8 мин.

В шаге от финала

Как по рельсам

Солнечная Каталония и ее знаменитые асфальтовые дороги принимали предпоследний этап WRC, и как всегда на таком покрытии претендент на победу был только один. Лишь фатальное невезение могло помешать пилоту «Ситроена» Себастьяну Лебу одержать свою 53 победу на трассах чемпионата мира.

Сам этап в Испании примечателен тем, что это всего лишь второе за год полностью асфальтовое ралли, но в отличие от узких, затопленных дождем, разбитых дорожек островного государства, каталонские больше похожи на гигантский автодром.

И практически с первых же километров дистанции стало ясно, что, несмотря на внушительный объем испытаний перед гонкой, на сухом асфальте пилот «Форда» Микко Хирвонен поспорить за победу с заводскими «Ситроенами» вряд ли сможет. Кроме того, финн в очередной раз озвучил установку на то, чтобы не бороться с Себастьяном Лебом и довольствоваться вторым местом. С одной стороны, от лидера чемпионата болельщики вправе ожидать не бухгалтерские прикидки, а нацеленность на победу. Однако, вспоминая начало сезона, когда Себ выигрывал этап за этапом, поневоле согласишься с Микко. Тем более, на асфальте переиграть эльзасца просто нереально, да и второе место в сложившихся обстоятельствах было бы великолепным результатом. Не забудем, что теперь на «Ситроен» работают не только Дани Сордо и Себастьян Ожье, но и получивший относительно свежий автомобиль Петтер Сольберг. Именно этого трио и опасался Хирвонен перед стартом очередного этапа.

Если привыкающего к новой машине Сольберга и юниора Ожье финну опередить удалось, то от дуэта лидеров уже в пятницу его отделяла пропасть в полминуты. Интересно, что первый день ралли остался за Сордо: все утро Леб терял время из-за недостаточной поворачиваемости своего С4. Однако в обед француз внес коррективы в настройки и к вечеру сократил отставание от местного героя до минимума. Спортивный директор PSA Оливье Кеснель без тени смущения заявил, что Сордо взвинтил темп для того, чтоб остудить порыв Хирвонена и отодвинуть финна на третье место с самого начала ралли. В дальнейшем планировалось провести привычную рокировку и дублем обеспечить победу «Ситроена» в зачете производителей. Лидеру чемпионата оставалось надеяться лишь на ошибку или проблемы с техникой у представителей «двойного шеврона», так как на асфальте мало того, что «Форд» уступает «Ситроену», но и сам Микко не особо блещет.

Не слишком блистал и Евгений Новиков. Неплохо приняв первый старт в WRC в экипаже со Стефаном Прево и закрепившись на седьмом месте, наш пилот привычно покинул гонку из-за аварии уже в пятницу. Возвращение в субботу дивидендов не принесло: очередной сход.

В зачете юниорского чемпионата мира вся интрига сводилась к тому, сможет ли пилот «Сузуки» Аарон Буркарт занять второе место по итогам года. Волею спортивного регламента, который обязывает участвовать лишь в шести этапах из восьми, главный соперник немца Михал Косцюшко, также представляющий японскую марку, вынужден был довольствоваться ролью наблюдателя – свои возможности заработать зачетные баллы он уже израсходовал. Буркарту, который уже финишировал первым на асфальтовом ралли Ирландии, нужно было побеждать или занимать второе место, чтобы опередить товарища по команде в личном зачете.

Как и ожидалось, лидерство в первый день захватил экипаж на «Ситроене», но за рулем был не Мартин Прокоп, уже обеспечивший себе чемпионское звание, а голландец Ганс Вейс, который воспользовался невысоким темпом чеха, обусловленным проблемами с тормозной системой. Впрочем, днем чемпионскую машину отремонтировали, и Прокоп без труда занял привычное для себя место во главе финишного протокола. Буркарт тем временем стартовал не слишком удачно. Немец проиграл не только «Ситроенам», но и маломощной «Рено Клио» R3 местного пилота Хорхе Марти.

В дальнейшем гонка складывалась для Буркарта все хуже и хуже. Разворот и проблемы с управлением отбросили его на пятое место в ралли и третье в личном зачете. Прокоп также не смог закончить сезон по чемпионски из-за схода, который вывел в лидеры Вейса. Второе место благодаря неудаче Марти на предпоследнем СУ перешло к Симоне Бертолотти.

Что касается основного зачета, то гонка проходила спокойно и не вызывала особых положительных эмоций от какого-либо действительного накала борьбы в лидирующей группе. В субботу вечером экипажи «Ситроена» поменялись местами. Командная тактика очевидна, и пилотам негоже было ломать комедию, расписывая, какая напряженная дуэль кипит внутри коллектива. Стройные боевые порядки не нуждаются в популяризации или излишнем романтизме. Заяви Сордо, что не проблемы с управляемостью, а четкая установка лишили его победы, было бы гораздо честнее перед простым болельщиком, на слово верящим новостным выпускам.

Очередной великолепный результат Себа, дубль «Ситроена» принесли «двойным шевронам» титул в зачете производителей и, кто бы сомневался, обострили ситуацию в личном зачете перед последним этапом, который пройдет на гравийных дорожках Ралли Уэльса. Кто-нибудь еще верит, что там непременно победит быстрейший?

«Корветт» V7 на разноцветных полях «Поль-Рикара»

Стефан Ратель предпринял очередную попытку провести гонки на испытательной трассе в Ле-Кастелле. Как известно, выезд трехлетней давности окончился не слишком удачно и запомнился как гонки под эгидой ФБР: на трассе попросту нет трибун, и за гонкой наблюдали лишь единицы. Конфигурация автодрома также не вселяет оптимизма: две длиннющие прямые, разбитые шиканами, связаны накрученным медленным первым сектором и немного более живым третьим. Загогулина последнего поворота – как символ всей трассы – пилотам здесь действительно предстоит непростое испытание в виде борьбы со скукой и наворачивания на руль. Ландшафт «Поль-Рикара» не менее тосклив. По сравнению с ним, «Сильверстоун» просто нереально холмист и живописен. Судя по всему, этап так и запомниться причудливыми декорациями расписных зон безопасности. Стремление СРО проводить гонки лишь на эксклюзивных и необычных трассах иногда приводит к плачевному результату. Пусть, на «Леденон» привести чемпионат было затруднительно, но «Дижон» вполне мог принять этап. А уж там-то, на русских горках скоростной трассы, зрелище могло стать действительно увлекательным. Но минувшие соревнования во Франции, как неудобные, но единственные ботинки франтоватого скупердяя – менять поздно, а идти на прием надо.

Со спортивной точки зрения, гоночный уик-энд обещал стать довольно интересным. Во-первых, старушка «Феррари» F550 должна была, наконец, провести свою прощальную гастроль на этапах чемпионата мира. В экипаже числился никто иной как Оливье Панис, участвующий во французском чемпионате. Во-вторых, волею календаря, этап был совмещен с гонками национального первенства, где также участвуют машины категории ГТ1. Данная ситуация позволила некоторым французским командам заявиться в заездах обоих первенств. Механики в поте лица меняли кузовные панели и рекламные наклейки, а пилоты делились с инженерами выявленными особенностями поведения автомобилей на шинах разных поставщиков, предписанных к использованию в FFSA GT и FIA GT.

Судя по гонке 2006 года, трасса должна была благоволить «Корветтам», которые благодаря их V8 и огромному крутящему моменту имели преимущество на выходе из медленных поворотов, ведущих на стартовую и еще более длинную заднюю прямую «Мистраль». Особо зорко соперники следили за квази-бразильской «Сангари», чей «Шевроле» не был нагружен балластом. Майк Хеземанс, наоборот, вез с собой центнер. Михаэль Бартельс вполне мог рассчитывать на выход в лидеры общего зачета, ведь, его «Мазерати» была гораздо легче. Игру с весовыми гандикапами все держали в уме, ведь, на требовательный к технике последний этап в Зольдере никто не хотел ехать тяжелогруженым. Именно поэтому был смысл пропустить вперед тех, кто не сражается за высокие места.

Начало гонки осталось за Майком Хеземансом, который стартовал просто блестяще, прорвавшись сквозь плотный строй «Мазерати» на второе место. Впереди остался лишь Алекс Мюллер на легкой машине, и он начал наращивать отрыв. Счастье Хеземанса оказалось недолгим. Лишний центнер дал знать о себе незамедлительно: Андреа Бертолини тут же начал атаки на желтый «Шевроле», который серьезно тормозил пелотон – быстро освоившийся за рулем ГТ Энрике Бернольди даже успел обогнать одну из «витафоновских» машин. На минуту показалось, что пилоты на американских купе начали, наконец, играть командно, отбирая очки у команды Бартельса.

Но все старания разрозненных коллективов на «Корветтах» оказались бесполезными. Через 20 минут после старта на машине Хеземанса случились перебои с зажиганием, и он вынужден был пропустить весь пелотон ГТ1 вперед. Бернольди логично решил, что играть на Майка уже нет смысла, и принялся реализовывать колоссальный потенциал легчайшего «Шевроле». Бразилец мгновенно нагнал Мюллера, чтобы продолжить великолепную дуэль, которую они устроили на последних километрах гонки в Портимане. Темп Энрике на сей раз был на секунду выше, и он мог проводить атаки даже по внешнему радиусу. Естественно, Мюллер долго сопротивляться не мог, и Бернольди унесся вперед, ставя один лучший круг за другим.

В ГТ2, как и ожидалось, новая «Феррари», спецификации 2010 года, доверенная в единственном экземпляре лидерам чемпионата Джанмарии Бруни и Тони Виландеру, не оставила соперникам ни единого шанса. Бруни увеличивал отрыв по полсекунды на круге, а главный соперник в лице Эммануэля Коллара, как всегда, начал неважно, обретаясь в хвосте пелотона и экономя резину. Честь «Порше» привычно отстаивал юниор Мартин Раггингер, а после череды пит-стопов зрители опять увидели знакомую картину: сменщик Мартина Лучини сдерживает другого юниора Марко Хольцера, а позади к ним подбирается высокоскоростной Ричард Вестбрук, который будто приносит с собой дополнительные лошадиные силы в черно-белый бельгийский 911-ый. Правда, на этот момент впереди них уже пять «Феррари», но темп дуэта Хольцер-Вестбрук достаточно высок, чтобы надеяться на подиум.

В середине гонки Бернольди, чтобы не рисковать, позволил своему сменщику Роберту Стрейту находиться за рулем всего лишь 35 минут. К чести последнего, он проигрывал темпу Энрике всего по секунде на круге, что позволило вернуться первому пилоту в лидерах. Бартельс с Бертолини повторили свою излюбленную стратегию, сэкономив время на замене резины на последнем пит-стопе, что помогло им сохранить пятое место. Учитывая то, что Хеземанс простоял у гаража 15 минут, пока механики искали неисправность в системе зажигания, ситуация в личном зачете для голландца стала катастрофичной: он не попадал даже в зачетную восьмерку по итогам гонки. Сломанный распредвал уже ничего не поменял в раскладе чемпионской гонки. Возможно, Хеземанс еще припомнит Рателю решение не присуждать двойную порцию очков за марафон в Спа – по старой системе голландская команда уверенно лидировала бы в чемпионате. В «Витафоне» умудрились в очередной раз испортить настроение болельщикам, пустившись во все тяжкие и зазвав третью машину на внеплановый пит-стоп, чтобы пропустить вперед Бертолини. 

В ГТ2 Вестбрук с Хольцером разобрались-таки с двумя легкими «Феррари», но до новейшей итальянской модели дотянуться они не смогли. Счастливый победитель Тони Виландер отметил единственное неудобство новинки: в салоне жарче, чем в старой модели. С уверенностью можно утверждать, что на последнем этапе в Бельгии будет также не по-осеннему горячо: ситуация в личном зачете обостряется, и лишь неумелое вмешательство технического бюро с гирьками может помешать великолепному завершению сезона в гонках ГТ.