5 мин.

Урок чемпиона

Себастьяна Леба частенько называют «раллийным Шумахером». В воскресенье француз сделал еще один шаг к тому, чтобы сравняться с немцем по числу титулов чемпиона мира. Интересно, если Себ станет восьмикратным, будут ли Михаэля Шумахера называть «формульным Лебом»?

Цена победы на заключительном этапе чемпионата мира по ралли 2009 года была настолько высокой, что еще перед стартом обе заводских команды – «Ситроен» и «Форд» – постарались набрать как можно больше козырей. Само собой разумеется, обе провели продолжительные предгоночные тесты, а кроме этого «Форд» отправил Микко Хирвонена на старт Ралли Камбрии, где финн выступил в роли пилота «нулевого» экипажа. В «Ситроене» поначалу планировали заявить Себастьяна Леба на это же ралли, но отказались от идеи, вместо этого проведя дополнительный день испытаний. С целью оказания возможной помощи, под знамена «двойных шевронов» были призваны опытнейшие пилоты: Петтер Сольберг должен был дебютировать в составе юниорской команды «Ситроена» и в случае необходимости оказать поддержку французу, а главным «джокером» должен был стать стартующий в самом конце пелетона на переднеприводном «Ситроене» C2R2 известный французский раллийный ветеран Патрик Маго. Хитрые ситроеновцы решили использовать его в качестве своеобразного «gravel crew» – экипажа-разведчика, однако здесь не повезло – их замысел был разгадан организаторами, которые намекнули, что так поступать не стоит. Заявка была отозвана.

Несмотря на то что перед стартом заключительного этапа Себастьян Леб находился в положении догоняющего, проигрывая Микко Хирвонену одно очко, как-то не особенно верилось в то, что финн сможет одолеть пятикратного чемпиона мира. Обреченность сквозила даже в словах тех, кто должен безоговорочно верить в силы своего кумира – фанатов финского пилота. Они еще до старта ралли рассуждали о том, к каким духам обратиться, чтобы те помогли лидеру личного зачета одолеть пятикратного чемпиона мира.

Себастьян Леб редко заканчивал сезон в роли догоняющего. Однако отсутствие опыта таких «концовок» отнюдь не делало его слабее, скорее наоборот – французу было нечего терять. Выбор же площадки для финального сражения был, скорее, на руку эльзасцу, ведь именно здесь он получил один из самых болезненных уроков в своей раллийной карьере...

У Себа есть одна особенность – в отличие от соперников, он всегда делает выводы из ошибок и никогда их не повторяет. Шесть лет назад француз потерял титул чемпиона мира по ралли именно в Великобритании. Тот случай он запомнил и в этот раз все сделал по-другому.

В 2003 году тогда еще никакой не пятикратный чемпион мира по ралли, а просто талантливый «асфальтовый специалист» Себастьян Леб проводил первый полный сезон в чемпионате мира и перед последним этапом опережал своего соперника Петтера Сольберга на одно очко. Тогда Себ получил отличный урок от норвежца, который в итоге и стал чемпионом мира: Петтер в первый день оторвался совсем немного, на 8 секунд, во второй день резко ушел в отрыв (41 секунда) и в третий просто контролировал разрыв между собой и Лебом.

Забавно, но сейчас Себастьян сделал в точности то же самое: в первый день он создал небольшой отрыв в пять секунд, во второй резко оторвался от Хирвонена на полминуты и в воскресенье ехал «по сплитам». Браво, Себ, урок Петтера пошел впрок! Интересно, сделает ли в будущем выводы из своего провала Микко?

По окончании ралли Великобритании 2009 года журналисты и болельщики разошлись в оценках, когда же Микко Хирвонен проиграл гонку, какой момент стал переломным. Кто-то считает, что перелом произошел после истории с оторванным капотом, кто-то полагает, что все было решено к середине второго дня, когда Себастьян Леб резко оторвался от финна, но на самом деле все решилось уже на первой секции первого дня ралли. Ведь именно после нее стало понятно, что Леб сумел навязать Хирвонену свою игру, и дальше гонка пойдет под руководством эльзасца. «Я контролирую сплиты, спецучасток был неплох», – утверждал Хирвонен на финишах допов, теряя с каждым разом одну-две секунды. Нет, с таким настроем раскатившегося француза, которому было нечего терять, остановить было невозможно.

Тактика Себастьяна Леба оказалась простой и успешной – гнать во весь опор там, где это возможно, периодически подбрасывая финну приманку в виде отыгранных секунд, вызывая у него иллюзию возможной смены лидера гонки. И Хирвонен раз за разом попадался! Только Себ чуть-чуть «сольет», как на следующем СУ Микко идет в яростную атаку, совершая при этом закономерные ошибки – вылеты с трассы, прохождение поворотов «вперед кормой» и так далее. А Леб при этом компенсирует проигранные допом ранее секунды и отрывается все дальше и дальше. Финн так и не понял, в чем же заключалась его ошибка. Даже когда после неправильного приземления на одном из трамплинов он потерял гонку...

Да, Хирвонену не повезло. Кто знает, чья была бы очередь радоваться после финиша ралли, если бы застежки капота «Форд» RS WRC 2009 выдержали. Хотя, с другой стороны, после неудач второй половины сезона Себастьян Леб может многое рассказать о невезении. Но в Великобритании именно француз вынудил финна совершить самую большую ошибку сезона – неправильное приземление и жесткий удар привели к поломке замков капота, который затем на скорости в 170 км/ч открылся, полностью перекрыв обзор. Счастье еще, что Микко смог вслепую пройти пару поворотов и остановиться, а не вылетел с трассы в лес.

По иронии судьбы, Ралли Великобритании во многом стало своеобразным отражением всего сезона-2009. Себастьян Леб выиграл гонку, пикируясь с Микко Хирвоненом. Дани Сордо финишировал третьим, в полном соответствии со своим положением в итоговой таблице результатов. Петтер Сольберг в Великобритании, как и по ходу всего сезона, находился среди лидеров, но не в лидерах. Яри-Матти Латвала в традиционном стиле собрал миллион проблем – поломки приводов, вылеты с трассы, пробитые колеса. Себастьян Ожье также сотворил финиш в своем традиционном стиле – «крыша» в несколько оборотов и сход. И, наконец, абсолютно незаметные по ходу гонки, но зато успешно добравшиеся до финиша в очковой зоне Хеннинг Сольберг, Мэтью Уилсон и Конрад Раутенбах. В общем – сезон-2009 в сжатом виде!

Путь к шестому чемпионскому титулу оказался для Себастьяна Леба труднее, чем к любому из предыдущих. Что это – случайность или тенденция? Так сложились звезды или же француз потерял мотивацию? Сейчас дать ответ на эти вопросы невозможно. Все прояснится только через год, когда в середине ноября 2010-го на финише ралли Великобритании мы будем поздравлять нового чемпиона мира – последнего из эпохи «уорлдралликаров»...