5 мин.

Увольте, увольте...

Разумеется, досрочное расторжение контракта в период мирового финансового кризиса — дело хлопотное. На одних «неустойках» и компенсационных выплатах за невыполнение спонсорских обязательств можно если не разориться, то получить чувствительную пробоину в бюджете наверняка. Однако заметим, что во многих трудовых соглашениях гонщиков – особенно тех, кто не входит в топ-когорту – прописан ряд опций, позволяющий расстаться друзьями без серьезных материальных потрясений. Посему случаи, разбираемые ниже, на наш взгляд, максимально приближены к реальности.

Себастьян Бурдэ («Торо Россо»)

Маленький тест для вас, друзья мои: навскидку сможете припомнить, кого еще не винил в своих неудачах француз за время выступлений в дочерней конюшне Дитриха Матешица? Кроме Господа Бога, признаться, автору этих строк на ум больше никто не приходит. Возникла недостаточная поворачиваемость — прокололся гоночный инженер, не подсобивший в корректировке настроек. Вылезла наружу поворачиваемость избыточная — анафеме предаются парни из «Бриджстоуна», напортачившие с выборов резины на Гран-при. Случилась авария — в 99 случаях из 100 облажался соперник. Как здесь не вспомнить перл после Гран-при Великобритании «не знаю, кто из нас виноват, но Ковалайнен был неправ». Согласитесь, это вообще шедевр, особенно при оценке банального гоночного инцидента! Кого еще забыли? Ах да! Болид… Ведь ему «постоянно не хватает скорости, стабильности и чуткости в управляемости» и, кстати, ребята в Фаэнце могли бы над этой проблемой поработать. Ну, и естественно, руководство — особенно в лице Франца Тоста — которое не верит в талант пилота и делает все, чтобы пригласить в конюшню пилота с более звучным или брендовым именем. Мол, если бы французу доверяли, то всячески поддерживали его в горе и в радости (ведь это он завоевал целых ДВА очка в нынешнем сезоне и аж ЧЕТЫРЕ в предыдущем), а не морили неопределенностью в межсезонье, да экономили на окладах в нынешнем году…

Возможно, где-то с иронией перегибаем, но чисто из любопытства проштудировав пост-гоночные интервью Себа последних полутора лет, на самом деле столкнулись исключительно с потоками негатива и брюзжания. И ладно бы это заметили только «конъюнктурные журналисты» (как наверняка не преминут съязвить поклонники «быков»), но жизненную позицию Бурдэ осуждают куда более авторитетные в мире автоспорта люди. Например, четырехкратный чемпион мира Ален Прост заявил: «Французский гонщик быстро стал воспринимать все негативном свете. Я не критикую его, просто пытаюсь объяснить. Но нужно что-то менять в своем отношении». Его поддержал и руководитель «Торо Россо» Франц Тост, в адрес которого пилот не раз отпускал нелицеприятные заявления. Проще говоря, все идет к тому, что в скором времени ипохондрика из Ле-Мана терпеть в команде перестанут. Благо список кандидатов на замену уже сегодня пухнет от заявок: Джорджо Пантано, Бруно Сенна, Витантонио Лиуцци, Такума Сато…

Нельсон Пике-младший («Рено»)

Если в обязанности Флавио Бриаторе на самом деле с нового сезона вменится организация зрелищной составляющей гонок, то бразилец, без сомнения, на веки вечные пропишется в элитном классе. Сын трехкратного чемпиона мира веселит публику не только на треке, но и за его предалами. Мистер «во-всех-моих-авариях-виноваты-холодные-тормоза» порой умудряется допускать столь невероятные ошибки пилотирования, что задаешься глобальным вопросом: «Ээээ… Мы вообще «Формулу-1» смотрим или что?» Ладно, бывают ляпы при атаках, когда контролировать болид и синхронизировать работу рулем и педалями стократ сложнее, поскольку психологическое давление гнетет неимоверно. Но блокировать ось на раннем торможении, когда при подходе к шпильке в радиусе нескольких метров нет ни одной живой соперничающей души — это, знаете ли, перебор… Особенно на фоне традиционных заявлений накануне Гран-при: мол, если повезет, поборюсь за победу, а если нет — постараюсь попасть в очки. И это в то время, когда напарник — двукратный чемпион мира, между прочим — высказывает серьезные сомнения относительно баланса машины и говорит о том, что собранных для настройки данных не хватает для выработки идеальной стратегии. Так и хочется полюбопытствовать у бразильца, когда он успел обойти Фернандо Алонсо в искусстве доводки машины.

Босс «Рено» еще год назад хотел распрощаться с бразильцем, но, по слухам, Нельсон Пике-старший в очередной раз спас карьеру непутевого сына, использовав дружеские связи для продления контракта. Второй раз подобная уловка вряд ли «прокатит», посему уже сегодня именитый отец всеми правдами и неправдами старается повысить статус сына. То заявляет, что Нельсиньо на отдельных этапах выглядел лучше Нандо, то призывает выделить молодому пилоту неограниченный кредит доверия (мол, поддержка его раскрепостит, а давление угробит), то намекает на готовность принять урезание зарплаты на следующий сезон ради сохранения места под солнцем. Но что-то подсказывает, что для Пике-младшего уже давно идет обратный отсчет: после восьми этапов гонщик состоит в малопрестижном клубе «бараночников» — пилотов, в зачете которых нет ни одного балла! Соседство с Казуки Накадзимой, Адрианом Сутилем и Джанкарло Физикеллой для «Рено» — словно бельмо на глазу. Тем паче что в загашниках есть раскрученный француз (!) Ромен Грожан, мистер «японская иена» Такума Сато, совсем недорогой, но имеющий опыт выступлений в «Ф-1» Энтони Дэвидсон и ряд пилотов серии GP2.

Ник Хайдфельд («БМВ-Заубер»)

Здесь все намного банальнее и прозаичнее. Увольнять никто никого не будет — с представителем Менхенгладбаха просто не продлят трудовое соглашение. Как метко заметил Ники Лауда, «парень в ловушке. Срок его контракта истекает, а на пролонгацию он не может претендовать, поскольку машина-2009 не способна решать серьезные задачи». Действительно, нынче в активе «Квик-Ника» лишь шесть очков и двенадцатая позиция в личном зачете. Да, дела у напарника обстоят еще хуже, но Роберт Кубица пока что защищен от безработицы. Нику же придется доказывать, что в свои 32 он еще может приносить пользу баварцам, не меньшую, нежели талантливый (и более выгодный в финансовом плане) тестер Кристиан Клин либо молодые пилоты из программы «Ред Булл», в которых многие сегодня пытаются рассмотреть новых феттелей.

О шаткости позиций немца говорят и его собственные действия: ныне Хайдфельд ведет переговоры сразу с несколькими конюшнями «Ф-1» на предмет выступлений в их рядах в 2010-м. Заметьте: обычно кадровый вопрос «бимеры» поднимают лишь к осени, Ник же активно сел на телефон уже в середине июня! И это несмотря на заверения шефа хинвильцев Марио Тайссена о нежелании что-либо менять в линейке пилотов в ближайшее время…

Грех не вспомнить и о том, что два межсезонья кряду позиции Хайдфельда в БМВ находились под угрозой — слухи о замене немца то и дело взрывали ленты новостей. Однако доктор Марио верил в счастливую звезду пилота и в маркетинговую отдачу от проекта «немецкий пилот в немецкой конюшне», посему оставался верен кооперации. Ныне, похоже, приоритеты изменились. Думается, на это повлияли фатальные трудности Ника при нахождении общего языка с машинами в последние годы (не секрет, что модели-2008 и 2009 больше учитывали стилистические пристрастия Кубицы) плюс прогресс поляка в работе с болидом, особенно черновой. Так смена командной прописки одним из самых аккуратных представителей пелотона видится весьма и весьма реальной.