руководитель команды Марио Тайссен с уверенностью говорил о том, что болид поляка был «на две секунды быстрее машины Баттона, который столкнулся с проблемами на мягком типе резины». В Малайзии Ник Хайдфельд сумел стать вторым в прерванной из-за дождя гонке. Но, несмотря на оптимизм Тайссена, пилоты с самого начала сезона говорили о проблемах. Кубица с первого же Гран-при не мог использовать KERS из-за неоптимального баланса болида, Хайдфельд жаловался на все понемногу – преимущество конкурентов в лице диффузоров, неидеальную работу покрышек и банальное невезение. К Гран-при Китая ситуация стала особо острой – поляк открыто заговорил о необходимости скорейших перемен: «Если мы хотим бороться за первые места, в машину надо вносить очень значительные изменения. Техническое отставание от команд-лидеров огромно. Кое-кто из соперников уже меняет болиды в соответствии с решением ФИА о диффузорах. Наша же машина не изменилась с Гран-при Австралии. Отрыв от быстрейших болидов остался прежним, зато «Макларен», «Торо Россо» и «Рено» теперь сильнее».

Среди всех неприятностей первой половины сезона стоит, пожалуй, выделить две – KERS и чрезвычайно медленную скорость доработки болида. «БМВ-Заубер», наряду с «Уильямсом», стал настоящим апологетом введения системы рекуперации кинетической энергии в 2009 году, но когда дело дошло до практической реализации идеи, что-то пошло не так. Уже упомянутые проблемы Кубицы и в целом менее эффективная чем у того же «Макларена» работа узла вынуждали команду постоянно вносить изменения в болид, и, в конце концов, на Гран-при Великобритании было объявлено об отказе от KERS. Если учесть, что вышеупомянутый «Уильямс» так и не осмелился представить свою систему, ее вполне можно награждать титулом «самой неудачной идеи сезона».

Что же касается темпа работы над болидом, он стал настоящим бичом команды в первой половине чемпионата. Тот же двойной диффузор был внедрен лишь на Гран-при Турции, и, хотя прогресс команды в тот уик-энд был вполне очевиден, дальнейшие успехи так и не последовали. Марио Тайссен оставался оптимистом, говорил о постепенном прогрессе и о том, что возвращение былой формы совсем близко: «После трех успешных лет наступил спад, но мы справимся с ним. В конце концов, команда осталась той же. Мы настроены на дальнейшую работу, я думаю, скоро дела «БМВ» резко пойдут в гору». Тем временем, Роберт Кубица постепенно приближался к лимиту на использование движков, слухи связывали Ника Хайдфельда сразу с несколькими конюшнями, а из стана автоконцерна приходили все более тревожные новости о финансовых потерях.

Когда в конце июля «БМВ» объявили о завершении программы в «Формуле-1», версий причины такого поступка было великое множество. Истина, вероятно, заключается в некоей совокупности всех факторов. Нет сомнений в том, что финансовый кризис больно ударил по карману автопроизводителя, заставил вновь и вновь пересматривать расходы и оценивать их эффективность. По подсчетам Formula Money, проведенным в августе, «Заубер» стал командой, которая потратила наибольшую сумму на завоевание каждого очка – в среднем 15 млн евро. Разумеется, мы теперь знаем, что в конце сезона очков у конюшни заметно прибавилось, что снизило их стоимость, но на тот момент дела выглядели действительно неутешительно. Отказ от возлюбленного детища «БМВ», KERS, надо думать, тоже оказал значительное влияние на капитуляцию немцев. Как бы то ни было, решение было окончательным, и воображение рисовало мрачные картины того, как команда прекращает работать над болидом и начинает поиски инвесторов или новых рабочих мест.

Тем удивительней та метаморфоза, которая произошла с «Заубером» после заявления «БМВ». Если из первых 10 гонок сезона конюшня смогла набрать очки лишь в трех, то, начиная с Гран-при Европы, один или оба пилота обязательно приходили в первой восьмерке. Благодаря этому подъему «БМВ-Заубер» смог в итоговой классификации обойти не только очевидных аутсайдеров, но и значительно более благополучный «Уильямс». Что послужило причиной внезапного «воскрешения», однозначно сказать трудно. Вероятно, это было стремление показать, что административные и технические ресурсы находятся в рабочем состоянии, заверить потенциальных инвесторов в состоятельности компании. Или та медлительность в развитии болида, которая так мешала в начале сезона, накопила идей и вылилась в серьезный прогресс под его конец. Если та же «Феррари» или «Рено» достаточно рано прекратили всяческие попытки доработать машину, вполне логично предположить, что успехи середины сезона сменятся спадом в концовке, и те, кто был медлительнее на старте, воспользуются преимуществом. Очевидно одно – как ни странно это прозвучит, уход «БМВ» в этом году пошел на пользу «Зауберу».

Оценить сезон команды в целом значительно сложнее, нежели его половины в отдельности. С одной стороны, задачи не выполнены – команда не смогла ни обосноваться в группе лидеров, ни бороться за чемпионство. KERS, достаточно успешно воплощенный «Мерседесом» и «Феррари», оказался провальной технологией для «БМВ», к тому же технологией, аккумулировавшей значительные денежные средства.

Но у этого сезона была и другая сторона. Думается, ни один из участников чемпионата не провел его согласно ожиданиям. У всех в этом году были свои проблемы и потрясения, и с этой точки зрения «БМВ-Заубер» справился с ситуацией достойно и оказался на заслуженном шестом месте в Кубке конструкторов. Команда не позволила себе опуститься ниже своего уровня, смогла вовремя собраться и то, что она показала в конце чемпионата, достойно уважения.

Что касается гонщиков «Заубера», оценить их работу в этом сезоне непросто. Ни один из них не показал чудес пилотажа, не прыгнул выше головы, но, в то же время, оба выступали на своем приличном уровне. Хайдфельд поддерживал репутацию стабильного и быстрого, но не самого везучего гонщика, Кубица же, кажется, в начале чемпионата был подвержен резким перепадам настроения, много жаловался на обстоятельства и команду, но в итоге смог закончить сезон рядом хороших выступлений.

Как ни печально, на момент написания материала дальнейшая судьба команды еще не известна. Более того, неизвестна и судьба основных действующих лиц – Кубица подписал контракт с «Рено», но французы еще могут удивить всех и покинуть «Формулу-1» под новый год. Хайдфельд, которого активно сватали в «Макларен», уже там не окажется. Самым очевидным вариантом для немца является «Мерседес», но как знать, о каких «сюрпризах в составе» говорил Норберт Хауг. Все же остальные работники команды, во главе с Марио Тайссеном, затаив дыхание ждут прояснения ситуации с местом «Тойоты» на стартовой решетке-2010. В таких условиях представляется невозможным дать реалистичный прогноз на следующий сезон. Но мы-то с вами видели, на что способна команда, от которой никто ничего не ждал. При условии, конечно, что она выйдет на старт чемпионата.